Городище позднебронзового времени Надеждинка V

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521245

IDR: 14521245

Текст статьи Городище позднебронзового времени Надеждинка V

Памятник расположен на первой надпойменной террасе правого берега р. Тара в 2,5 км к югу от озера Линево на мысу, который возвышается над оз. Макарьева Лука (старица р. Тара) на 4-5 м. В 2,5-3 км к северо-северо-западу от памятника располагалась д. Тамочная, ныне несуществующая. В 3,5 км к северо-востоку от городища находится д. Надеждинка, где зимой живет 1-2 семьи. Мыс имеет ширину около 200-210 м и имеет две оконечности. Западная ориентирована по линии ВСВ-ЗЮЗ. По ней проходит дорога к устью р. Нижняя Тунуска, которой иногда пользуются рыбаки или охотники. Оконечность мыса ограничена с запада старицей р. Нижняя Тунуска, Здесь располагается могильник Надеждинка IV, который исследует С.Ф. Татауров. Восточная оконечность мыса ориентирована по линии СЗ-ЮВ. Она рассечена двумя небольшими овражками, по которым проложены тропы к месту рыбалки на Макарьевой Луке. Этот участок мыса ограничен с востока озером. К югу от мыса располагается безымянное старичное озеро, образованное р. Тара. Из этого озера к Макарьевой Луке прорыта канава шириной до 2-3 м для спуска воды на осенней рыбалке. Поверхность мыса ровная, покрыта редкими березами, травой, хорошо задернована.

Городище располагается на южном участке мыса, ближе к восточной оконечности. Максимальная длина памятника, ограниченная рвом и валом – 90 м, ширина – 35-40 м. Форма городища приближается к прямоугольной. Фактически это городище берегового типа. Высота вала в восточной части городища (в районе оврага и раскопа) достигает высоты до 30-40 см, в западной части (ближе к могильнику) вал имеет высоту до 5-15 см. Ширина вала в основании – до 2 м на всем его протяжении. С внешней стороны вала располагается ров. Его ширина около 1-5 м в восточной части городища и около 1 м в западной. Глубина рва – до 15-20 см.

Памятник нашел Б.В. Мельников в 1991 году, затем его осматривали М.Ю. Сафаров и М.А. Корусенко. В 2003-2004 и 2006 годах совместная экспедиция Омского филиала ИАЭТ СО РАН (тогда ОФ ОИИФФ СО РАН) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (руководитель С.С. Тихонов) раскопала на городище около 440 кв. м в притеррасной части памятника. В раскоп вошли части рва и вала.

Стратиграфия памятника следующая:

Дерн имел мощность от 10 до 20 см в разных частях раскопа. Под ним располагался слой серого песка толщиной от 25 до 35-40 см в разных час- 486

тях раскопа. Ниже располагался белый песок мощностью 10-20 см. Под ним залегала желтая или желто-серая глина – материк. В целом же мощность культурного слоя редко превышала 50-55 см.

Основной культурный комплекс городища – материалы сузгунского времени, предварительно датированные XII-X вв. до н.э. Чаще всего встречалась керамика этой культуры, в том числе и в развалах (их расчищено 13). Было найдено около 40 штук глиняных «булок», из них около 20 целые или почти целые. Оказалось, что они имеют разную форму: линзовидную, округлую, подпрямоугольную и т.д. Все они сделаны из глины без примесей, у всех слабый обжиг. Часть «булок» расчищена в скоплении, образовывавшем округлую вымостку диаметром около 1 м, а «булки» располагались в ней с небольшим наложением друг на друга, наподобие рыбьей чешуи. На этой вымостке и над ней располагались мелкие фрагменты костей животных, мелкие фрагменты сузгунской керамики.

Интересны находки двух антропоморфных фигурок, которые аналогичны изделиям, найденных В.И. Молодиным на памятниках Барабы. Материалы эпохи поздней бронзы располагались преимущественно на глубине 20-35 см ниже дневной поверхности.

После выборки культурного слоя на уровне материка прослежено пятно, при вскрытии которого открылась яма подпрямоугольной формы, размерами около 7х4 м, глубинной 5-10 см в материке. Над этой ямой, начиная с глубины 15-20 см, прослеживался прокаленный песок. Возможно это остатки сгоревшего жилища. На это косвенно указывают обугленные фрагменты дерева и бересты, найденные над материком (в 5 см выше), К сожалению, на дне ямы находок не обнаружено.

