Государственность Чеченской Республики и ее значимость в составе федерации

Автор: Вагапов М.А.

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Политика и экономика Евразии

Статья в выпуске: 5 (64), 2023 года.

Бесплатный доступ

Анализ различных историко-правовых аспектов становления и развития России, многонационального, многоконфессионального государства с огромной территорией, сложной политической и национальной историей, не может считаться оконченным и полным без всестороннего изучения отдельных сегментов, феноменов, к каковым можно отнести государственность Чеченской Республики, которая с начала 90-х гг. XX столетия являлась самым сложным и нестабильным в политико-государственным отношении регионом Российской Федерации. Вследствие действий деструктивных сил развитие государственности Чеченской Республики было приостановлено. Республика оказалась вне политических и правовых процессов Российской Федерации. Для восстановления государственности Чеченской Республики в составе федерации потребовались десятки лет. Это стоило огромных затрат, что было обусловлено ее значимостью в укреплении самой федерации. Автор статьи предлагает свое видение государственности Чеченской Республики и ее значимости в составе России.

Еще

Государственность, суверенитет, государство, федерация, республика

Короткий адрес: https://sciup.org/140303570

IDR: 140303570   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2023_64_5_141

Текст научной статьи Государственность Чеченской Республики и ее значимость в составе федерации

Среди ученых-юристов до сих пор продолжаются споры о том, каким государством быть России: унитарным или федеративным; обладают ли республики – субъекты Российской Федерации государственностью. Отдельные ученые высказывают опасения по поводу возможного проявления «бытового национализма», «агрессивного национализма» сецессионной направленности в связи с предоставлением субъектам государственности и приходят к выводу о сомнительности наличия у них таковой [6], с чем согласиться нельзя.

Методология юридической науки предусматривает необходимость изучения содержания наиболее значимой по теме юридической категории. В нашем случае такой категорией является понятие «государственность». Без выяснения указанной дефиниции не представляется возможным определить значимость чеченской государственности в составе Российской Федерации.

В российскую юриспруденцию научную категорию «государственность» ввел профессор А.Б. Венгеров, который различает однокоренные категории «государство» и «государственность». При этом он констатирует, что «государственность» более широкое понятие, чем «государство» [7].

Вслед за ним Е.А. Лукьянова считает, что государственность – это нечто, безусловно, связанное с государством, его качественное состояние, зависящее от различных причин [13].

Соглашаясь с приведенными мнениями, приходим к выводу о том, что основным элементом «государственности» является «государство».

Представляется, что в содержание категории «государственность» СССР – Российской Федерации необходимо также включить государственный суверенитет, характер государства с совокупностью институтов государства, реализацию субъектами (гражданами, коллективами, обществом, этносами, нациями, народами, общественными и религиозными объединениями, территориальными образованиями) в тот или иной исторический период соответствующих функций государства.

В период Российской империи не стоял вопрос о предоставлении государственности народам Северо-Кавказского региона, в том числе чеченскому.

Однако в тот период времени установились социально-экономические и духовные связи чеченской нации с соседним русским населением, что явилось предпосылкой формирования ее позитивного межнационального менталитета, обусловившего добровольное вхождение в состав 142

Российской империи, а в советский период – формирование государственности Чечни.

Революции 1917 года привели к распаду Российской империи, что обусловило возможность самоопределения народов по национально-территориальному признаку.

К первому правовому акту, определяющему чеченскую территорию как самостоятельный субъект, имеющий признаки «государственности», полагаем, следует отнести Декрет ВЦИК РСФСР от 30 ноября 1922 года [14]. Декрет включил в состав РСФСР Чеченскую автономную область, а позднее (4 января 1923 года) постановлением Президиума ВЦИК РСФСР за областью была закреплена территория исторического проживания этноса.

Следует отметить, что на более раннем этапе советской власти делались попытки создания государственного образования на территории проживания чеченского этноса, однако данный период, на наш взгляд, являлся переходным на пути к самостоятельному национально-государственному образованию чеченской народности. К этому периоду следует отнести образование Горской автономной Советской Социалистической республики, которая позднее была упразднена с образованием Осетинской и Ингушской автономных областей. В 1934 году Чеченская и Ингушская автономные области объединились в Чечено-Ингушскую автономную область [9].

Согласимся с мнением ученых, что эти автономные области нельзя назвать государствами, они являлись лишь национально-территориальными образованиями [10].

Развитие государственности чеченской территории связано с принятием в 1936 году Конституции СССР [1] и в 1937 году Конституции РСФСР [2], которые определили новый статус территории как Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика (ЧИАССР). В 1937 году была принята Конституция ЧИАССР [3], которая определила данную территорию как социалистическое государство.

