Графические средства художественной выразительности как способ языковой креации в лирике немецкого постмодерна

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию экспрессивных стилистических средств в лирике немецкого постмодерна, создающих особый графический код и формирующих художественное пространство инновационных смыслов, в котором читатель дублирует креативный процесс.

Графические средства, когниция, лирика, постмодернизм

Короткий адрес: https://sciup.org/148101797

IDR: 148101797

Текст научной статьи Графические средства художественной выразительности как способ языковой креации в лирике немецкого постмодерна

Гносеологические процессы, происходящие внутри художественного текста, можно разделить на следующие типы: 1) формирование инновационных идей в результате обращения к культурному коду и его дальнейшей переработки; 2) порождение нового смысла через язык; 3) инсайт.

Исследование экспрессивных графических средств обладает особой актуальностью с точки зрения искусства постмодерна, которое основано на интеллектуальной игре с читателем, порождающей собственные коды и шифры.

Большинство современных поэтов обыгрывают сам облик лирического текста. Таким образом, не только слово, но и расположение языковых знаков получает приращение смысла. Наиболее распростран ё нный графический при ё м связан с особым оформлением строфы. В стихотворениях Х.Домин, короткие строки, состоящие из одного или двух слов, разрывают строфу или заканчивают е ё :

Das eigene Wort, wer holt es zurück, das lebendige eben noch ungesprochene

Wort? 1

Вынесенное на отдельную строчку «Wort» становится для читателя вещью в себе, получает некое универсальное значение, независимое от контекста. Слово воспринимается читателем как метасимвол – не только невысказанное ( ungesprochen ) и живое ( lebendig ), но равнозначное целому миру.

Г.Гейссенбюттель также разрывает строфы одиночными существительными и сдвигает их при этом к середине строки, фиксируя внима-

ние читателя и обозначая начало нового цикла

в

потоке образов:

müde von der Grimasse des Sichvorzeigens unerreichbar im Karussel der wiederkehrenden

Gelegenheiten benachbart dem Geräusch der Bahnhöfe jenseits der möglichen Abschiede … 2

Подобную графическую структуру можно обозначить как «стихотворение в стихотворении». Поэт созда ё т образ непрерывного течения жизни, включая в единый текст множество других со своими названиями, которыми и являются вынесенные на отдельную строчку слова. В неспешные размышления лирического героя о безликом социуме неожиданно врывается действительность во всей своей многогранности: в звуках вокзала и боли расставания ( Geräusch der Bahnhöfe, Abschiede) , что обусловливает название следующего цикла – « Ge-legenheiten ».

П.Рюмкопф возводит строку до уровня строфы, наделяя одиночные предложения особым смыслом:

Schon morgen.

Heute noch.

Rechtzeitig ist zu spät.

Ruhig vom Stuhl geschubst.

Mit klarem Ruck aus den Angeln … 3

Сорваться с петель ( Ruck aus den Angeln ) – способ увидеть мир в другой перспективе, шанс на сохранения своей идентичности. Постепенное сокращение длины строки в лирике П.Рюмкопфа значимо при воспроизведении текста вслух, т.к. созда ё т специфический ритм с вынужденными паузами после каждой строки:

Und will dir den Fluss einschenken, bis du überläufst, unhaltbar, fortgerissen … 4

Данная графика лирического текста подч ё ркивает напряж ё нность его общей атмосферы. Помимо этого, подобное оформление вызывает ощущение некого «замедления времени» перед осознанием истины: лирический герой подходит к ней постепенно и с осторожностью – душа бессмертна, и вырываясь из своей материальной тюрьмы, обречена раствориться во вселенной.

В большинстве стихотворений Г.К.Арт-манна строка состоит максимум из тр ё х слов. В связи с этим его лирические тексты напоминают «столбики»:

sah ein kleines unicorn … 5

Таким образом поэт зашифровывает смысл своего произведения. Данный графический при ё м в сочетании с отсутствием знаков препинания позволяет трактовать текст по-разному: непонятно, кто прощается с читателем, единорог или лирический герой; к существительному « das fähnlein » можно отнести как глагол « schwung », так и « liebte ».

Подобный «столбик» встречается также у Э. Яндля в стихотворении « 24-tägiger juni »6. Весь лирический текст представляет собой целую совокупность кодов: каждое слово отсылает к определ ё нному явлению, реалии, настроению, ассоциации. « Juoi » – радостный возглас, «juri» ассоциируется с юриспруденцией и т.д. Поэт подводит нас к мысли о том, что окружающая действительность целиком и полностью зависит от восприятия. Поэтому для кого-то июнь состоит из 24-х дней, и каждый может создать шифр собственного июня. Третья буква каждого слова включена в алфавитную последовательность: от n до a, затем вс ё начинается заново, но заканчивается на букве « l ». Подобная беспрерывность перечисления отражает неизменный и непрерывный ход жизни.

Особое значение в современной лирике имеет рисунок. Придание стихотворению определ ё нной графической формы, имеющей собственный смысл, отражает философию постмодерна, согласно которой денотат одновременно является знаком. Стихотворение Э.Яндля « die Zeit vergeht »7 представляет собой пирамиду:

lustig lustiglustig lustiglustiglustig

Сам выбор слова со значением «веселый» содержит нам ё к на игру с читателем. Графическая форма пирамиды да ё т возможность прочтения с разных концов: начиная с вершины или с основания. Прочтение снизу-вверх – это путь от анаграммы к е ё разгадке: нижние четыре строфы содержат слово « lustig », но начальный и конечный слоги повторяются несколько раз. Таким образом, только слово в середине данных строк является полным. Верхние строки содержат повторы слова. Четыре нижние строки можно также рассматривать в качестве эмограмм, т.к. подобные повторы создают образ чрезвычайно сильной эмоции. Поэтому в случае прочтения сверху вниз текст может быть интерпретирован как постепенная интенсификация эмоционального состояния героя. С другой стороны, прочтение снизу-вверх – путь к осознанию истинного счастья, которое всегда спокойно, в контексте временной парадигмы: с возрастом осознание себя неизбежно меняется, на смену бушующей эмоциональности приходит внутренняя гармония.

Анализ лирических текстов немецкого постмодерна позволяет выявить следующие графические средства художественной выразительности: разрыв или завершение строфы короткой строкой, «стихотворение в стихотворении», постепенное сокращение длины строки, «запись в столбик», когда строка содержит не более двух слов, и рисунок.

Особое графическое оформление всегда является элементом игры, позволяет зашифровать авторский концепт и да ё т возможность многочисленных интерпретаций. Таким образом, происходит не закрепление позиций писателя, но создание пространства с бесчисленным количеством смыслов и контекстов, в котором автор постепенно исчезает, а читатель дублирует креативный процесс.

STYLISTIC GRAPHIC DEVICES AS A WAY OF LINGUISTIC CREATION IN THE GERMAN POSTMODERN LYRICS

© 2014 S.I.Linnichenko

Samara State Academy of Culture and Arts

Список литературы Графические средства художественной выразительности как способ языковой креации в лирике немецкого постмодерна

  • Die schönsten deutschen Gedichte. Köln: Anakonda Verlag GmbH. 2010. -S. 558 -559
  • Deutsche Gedichte. Hamburg: Hamburger Lesehefte Verlag Husum/Nordsee. 2008. -S. 22
Статья научная