Государственная политика по борьбе с голодом во второй половине XIX столетия
Автор: Шель Т.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 5-1 (44), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности, основные действия государственной власти по формированию и реализации продовольственной политики в Российской империи во второй половине XIX столетия. Деятельность правительства по борьбе с голодом в этот период истории характеризуется системностью и четко выработанной политикой, которая позволяла решать проблемы обеспечения населения зерном и хлебом в комплексе с другими проблемами.
Неурожай, голод, защита от голода, государственная политика, государственная поддержка, продовольственная безопасность
Короткий адрес: https://sciup.org/170187628
IDR: 170187628 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10442
Текст научной статьи Государственная политика по борьбе с голодом во второй половине XIX столетия
Проблема неурожаев и порожденного ими голода была одной из наиболее значимых на протяжении всей истории человечества. Массовый голод как для Европы, так и для России в том числе, был достаточно частым явлением, которое заставляло власть разрабатывать новые подходы и определять наиболее эффективную политику, обеспечивающую защиту населения от голода. Во второй половине XIX столетия сложилась система мер государственной поддержки, направленная на сокращение последствий от недородов и голода. Эти решения и действия власти, позволили в дальнейшем избежать тяжелых последствий при наступлении голодных лет в начале XX века.
В 1870-1880-е годы в отдельных регионах Российской империи случилась нехватка продовольствия. Так, например, голод был зафиксирован в Оренбургской, Самарской и Казанской губерниях, при том, что в близлежащих территориях наблюдался переизбыток урожая, при котором даже не всегда удавалось его сбывать. В связи с этим в 1884 г. император Александр III принял решение возложить всю ответственность за оказание помощи голодающим между земскими и губернскими властями, действия которых должны быть скоординированы между собой, а решения – согласованы. Данная мера позволила смягчить последствия неурожаев 80-х гг. XIX столетия. При этом в 1891-1892 гг. в
Российской империи разразился страшный голод, который потребовал обеспечения продовольствием населения и введения новых дополнительных мер защиты от недоедания и вызванных им болезней и высокой смертности. При этом неорганизованность, бессистемность и отсутствие согласованности в действиях властей на различных уровнях не дали положительного эффекта от предпринимаемых мер. Например, губернские и волостные запасы в некоторых регионах были значительно меньше, чем это указывалось в нормативных документах и предписаниях правительства [1]. Для пополнения земских запасов были предприняты попытки покупки зерна и хлеба у купечества, но это лишь привело к росту цен и спекуляциям [2]. В голодающие регионы направлялись железнодорожные составы с зерном, которые перекрывали транспортное сообщение в государстве. Стоит отметить и то, что водный транспорт и в частности водные грузоперевозки продовольствия использовались гораздо реже и в меньших объемах. Для насыщения внутригосударственного рынка и снижения цен на зерновую продукцию правительство предприняло достаточно крайнюю меру – запрет экспорта зерна, что в свою очередь привело к снижению экспортных цен и вытеснению российских производителей и торговцев с рынков Англии, Германии.
При этом на период голода 18911892 гг. приобрела широкие масштабы и популярность среди богатых благотворительная помощь голодающим, оказание которой координировалось Особым комитетом Наследника Цесаревича. Благотворительные организации под руководством Особого комитета Наследника Цесаревича всячески поддерживали домохозяйства, помогали бороться с болезнями и эпидемиями, осуществляли закупки кормов для домашних животных и птицы, семян для посевов, организовывали благотворительные лотереи и ярмарки, собирали пожертвования, обеспечивали тягловым скотом безлошадные дворы и т.д.
Значительную роль в оказании благотворительной помощи сыграли Православная церковь и другие религиозные организации России: во всех храмах и церквях собирали пожертвования в пользу голодающим, монастыри выделяли часть средств на обеспечение нуждающихся продовольствием [3].
Активной благотворительной деятельностью занималось Общество Красного Креста. Им были собраны денежные в помощь голодающим, открывались столовые, приюты и ночлежки, организовывалась работа десятков передвижных санитарных отрядов в местах распространения эпидемий оспы, цинги и холеры.
Созданы и новые общественные организации, занимающиеся благотворительной деятельностью. Например, Московский комитет под председательством великой княгини Елизаветы Фёдоровны, Санкт-Петербургский епархиальный комитет, местные губернские и уездные комитеты и попечительства. Свой вклад внесли и частные лица, меценаты, за счет пожертвований которых открывались благотворительные столовые и пункты раздачи обедов, пекарни, покупался тягловый скот и корма для скота и птицы [2, с. 118].
