Грак и Вагнер: пути и мотивы схождения и расподоблений
Автор: Тимашева Оксана Владимировна, Карпова Анна Вадимовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Компаративистика
Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается ранний период творчества французского писателя Жюльена Грака (1910-2007), когда он, испытав сильное воздействие музыки и литературных идей Рихарада Вагнера (1813-1883), пришел к новой трактовке чувственного в произведениях «Замок Арголь» (1938) и «Король-рыбак» (1948). Влияние «вагнеризма» стало важным отрезком его пути в искусстве и нашло отражение в эссеистике и прозе писателя. Интермедиальный аспект взаимодействия литературы и музыки анализируется не с точки зрения вербального воспроизведения музыкальной партитуры, а в ракурсе ее интерпретации и модификации, воссоздающей новый смысловой контекст. Подчеркивается, что Ж. Грака привлекала не только музыка, но и театральность произведений Вагнера, граничащая с карнавализацией, т.е. особой поэтикой, в которой фантастическое смешивается со смеховым и идеальным. Отмечено также, что Грак заимствует у Вагнера и систему лейтмотивов, что выражается в особой структуре текста, соблюдающей в прозе драматическую композиционность. Однако в отличие от Р. Вагнера Ж. Грак отказывается от психологической мотивации поступков персонажей, десакрализирует чувственное и лишает средневековые мифологемы христианских коннотаций, сближая тем самым духовные устремления персонажей оперы Р. Вагнера с сюрреалистическими поисками абсолюта. Композиционно и интонационно перегруппировывая элементы исходного мифа о Граале, французский писатель с помощью семантических трансформаций придает противоположный смысл вагнерианским мотивам. Трагический конфликт духовного и телесного, фундаментальный у Р. Вагнера, претворяется в сюрреалистической трактовке Ж. Грака в идею трансцендентного откровения, чуждого традиционной бинарной оппозиции.
Вагнеризм, р. вагнер, ж. грак, карнавализация, композиция, лейтмотив
Короткий адрес: https://sciup.org/149127418
IDR: 149127418 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00023
Список литературы Грак и Вагнер: пути и мотивы схождения и расподоблений
- Букина Т.В. Вагнерианство в зеркале концепций: от жанровых клише до ментальных моделей // Социология музыки: международная науч. конференция. 2007. URL: http://mconf.blogspot.com/2007/10/blog-post_6410.html (дата обращения 10.11.2018).
- Бодлер Ш. Рихард Вагнер и Тангейзер в Париже // Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце: статьи, эссе. СПб., 2013. С. 51-104.
- Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978. С. 262-
- Вагнер Р. Парсифаль. Либретто / пер. Вс. Чешихина. URL http://wagner.su/ node/352 (дата обращения 04.07.2019).
- Грак Ж. Замок Арголь. М., 2005.
- Грак Ж. Сумрачный красавец. М., 2003.
- Кастрель В.Д. Литературные проекции оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (О. Уайльд, М. Кузьмин) // Новый филологический вестник. 2014. N° 3 (30). С. 5062.
- Левик Б.В. Рихард Вагнер. М., 1978.
- Магомедова М.Д. Символизм и тоталитаризм: от «всенародного искусства» к тоталитарной модели // Контрапункт. Книга статей памяти Г.А. Белой. М., 2005. С. 285-292.
- Махов А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики: автореф. дис. ... д. филол. н.: 10.01.08. М., 2007.
- Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
- Штайнер Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля. Ереван, 2009.
- Bedriomo E. Proust, Wagner et la coïncidence des arts. Paris, 1984.
- Сarrière J. Julien Gracq qui êtes-vous? Lyon, 1986.
- Gracq J. Lettrines. Paris, 1988.
- Gracq J. Le Roi-Pecheur. Paris, 1948.
- Gracq J. Oeuvres complètes. Vol. 1. Paris, 1995.
- Marquet J.-F. Au château d'Argol et le mythe hégélien // Cahier de L'Herne. Julien Gracq. Paris, 1972. P. 53-62.
- McLendon. W. Thèmes wagnériens dans les romans de Julien Gracq // French Review. 1968. Vol. 41, № 4. Marion. P. 539-548.
- Pavans J. Wagnérisme // Encyclopaedia Universalis URL https://www.univer-salis.fr/encyclopedie/wagnerisme/ ( дата обращения 05.03.2019)