Ров при выборке оказался глубиной около 1,5 м, Внутренняя часть рва (со стороны городища) имела наклон около 70 градусов. Склон рва с напольной стороны был более пологий (угол около 45-50 градусов). Вероятно вал состоял из дерна и вынутой изо рва земли, поскольку в нем следов деревянных конструкций или столбовых ям не зафиксировано. Возможно, строительство оборонительных сооруженный было одноактовым, поскольку следов подсыпки вала или углублений рва не отмечено. Находок во рву не было.

На городище найден небольшое количество средневековых материалов, чаще всего керамика, ее культурную принадлежность установить удавалось не всегда. Но есть фрагменты потчевашской культуры и более позние (татарские?). К средневековью относится железный нож, бронзовая ременная пряжка и кельт-тесло, найденные в культурном слое. Эпохой средневековья следует датировать и грунтовое захоронение воина, Он был похоронен по обряду трупоположения вытянуто на спине головой на юго-запад. Сопровождающий инвентарь составили железный кельт-тесло, десять железных черешковых наконечников стрел, положенных в ногах, два железных изделия непонятного назначения, бронзовая пластина и фрагмент керамики. Могила точно пока не датирована. Не исключено, что она относится и к позднему средневековью.

В притерраснойчасти городища найдено интересное глиняное сооружение. Первоначально неглубокую ямку (до 5 см) была налита жидкая глина и образовалась горизонтальная площадка диаметром 0,8-1 м, после того как глина высохла, ее вторично залили жидкой глиной, но уже тонким слоем (2-3 см). На этой площадке и над ней были обнаружены средневековые фрагменты керамики, жженые кости животных, сама она была слегка обожжена (костер?). Это сооружение, вероятно, относится к средневековью.

Пока не определена дата литейной формы. Сохранилась только одна ее половина овальной (?) формы. Судя по направлению течения глины, ее изготовление было следующим: была изготовлена нижняя часть – основа, к ней примазали верхнюю часть с емкостью для разливки металла, о затем две части обмазали глиной. Емкость для заливки металла – это круглая выемка, диаметром 27 мм, глубиной – 9 мм. Возможно в этой форме отливали круглые бляхи или нашивки.

Материалы переходного времени от бронзового к железному веку (красноозерские) и ранней бронзы (кротовские) представлены незначительно.

В целом картина освоения этого участка Притарья представляется следующей. В кротовское время мыс у оз. Макарьева лука иногда посещали группы населения, оставившие так кротовскую керамику. В эпоху поздней бронзы на этом месте было сооружено городище, на котором, возможно были слегка углубленные в материк жилища. Время сооружения городища (поздняя бронза) никаких сомнений не вызывает. Судя по насыщенности культурного слоя, жизнь в это время на городище не была особо интенсивной. По крайней мере по мощности культурного слоя и его насыщенности оно существенно уступаем памятникам сузгунского времени на Иртыше в урочище Темеряк (поселение Алексеевка XIV, изучавшееся автором несколько сезонов в середине 1990 годов. Оно имеет протяженность вдоль останца по меньшей мере на 600-800 м, в глубину от его края на 50-70 м, а мощность культурного слоя составляет до 0,8-1 м.) и на р. Таре близ д. Окунево (городища Юрт-Бергамак I и Юрт-Бергамак IV, исследованные А.В. Полеводовым). Однако, сузгунцы жили не только на территории городища, но и к западу от него, в напольной части. Так, в раскопах С.Ф. Татауро-ва на могильнике Надеждинка IV сузгунская керамика встречается довольно часто. В красноозерское время люди посещали это место не часто. Совершенно нет материалов раннего железного века и раннего средневековья. В развитом или позднем средневековье люди здесь выполняли какие-то культовые действия и похоронили умершего. Не исключено, что средневековые материалы следует связывать с потчевашской, культурой. Потчевашские материалы есть и на других памятниках эпохи позднй бронзы – поселении Алексеевка XIV, и на городищах Юрт-Беграмак I и IV. Но возможно часть средневековых находок одновременны материалам могильника Надеждинка IV и городища Надеждинка VII, которые по мнению С.Ф. Татаурова соотносятся с материалами Сибирского ханства времен Кучума.

Статья