Грани самоидентификации российской культуры в зеркале троянского мифа

Автор: Никонова Светлана Борисовна, Успенская Анна Викторовна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 1 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

Миф о Троянской войне является крайне значимым для самоопределения народов Европы. Особенно важным при этом становится образ Трои как культурообразующего города, обладающего центральной позицией. Этот образ заимствуется Римской цивилизацией для своей самоидентификации: он одновременно соединяет ее с основаниями греческой культуры и противопоставляет себя ей. От римлян тенденция идентифицировать себя через образ Трои распространяется по всей Европе, также затрагивая и Россию. Отношение к Трое и к троянцам в разные времена и у разных интерпретаторов оказывалось различным, но в целом сохраняло унаследованный от римлян положительный характер: от веры в возможность возрождения величия Трои на новой почве (Рим, Второй Рим, Третий Рим) до сочувствия к побежденным. Довольно поздно интерес к греческой культуре, связанный скорее с ахейской стороной, сравнялся в историческом мышлении Европы с интересом к троянцам. Русская культура, идентифицируя себя в контексте европейской традиции, также прибегает к Троянскому мифу. Но что бы ни говорили официальные источники, наилучшим образом самоидентификация культуры проявляет себя в искусстве. В данной статье анализируется ряд литературных текстов XIX-XXI вв. от В.А. Жуковского до А. Битова, чтобы проследить тенденции в понимании образа Трои, который никогда не терял своей значимости для литературной метафорики. Рассматривается как классическая русская литература XIX в., так и поэзия Серебряного века, русской эмиграции, советская поэзия, бардовская песня и т. п. Проявление в этих текстах образа Трои позволяет сделать интересные выводы о настроениях и тенденциях в самопонимании русского человека.

Еще

Искусство, культурная самоидентификация, литература, троя, римская культура, российская культура, русская литература, троянский миф

Короткий адрес: https://sciup.org/140298575

IDR: 140298575   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_01_063-070

Список литературы Грани самоидентификации российской культуры в зеркале троянского мифа

  • Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. - 448 с.
  • Геродот. История в девяти книгах. - Л.: Наука, 1972. - 599 с.
  • Гриффитс Ф.Т., Рабинович С.Дж. Третий Рим. Классический эпос и русский роман / Пер. с англ. Е.Г.Рабинович. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. - 336 с.
  • Дюрант Ж. Жизнь Греции / Пер. с англ. В. Федорина. - М.: Крон-Пресс, 1997. - 704 с.
  • Леонтьев К.Н. Письма о восточных делах // К.Н. Леонтьев. Византизм и славянство: сборник статей. - М.: [Б. и.], 2007. - С. 387-487.
  • Лурье С.Я. История Греции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. - 680 с.
  • Ницше Ф. К генеалогии морали // Ф. Ницше. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1997. - С. 407-524.
  • Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: Художественная литература, 1993. - С. 130-249.
  • Фесенко А.В. Троянский миф как культурное основание европейской идентичности // Вестник МГУКИ. - 2010, № 3 (35). - С. 41-47.
Статья научная