Итак, становление и развитие национальнотерриториального и государственного строительства Чечни в советский период происходило в следующих формах: национально-территориальный округ автономной республики (1921–1922 гг.); самостоятельная автономная область в рамках РСФСР (1922–1934 гг.); объединенная самостоятельная автономная область Чечни и Ингушетии в составе РСФСР (1934–1936 гг.). Все эти организационные формы относятся к предгосударственным образованиям. Государственное образование – объединенная автономная республика Чечни и Ингушетии (1936-1991 гг.), с временным перерывом в ее функционировании в связи с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории», а затем восстановлением государственности ЧИАССР в 1957 г. [11].

Прекращение существования СССР Минским Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых государств» [5], предшествовавшие этому события привели к кризису государственности Чечни в 90-е годы XX века. Государственность Чеченской Республики в составе Российской Федерации была приостановлена.

Историко-правовой анализ государственности России и ее субъектов после прекращения существования СССР показывает, что в любом государстве, даже в самом благополучном, находятся деструктивные силы, которые при слабой власти, неадекватности личности первого руководителя государства занимаемой должности, используют неконституционные меры для расшатывания существующей политической системы и на этой основе для подрыва основ государственности.

В этой связи государственно-правовая коллизия на территории Чеченской Республики в 90-е годы свидетельствует, что попытки нового руководства республики, пришедшего к власти на «волне перестройки», разрыва федеративных отношений с Центром, отказа от советской формы власти и ее экономической основы, выхода из состава Российской Федерации, получения международного признания «суверенной государственности Ичкерии» не увенчались успехом ввиду общенационального непринятия народом предложенного пути развития Чеченской Республики.

Восстановление государственности Чеченской Республики оказалось сложной процедурой, стоило Российской Федерации огромных средств, происходило на фоне трагических событий как в самой Чеченской Республике, так и на территории других субъектов Российской Федерации.

Вместе с этим возрождение государственности Чеченской Республики имело огромное значение. Оно способствовало, с одной стороны, социально-экономическому, политическому, духовному возрождению чеченского народа, с другой - укреплению российского федерализма, обновлению федеративных отношений в условиях перехода от советского федерализма к российскому, устранению негативных явлений, противоречий между Российской Федерацией и одним из ее субъектов – Чеченской Республикой.

Изложенное позволяет прийти к следующим выводам.

  • 1.    Позитивный межнациональный менталитет чеченской этнонации, обусловивший добровольное вхождение в состав Российской империи, а в советский период - формирование государственности Чечни, складывался в результате возникших прочных социально-экономических и духовных связей с соседним русским населением.

  • 2.    В любом государстве, даже в самом благополучном, находятся деструктивные силы, которые при слабой власти, неадекватности личности первого руководителя государства занимаемой должности, используют неконституционные меры для расшатывания существующей политической системы и на этой основе подрыва основ государственности.

  • 3.    Попытки деструктивных сил в Чеченской Республике по разрыву федеративных отношений, выходу из состава Российской Федерации не увенчались успехом ввиду общенационального отторжения народом предложенного пути развития Чеченской Республики.

Список литературы Государственность Чеченской Республики и ее значимость в составе федерации

  • Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята 5 декабря 1936 г. Л.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936.
  • Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года. Л.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1937.
  • Конституция ЧИАССР. Принята на внеочередной восьмой сессии Верховного совета ЧИАССР 26 мая 1978 года.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. 1 июля. № 31. Ст. 4398.
  • Соглашение от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. 19 декабря. № 51. Ст. 1798.
  • Дегтярева А.К. Российская государственность: национальное государство или государство нации // Наука, искусство, культура. Вып. 4(24). 2019. С. 155–161.
  • Венгеров А.Б. Теоретические вопросы российской государственности // Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства. М.: Юристъ, 1996. С. 176–254.
  • Бобылев А.И. Государство, государственная власть, органы государственной власти в России: понятие, их соотношение // Право и государство: теория и практика. 2008. № 12(48). С. 16.
  • Вагапов М.А. Значение правовых механизмов при разрешении политического кризиса на примере Конституционного становления Чеченской Республики // Вторые Кадыровские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной
  • 10-летию Референдума 23 марта 2003 года и принятия Конституции Чеченской Республики. 2013. С. 159-172.
  • Афанасьева В.И. Россия первой четверти ХХ столетия: формирование государства нового типа. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 110.
  • Гакаев Х.А. От депортации чеченского народа к его политической реабилитации // Восстановление Чечено-Ингушской АССР – решающий фактор реабилитации чеченского народа: Материалы республиканской научно-практической конференции. Грозный: СЕРЛО, 2007. С. 6–7.
  • Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства: учебник. М.: НОРМА, 2002. C. 591.
  • Лукьянова Е.А. К вопросу о специфике российской государственности // Вестник МГУ. Сер. 12. 2002. № 31. С. 14.
  • Декрет ВЦИК РСФСР от 30 ноября 1922 года // СУ РСФСР. 1922. № 80. Ст. 1009. // История государства и права Чечни: Хрестоматия. Ч. 1. Махачкала: Типография АЛЕФ, ИП Овчинников М.А., 2013. С. 134.
Еще
Статья научная