Грани виртуального Я коммуниканта в пространстве интернет-дискурса

Бесплатный доступ

Определяются основные направления исследования интернет-дискурса, рассматривается жанровое своеобразие данного типа дискурса, определяется новое свойство интернет-дискурса - автореферентность как соотнесенность дискурса с центральным референтом, которым является сам интернет-пользователь. Выделяются различные грани виртуального Я пользователя (Я неавторизованное, Я авторизованное, Я реальное, Я замаскированное, Я профессиональное, Я заданное системой).

Реальная языковая личность, виртуальная языковая личность, интернет�коммуникация, свойства интернет-дискурса, жанры веб-дискурса, автореферентность

Короткий адрес: https://sciup.org/142143020

IDR: 142143020

Текст научной статьи Грани виртуального Я коммуниканта в пространстве интернет-дискурса

Стремительное развитие современных интернет-технологий и всеобъемлющее господство коммуникации, опосредованной Интернетом, способствуют непрерывному развитию всех областей научного знания. Пристальное внимание ученых к языковому страту Сети привело к зарождению новой области гуманитарного знания ‒ интернет-лингвистики, дисциплины, научная парадигма которой находится на стадии становления [Горошко 2007].

На сегодня теоретическая база лингвистических исследований подкреплена значительным количеством публикаций, посвященных различным аспектам интернет-коммуникации: изучаются особенности сетевого языка, происходит всесторонний анализ различных параметров виртуального дискурса в Сети, рассматриваются причины трансформации языковой личности в рамках Веба, обобщаются пути формирования сетевой идентичности.

Целью проводимого нами исследования является дальнейшее теоретическое обоснование понятия «интернет-дискурс» и нового понятия «автореферентный дискурс», а также комплексный лингвистический анализ автореферентности интернет-дискурса на материале русского, английского и французского языков.

Фокусируя свое внимание на жанровой классификации Сети, мы одновременно задаемся вопросом о способах актуализации и трансформации виртуальной языковой личности, различные грани которой находят свое воплощение в пространстве Веба.

Предметом нашего исследования являются базовые структурно-функциональные, когнитивные и языковые параметры автореферентности интернет-дискурса.

Практическим материалом для исследования послужили многочисленные ресурсы интернета, так называемые первичные автореферентные интернет-жанры (сайты, форумы, блоги, персональные страницы в социальных сетях, микроблоги), а также вторичные интер-нет-жанры.

Проводимое исследование также осуществляется с позиций системного подхода. Поиск системообразующего когнитивного механизма автореферентности интернет-дискурса обосновывает актуальность научных изысканий [Костюшкина 2009].

Жанровое своеобразие интернет-дискурса

Жанровая специфика интернет-дискурса занимает особое место в трудах современных лингвистов, тем не менее остается немало вопросов, связанных с выработкой единой терминологии и методологии данного круга понятий.

Так, согласно О.Ю. Усачевой, наряду с концептами «речевой/ коммуникативный жанр», «коммуникативная ситуация», «коммуникативное событие», особую значимость приобретает термин «формат», выделяющий особые экстралингвистические условия порождения дискурса [Усачева 2009, с. 56].

Внимание лингвистов, с одной стороны, направлено на подробное описание дигиталь-ных жанров в лингвистике и теории коммуникации [Горошко 2007], с другой ‒ на значимые жанрологические подходы и параметры жанрового соотношения в Интернете [Андрианова 2008].

Традиционно выделяются пять основных жанров интернет-коммуникации: электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, веб-тексты и виртуальные миры [Crystal 2001].

Е.Н. Галичкина определяет интернет-коммуникацию как сложную совокупность различных дискурсов. Интернет-дискурс не принадлежит полностью какому-либо из дискурсов, но, тем не менее, обладает самыми разнообразными их признаками. Так, сетевые баннеры и сайты могут быть отнесены к рекламному дискурсу, личная электронная переписка имеет черты бытового дискурса. Официальная деловая переписка, следовательно, должна быть отнесена к деловому дискурсу, в то время как общение между учеными и обмен научной информацией несут в себе элементы научного дискурса [Галичкина 2001, с. 15].

Л.Ю. Щипицына, в свою очередь, представляет собственную классификацию жанров: фатические, директивные, экспрессивные, презентационные, информативные, эстетические и развлекательные [Щипицына 2010, с. 15].