В истории по отношению к голоду в 1891-1892 годах высказываются учеными-исследователями весьма неоднозначные точки зрения из-за его последствий. Во-первых, как отмечает С.А. Нефедов, «широкие масштабы предоставления помощи отчасти нейтрализовали неблагоприятные политические последствия голода. Источники не отмечают подъема крестьянских волнений; крестьяне не проявляли политической активности, они были по-прежнему покорны властям…» [4, с. 318]. Это может быть связано с тем, что помощь была оказана значительной части населения, поэтому массовых крестьянских волнений, не наблюдалось. При этом среди интеллигенции было много недовольных предпринимаемыми правительством мерами, что привело к росту и усилению оппозиционных настроений в обществе. Во-вторых, голод 1891-1892 гг. вызвал кризис в сфере производства зерна и промышленности, привел к сокращенью поголовья скота, к уменьшению объемов внутреннего и внешнего товарооборота. Поэтому правительство предпринимало различные меры по поддержанию крестьянства и помещичьих хозяйств уже после окончания этого голодного периода, например, смягчая условия выплаты ссуд и даже списав частично крестьянские долги в Общеимперский продовольственный капитал и в казну, что зачастую порождало и формировало иждивенческую позицию, и государственная помощь воспринималась как некая обязательная и неотъемлемая мера, которая должна быть на постоянной основе.
Анализ голода 1891-1892 годов и его последствий позволил власти обратить внимание на проблемные точки в государстве, определив направления дальнейшего развития отдельных отраслей. Так, например, было увеличено железнодорожное строительство, развивался водный транспорт. В связи с этим, согласно данным Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, «подвоз хлеба в нуждающиеся местности в XX в. уже не встречает тех затруднений, как в старое время... в настоящее время с развитием железнодорожной сети в Европейской России едва ли найдутся такие местности, которые голодали бы из-за невозможности подвезти хлеб из урожайных районов» [5].
Сложившаяся и усовершенствованная система защиты от неурожаев относительно неплохо себя показала во время следующего голода 1897-1898 гг.: ссуды из губернских и общеимперских фондов способствовали не только преодолению голода, но и поддержанию поголовья скота, общественные работы были лучше организованы и принесли ощутимую пользу, льготная доставка кормов для домашнего скота в зимний период позволила избежать существенного падежа лошадей, открытие казенных угодий для выпаса кре- стьянского скота и заготовки сена также позволило избежать значительных потерь в животноводстве. Показала свою эффективность и работа благотворительных негосударственных организаций и отдельных меценатов.
В конце XIX столетия сформировался и научный подход к обеспечению защиты населения от неурожаев и, как следствие, голода. В частности, в 1899 году было учреждено Особое совещание под председательством А.И. Звягинцева, которое изучало экономику русского Черноземья. Особое совещание определило губернии, которые наиболее были подвержены неурожаем. Выявленные угрозы позволили сформировать рекомендации и по-новому подойти к обеспечению продовольственной безопасности этих регионов. Так, например, трехуровневая система продовольственных запасов претерпела изменения и была преобразована в четырехуровневую, включавшую общественные, частные, губернские, Общеимперский фонды, что позволило в дальнейшем избежать при неурожае 1901 г. и сильного голода.
Таким образом, опыт борьбы с голодом и его последствиями показал, что действия властей по решению данной проблемы и обеспечению безопасности населения в продовольственной сфере во второй половине XIX века носят относительно продуманный подход и структурированный характер. При этом учитываются текущие недоработки и проблемы, работа над кото- рыми позволяет усовершенствовать и обеспечивать другие отрасли. Например, проблемы с перевозкой зерна позволили обратить внимание на развитие транспортной отрасли, увеличить железнодорожное строительство. Активное содействие в помощи голодающим государству оказывала общественность. Увеличился процент благотворительных организаций. Хотя действия властей на местах не всегда были согласованными и адекватными происходящей обстановки, что значительно сокращало эффективность предпринимаемых мер правительством. Стоит отметить, чтобы в дальнейшем вопрос обеспечения продовольственной безопасности решался более слаженно и системно, начали формироваться научные подходы к решению проблем в данной сфере.
Опыт борьбы с неурожаями и голодом во второй половине XIX века имел положительный эффект и был использован и дальнейшем, что позволило минимизировать последствия голодных лет, которые случались уже вначале XX века.
Список литературы Государственная политика по борьбе с голодом во второй половине XIX столетия
- Задолженность сельских обществ по казенным, земским и мирским окладным сборам и в продовольственные капиталы, из обследования 1893 г. о сельских обществах 46 губерний Европейской России. - СПб.: Изд. ЦСК МВД, 1894. - Т. 32. - 182 с. - (Временник Центрального статистического комитета МВД)
- Ермолов А. С. Неурожай и народное бедствие. - СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1892. - 270 с.
- Синельников С.П. Русская Православная Церковь и голод 1891-1892 гг. //"Волга". - 1999. - №12.
- Нефедов С.А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV - начало XX века. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2005. - 543 с.
- Голод в России // Новый энциклопедический словарь. - СПб: Ф.А. Брокгаyз и И.А. Ефpон, 1913.
- Лоза Г.Г., Строкова Т.А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы: моногр. / Г.Г. Лоза, Т.А. Строкова. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 133 с.
- Хлебные запасы в общественных магазинах и местные продовольственные капиталы к 1-му сентября 1891 года в Европейской России. - СПб: Изд. ЦСК МВД, 1892. - Т. 24. - 119 с. - (Временник Центрального статистического комитета МВД).