Грех литературщины: взаимодействие кино и литературы в переходе от модернизма к соцреализму в 1920-1930-х годах
Автор: Гончаренко Александр Александрович
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Образование и педагогические науки
Статья в выпуске: 5-1 т.8, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проблематизируется взаимодействие литературы и кинематографа в СССР 1920-1930-х гг., пунктирно очерчен путь, по которому советский кинематограф пришел от агрессивного неприятия любых литературных форм к строгому ограничению кинематографической специфики в угоду литературе. В кино переход от модернизма к социалистическому реализму (от показа обобщенных образов революции к рассказу о частных проявлениях идеологии) происходил в двух плоскостях. Во-первых, кино утрачивает кинематографическую специфику, упрощая съемку и монтаж, - этот процесс произведен в рамках борьбы с формализмом. Во-вторых, с появлением звука художественный мир кино концентрируется вокруг речи -этот процесс связан с закреплением литературы в центре культурно-политической жизни СССР. Советское кино 1930-х годов очищает киноязык, чтобы превратить его в семантически-нейтральное зеркало, отражающее социалистическую действительность. Целью советского кино в 1930-х годах являлась организация фильма вокруг речи персонажей, транслирующей позицию власти на фоне столкновения частных проявлений различных идеологических установок. Материалом исследования послужили критические и теоретические замечания деятелей культуры, партийные постановления, полемические высказывания, воспоминания современников и мысли позднейших исследователей.
Модернизм, соцреализм, сценарий, формализм, союз писателей
Короткий адрес: https://sciup.org/14951348
IDR: 14951348 | DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-150-155
Список литературы Грех литературщины: взаимодействие кино и литературы в переходе от модернизма к соцреализму в 1920-1930-х годах
- Пиотровский А.И. Театр. Кино. Жизнь. -Л.: Искусство, 1969. -512 c.
- Вертов Д. Мы. Варианты манифеста//Из наследия. В 2 т. -М.: Эйзенштейн-центр, 2008. -Т. 2. -С. 15-18
- Вертов Д. О фильме «Киноглаз»//Статьи, дневники, замыслы. -М.: Искусство, 1966. -С. 68-69.
- Тынянов Ю.Н. О сценарии//Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977. -С. 323-324.
- Тынянов Ю.Н. О Фэксах//Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977. -С. 346-348.
- Туркин В.К. Драматургия кино. -М.: ВГИК, 2007. -320 с.
- Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. -М.: Искусство, 1973. -232 с.
- Козинцев Г.М. Собр. соч. в 5 т. Т. 3/Сост. В. Г. Козинцева, Я.Л. Бутовский. -Л.: Искусство, 1983. -502 с.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики//Об искусстве. -СПб.: Искусство-СПб, 1998. -С. 278-372.
- Протокол № 79 заседания политбюро ЦК ВКП(б) 8 декабря 1931 года.
- Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. 1934. -Репринтное воспроизведение издания 1934 года. -М.: Советский писатель, 1990. -721 с.
- Симонов К.М. Стихотворения и поэмы; Повести разных лет; Последняя работа. -М.: Олма-Пресс, 2004. -606 с.
- Булгакова О. Советский слухоглаз: кино и его органы чувств. -М.: Новое литературное обозрение, 2010. -320 с.
- Постановление треста «Украинфильм» о запрещении фильма «Строгий юноша». 10 июня 1936 года//Кино. -Москва. -28 июля 1936.
- Горький М. Литература и кино/Собр. соч. в 30 т. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. -561 с. -Т. 27. -С. 433-441.
- Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. -М.: Новое литературное обозрение, 2008. -424 с.
- Базен А. Что такое кино? -М.: Искусство, 1972. -382 с.