Считаем необходимым провести новую грань в рамках жанроведческой интернет-клас-сификации. Благодаря высокой степени автореферентности интернет-дискурса мы можем говорить о существовании автореферентных веб-жанров.

Автореферентность как свойство интернет-дискурса

Согласно Е.В. Солодковой, автореференция ‒ это соотнесенность отдельного высказывания или целого дискурса с центральным референтом, которым является сам говорящий/пи-шущий, в результате чего в процесс референции вплетается механизм самоидентификации, когда субъектом самоидентифицирующих суждений становится человек, порождающий дискурс, который позиционирует себя как уникального индивида, как носителя определенной социальной роли или представителя определенной социальной группы [Солодкова 2012].

Опираясь на понятие автореференции как способа языкового описания своей личности, авторы оперируют термином «автореферентность», которым, считаем, следует обозначить одно из ключевых свойств интернет-дискурса ‒ соотнесенность с центральным референтом, которым является сам интернет-пользователь.

В отличие от традиционных видов коммуникации в пространстве Веба существуют уникальные возможности для самопрезентации, самореализации и самоутверждения собственного Я. В рамках интернет-дискурса мы наблюдаем неповторимый и захватывающий процесс актуализации и трансформации языковой личности пользователя. Погружение в Сеть выявляет всю многоаспектность Я коммуниканта, представляя вниманию исследователя самые разнообразные грани этого сложного и комплексного явления.

По нашему мнению, в пространстве Веб-дискурса следует различать первичные, вторичные и промежуточные автореферентные жанры [Дахалаева 2013].

В числе первичных автореферентных интернет-жанров мы выделяем так называемые презентационные жанры. Неотъемлемая потребность человеческого Я в самопрезентации, самоутверждении, самоактуализации и самореализации способствовала зарождению в Сети рассматриваемой группы жанров, к которой мы относим персональный сайт реального пользователя (физического лица), персональный блог, персональный микроблог (Твиттер, Инстаграм и пр.), персональную страницу в социальной сети.

Безусловно, самопрезентация или самоактуализация не может фигурировать в качестве основной прагматической цели для всей совокупности интернет-жанров, существующих в Сети. Таким образом, возникает необходимость выделить еще одну подгруппу – вторичные автореферентные интернет-жанры, к которым относятся все прочие виды и типы интернет-коммуникации, в рамках которых следы автореферерентности сведены до минимума (новостные ленты, поисковые сайты, сайты организаций, учреждений и пр.).

Между тем следует отметить существование особой группы веб-жанров, которая обозначена как промежуточные автореферентные интернет-жанры. К числу данных веб-форм можно отнести личный кабинет и электронный почтовый ящик (e-mail), в пространстве которых также наблюдаются некоторые следы автореферентности.

Таким образом, можно утверждать, что автореферентность интернет-дискурса имеет свою интенсивность, обладая градуальной природой, а интернет-жанрам, в конечном счете, свойственны различные степени автореферентности.

Виртуальная языковая личность

Вопрос об автореферентности интернет-дискурса не может быть рассмотрен в отрыве от целого комплекса проблем, связанных с языковой личностью.

Наряду с разработкой аспектов виртуального жанроведения множество современных лингвистических исследований посвящены всестороннему изучению различных аспектов языковой личности интернет-пользователя.

Так, в работе Н.Н. Казновой поднимается вопрос о процессах трансформации языковой личности в пространстве интернет-коммуникации [Казнова 2011]. В исследовании Т.М. Гер-машевой основной акцент осуществляется на изучении лингвокогнитивной специфики манифестации языковой личности субъекта блог-дискурса и выявлении ее коммуникативных стратегий [Гермашева 2011].

В рамках Рунета проведено исследование А.А. Калашниковой, в котором выявлен специфический тип языковой личности русскоязычного блогера с выявлением характерных для него черт на когнитивном, лексическом и прагматическом уровнях [Калашникова 2011].

Комплексное исследование языковой личности в виртуальном дискурсе было предпринято в работе О.В. Лутовиновой, согласно которой виртуальная языковая личность представляет собой «условный образ того или иного участника виртуального дискурса, как неразрывное соединение реальных и ассоциируемых характеристик личности. Виртуальная языковая личность становится специфическим типом адресата и адресанта, не сводимым ни к реальному типу личности, ни к вымышленному, поскольку грань между личностью, действующей от своего собственного лица, и личностью, создающей несуществующий образ, в виртуальном дискурсе неопределима» [Лутовинова 2009].

