Григорий Палама как критик платоновской теории идей

Бесплатный доступ

Статья посвящена критике Григорием Паламой платоновской теории идей. В ней разбираются четыре текста, относящиеся к раннему периоду богословского творчества Григория Паламы, которые так или иначе были посвящены критике платоновского идеализма. На основании этих текстов вычленяются четыре пункта, по которым святитель расходится с афинским философом, а точнее с тем образом платоновской философии, который существовал в его сознании (и, вероятно, в сознании многих образованных византийцев XIV века). В Первом письме к Варлааму Григорий Палама указывает на нечистоту и страстность платоновской идеи, зараженность ее случайным содержанием. Такая идея, полагает Григорий Палама, не подобает Божеству и не может служить образцом для результата Его деятельности. Во Втором письме к Варлааму платоновские идеи критикуются за неспособность стать связующим звеном в богопознании, поскольку они являются «пустыми» универсалиями, предшествующими множеству вещей. Трактуемые таким образом идеи не являются предметом созерцания и не могут стать началом рефлексии. В «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» Григорий Палама прежде всего указывает на самостоятельность (автономность существования) идей, их отделенность и от Бога, и от мира. В данном сочинении платоновские идеи максимально оттеняют разрабатываемое Григорием Паламой учение о нетварных энергиях, являющихся одновременно и «частью» Божества, и реальностью, приобщимой для твари. Наконец, в«Антирретиках против Акиндина» речь идет о тварности идей, что опять-таки делает невозможным богообщение. По мнению святителя, «превосходство» сущности над энергией как причины над следствием не означает онтологической неполноценности энергий. В статье утверждается, что хотя полемические выпады против Платона есть выпады, скорее, против оппонентов Григория Паламы, их вполне можно рассматривать и как способ манифестировать собственное учение. Григорий Палама самоопределяется как христианский философ, предлагающий оригинальную трактовку идей, отличную от той, что предлагает «языческая», собственно платоническая, мудрость.

Еще

Григорий палама, идея, энергия, универсалия, варлаам калабрийский, григорий акиндин