Как следствие, развиваемым нами положением является то, что интернет-дискурс предоставляет уникальную возможность любому коммуниканту выявить самые различные грани своего многоаспектного Я. Виртуальная языковая личность является новой ипостасью реальной языковой личности коммуниканта, которая в пространстве интернет-дискурса может найти свое непосредственное воплощение в образе неавторизованного (анонимного) и авторизованного пользователя.

При каждом погружении в Сеть пользователь производит несложный выбор между двумя основными опциями: актуализацией в образе Я неавторизованного (анонимного) или Я авторизованного (зарегистрированного в Сети).

Я неавторизованное. Даже в статусе Я неавторизованного пользователь обладает довольно широким спектром функций: пользуясь гиперссылочным аппаратом Сети, он может осуществлять свою собственную навигацию, воспринимать все изобилие креолизованной информации вербального и невербального характера, загружать и скачивать определенные видео-, аудио- и текстовые файлы, производить поиск всевозможной информации, активизировать некоторые онлайн-игры и реализовывать множество других операций до определенного предела, где Сетью установлено требование авторизоваться. Как следствие, Я неавторизованное всплывает в пространстве вторичных автореферентных жанров, оставаясь вне социальных сетей, личных кабинетов и почтовых ящиков.

Я авторизованное. Рассматриваемая форма сетевой актуализации, в свою очередь, обладает значительно большим диапазоном онлайн-функций. В данной ипостаси пользователю не дано практически никаких ограничений не только в пределах входящего трафика (в плане загрузки, скачивания всевозможных файлов), но и в рамках исходящего трафика (возможность загружать с Сеть собственные файлы, оставлять комментарии, оценивать любые составляющие интернет-контента, расширять свои контакты, осуществлять коммерческую деятельность, любым иным способом реализовывать свое творчество).

Я авторизованное может обрести свою актуализацию в одной из своих многочисленных ипостасей. В своем исследовании мы предлагаем собственную классификацию потенциальных реализаций виртуального Я: Я реальное (Я настоящего пользователя), Я замаскированное (скрытое Я, актуализация от лица другого пользователя), Я профессиональное (от лица интернет-профессионала) и Я заданное системой (примером чего может являться роль, навязываемая коммуниканту в онлайн-играх).

Я реальное . Я настоящего пользователя регулярно находит свое отражение в пространстве Сети, в первую очередь в рамках автореферентных жанров. Потребность коммуниканта в самоутверждении и самореализации, необходимость установления и расширения контактов, профессиональная деятельность и многие другие базовые и второстепенные мотивации коммуниканта приводят к тому, что миллиарды пользователей имеют свое виртуальное воплощение в персональных блогах, микроблогах, социальных сетях, почтовых ящиках, личных кабинетах.

Я профессиональное. В пространстве общественных сетевых ресурсов (чатов, форумов, эхоконференций) пользователь, обладающий определенными знаниями и навыками, обретает свою реализацию в образе Я профессионального (Я от лица интернет-профессионала). Подобное виртуальное воплощение доступно, помимо прочего, для администраторов или модераторов сайтов, функции которых заключаются в поддержке работоспособности сайта и в обеспечении сетевой безопасности, в управлении размещением, обновлением, модерацией контента.

В числе функций интернет-профессионала можно перечислить следующие: удаление и редактирование сообщений, удаление страниц пользователей, ограничение доступа пользователей к функциям редактирования и просмотра интернет-контента, а также ряд других функций, уточняемых в каждом конкретном случае .

Я замаскированное. Анонимность и дистантность как неотъемлемые свойства интер-нет-дискурса приводят к тому, что пользователь нередко поддается искушению и в поисках новых ощущений проникает в Сеть в новой для себя ипостаси. Моментальная смена ролей (профессиональных, гендерных, социальных и пр.), доступная каждому пользователю Сети, способствует его потенциальной актуализации в образе скрытого Я. Подобные реализации также широко свойственны первичным автореферентным жанрам, но в меньшей степени присущи промежуточным жанровым формам, таким как личный кабинет и почтовый ящик.

Вместе с тем Я замаскированное может получить свою реализацию в качестве Я нереального (от лица несуществующего, выдуманного лица, персонажа) и в качестве «Я от лица другого Я» (реального существующего лица, но не совпадающего с действующим в Сети коммуникантом). Нередки случаи, когда страница, профиль или аккаунт реального коммуниканта (санкционированно либо нет) используются третьими лицами.

Если речь идет о несанкционированном вторжении в личное сетевое пространство, то в этом случае можно оперировать понятием «фейк». Фейковый аккаунт – это поддельная сетевая анкета, страница, аккаунт, представляющие как несуществующего, так и существующего пользователя.

Широко распространенные в Сети явления (троллинг, спам, флудинг) также тесным образом связаны с повсеместной актуализацией пользователей в образе Я замаскированного.

Я заданное системой. Примером данной сетевой реализации может являться роль, навязываемая коммуниканту в онлайн-играх. В пространстве онлайн-игры пользователь имеет довольно широкий, но, тем не менее, ограниченный инструментарий для выстраивания физических и моральных параметров своего персонажа. Производя выбор из предлагаемых программой опций, коммуникант может действовать как от третьего, так и от первого лица, что в итоге приводит к многочисленным дискуссиям об опасности виртуальных миров. Высказываются мнения о пагубном воздействии игровой ипостаси коммуниканта на его реальное Я, претерпевающем, в конечном счете, значительную психологическую трансформацию.

Выделение различных граней Я пользователя может стать бесконечным процессом. Но следует подчеркнуть, что благодаря неограниченным свойствам Сети все рассмотренные грани пользовательского Я могут найти свою непосредственную реализацию в рамках одного интернет-сеанса и в одном и том же промежутке времени. Так, пользователь может одновременно проверять личную почту, действуя тем самым от лица своего Я реального, играть в онлайн-игры, примеряя на себя роль заданную системой, публиковать свои комментарии, выступая в роли Я замаскированного, осуществлять модерацию сайта от лица Я профессионального. В конце концов, одновременно он может осваивать интернет-пространство анонимно с позиции Я неавторизованного.

Подводя итог, отметим, что, осуществляя подобное исследование, мы, с одной стороны, пытаемся внести определенный вклад в парадигму виртуального жанроведения, благодаря выделению новой группы интернет-жанров ‒ автореферентных. С другой ‒ решить ряд вопросов, связанных с трансформацией языковой личности в пространстве Сети. Таким образом, решение комплексного вопроса о дискурсивном моделировании приводит к необходимости определения закономерностей, по которым интернет-пользователь кодирует и структурирует знания и информацию о себе на всем протяжении веб-пространства. Вместе с тем становится важным определение когнитивных основ порождения автореферентности в рамках интернет-дискурса.

Список литературы Грани виртуального Я коммуниканта в пространстве интернет-дискурса

  • Андрианова Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах . -URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008 14/article/3,pdf
  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. -М.: Прогресс, 1974. -448 с.
  • Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дис.. канд. филол. наук. -Астрахань, 2001. -22 с.
  • Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: автореф. дис.. канд. филол. наук. -Ростов-н/Д, 2011. -22с.
  • Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области//Жанры речи . -URL: http://www.textology.ru/Goro shko/Zhanry.html
  • Дахалаева Е.Ч. Автореферентные жанры интернет-дискурса//Вестник Иркутского государственного областного университета. -2013. -№ 4. -С.24-29.
  • Казнова Н.Н.Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации: автореф. дис.. канд. филол. наук.-Пермь, 2011. -22с.
  • Калашникова А.А. Языковая личность в русскоязычном блоге: когнитивно-прагматический аспект: автореф. дис.. канд. филол. наук. -Ростов-н/Д, 2011. -19 с.
  • Костюшкина Г.М. Современные направления во французской лингвистике. -М.: УРСС «Либроком», 2009. -304 с.
  • Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис.. д-ра филос. наук. -Волгоград, 2009. -41 с.
  • Морослин П.В.Лингвокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М., 2010. -40 с.
  • Солодкова Е.В. Женский автореферентный дискурс в английском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук. -Иркутск, 2012. -22 с.
  • Усачева О.Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации//Вестник Московского государственного областного университета. -2009. -№ 3. -С.55-65.
  • Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерноопосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис.. д-ра филол. наук. -Архангельск, 2010. -40 с.
  • CrystalD. Language and the Internet. -Cambridge: Cambridge University Press, 2001. -280 р.
Еще
Статья научная