Короткий адрес: https://sciup.org/149142316

IDR: 149142316   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2022.6.11

Список литературы Григорий Палама как критик платоновской теории идей

  • Бирюков, Д. С. Линии в ноологии Григория Паламы. Паламизм и платонизм / Д. С. Бирюков // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 464. - С. 60-67.
  • Бирюков, Д. С. Линии проблематики универсалий у Григория Паламы / Д. С. Бирюков // Платоновские исследования. - 2016. - Вып. IV/1. -С. 170-184.
  • Волчкевич, А. Ю. Платонические и античные аллюзии в творениях свт. Григория Паламы / А. Ю. Волчкевич // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 1. -С. 148-155.
  • Григорий Палама. Антирритики против Акиндина / пер. Р. В. Яшунского. - Краснодар: Текст, 2010. - 368 с.
  • Григорий Палама. Об исхождении Святого Духа / пер. Р. В. Яшунского. - Краснодар: Текст, 2006. - 192 с.
  • Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. - М.: Канон, 1995. - 384 с.
  • Канаева, Э. Ю. Споры об исхождении Святого Духа в Константинополе в 30-х годах XIV века / Э. Ю. Канаева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2017. - Вып. 74. - С. 26-40.
  • Лурье, В. М. Комментарии / В. М. Лурье // Мейендорф, И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / И. Мей-ендорф, прот. - СПб.: Византинороссика, 1997. -С. 373-460.
  • Макаров, Д. И. Антропология и космология святого Григория Паламы / Д. И. Макаров. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. - 544 с.
  • Мейендорф, И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / прот. И. Мейендорф. - СПб.: Византиноросси-ка, 1997. - 479 с. - (Subsidia byzantinorossica; 2).
  • Щукин, Т. А. «Главы физические» Григория Паламы: Исторический контекст, мотивация автора, адресат / Т. А. Щукин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2020. - Т. 25, № 6. - С. 259-273. - DOI: https://doi. org/10.15688/jvolsu4.2020.6.21
  • Щукин, Т. А. «Он превзойдет собственную природу»: Тема самообращенности ума в «Слове на житие преподобного Петра Афонского» святителя Григория Паламы и в Enneades V 3 / Т. А. Щукин // Библия и христианская древность. - 2019. -Т. 2 (2). - С. 212-230.
  • Benakis, L. The Problem of General Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought / L. Benakis // Neoplatonism and Christian Thought / ed. D. J. O'Meara. - Albany: State University of New York Press, 1982. - P. 75-86.
  • Calvario, P. Bounds of Reason in the Knowledge of God: Gregory Palamas' Criticism of Greek Philosophy / P. Calvario // Revista Portuguesa de Filosofia. - 2017. - Vol. 73, no. 2. - P. 783-792.
  • Clucas, L. M. The Hesychast Controversy in Byzantium in the Fourteenth Century. A Consideration of the Basic Evidence: Diss. / L. Clucas. - Ann Arbor, Mich., 1976. - X, 626.
  • Michaelis Pselli theologica. Vol. 1 / ed. P. Gautier. - Leipzig: Teubner, 1989. - 447 p. -(Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).
  • Greig, J. Soul and Deification in Proclus, Nicholas of Methone, and the Palamite Controversy / J. Greig. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.academia.edu/49196244/Soul_and_ Deification_in_Proclus_Nicholas_of_Methone_ and_the_Palamite_Controversy (date of access: 01.06.2021). - Title from screen.
  • Ivanka, E. von. Plato christianus. La réception critique du platonisme chez les Pères de l'Eglise / E. von Ivanka. - Paris: Presses Universitaires de France, 1990. - 461 p.
  • Meyendorff, J. Les debuts de la controverse hesychaste / J. Meyendorff // Byzantion. - 1953. -Vol. 23. - P. 87-120.
  • Meyendorff, J. Le thème du "retour en soi" dans la doctrine palamite du XIVe siècle / J. Meyendorff // Revue de l'histoire des religions. - 1954. - Vol. 145. -P. 188-206.
  • Polemis, I. D. Neoplatonic and Hesychastic Elements in the Early Teaching of Gregorios Palamas on the Union of Man with God: The Life of St. Peter the Athonite / I. D. Polemis // Pour une poétique de Byzance. Hommage à Vassilis Katsaros / éd. S. Efthymiadis et al. - Paris: Le Centre d'études byzantines, néo-helléniques et sud-est européennes: École des Hautes études en Sciences sociales, 2015. -P. 205-221.
  • Rigo, A. La Vita di Pietro l'Athonita (BHG 1506) scritta da Gregorio Palama / A. Rigo // Rivista di studi bizantini e neoellenici. - 1995. - Vol. 32. -P. 179-190.
  • Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters: A Critical Edition, Translation and Study / ed. and tr. R. E. Sinkewicz. - Toronto: Pontifical institute of medieval studies, 1988. - XI, 288 p. - (Studies and Texts ; vol. 83).
  • Sinkewicz, R. E. A New Interpretation for the First Episode in the Controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas / R. E. Sinkewicz // Journal of Theological Studies. - 1980. - Vol. 31. -P. 489-500.
  • Walter, D. Michael Psellos - christliche Philosophie in Byzanz: Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike / D. Walter. -
  • Berlin: De Gruyter, 2017. - 216 S. - (Quellen und Studien zur Philosophie ; Bd. 132).
  • MnevaKng, A. r. NiKn^opou Xou^vou, nepi xng uln<; Kai xrav iSerav. Eicayrayn, KpixiKn eKSocn Kai veoellnviKn ^exa^pacn / A. r. MnevaKng // Oiloco^ia. - 1973. - T. 3. - E. 339-381.
  • rpnyopiog o naXa^ag. AvxippnxiKoi npog AKvSuvov (A-r) // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 5 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. -©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig rpnyopiog o naXa^ag, 1987. - E. 46-557.
  • rpnyopiog o nala^ag. O^ilia 53 // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 11 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. - ©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig Tpnyopiog o nala^ag, 1986. - E. 259-347.
  • Tpnyopiog o nala^ag. Aoyoi anoSeiKxiKoi Suo nepi xng ¿Knopeuceox; xou Ayiou nveu^axog // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 1 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. - ©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig rpnyopiog o nala^ag, 1981. - E. 68-337.
  • Tpnyopiog o nala^ag. Ynep xrav ieprag ncuxa^ovxrav // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 2 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. - ©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig rpnyopiog o nala^ag, 1982. -E. 55-724.
  • Tpnyopiog o nala^ag. 'Emcxoln npog Baplaa^ A' // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 1 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. - ©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig Tpnyopiog o nala^ag, 1981. -E. 444-513.
  • Tpnyopiog o nala^ag. 'Emcxoln npog B aplaa^ B' // rpnyopiou xou nala^a. Euyypa^axa. T. 1 / eKS. n. Xpncxou [et. al.]. - ©eccaloviKn: naxepiKai 'EKSoceig Tpnyopiog o nala^ag, 1981. -E. 514-587.
  • An^ntpaKonoulog, r. A. rpnyopiou nala^a, Ke^alaia eKaxov nevxnKovxa, 1-14: «nepi Koc^ou». Kei^evo, ^exa^pacn Kai ep^nveuxiKa cxolia / r. A. An^nTpaKonoulog // BuZavxiaKa. - 2000. -T. 20. - E. 293-348.
  • An^ntpaKonoulog, r. A. YcxepoPuZavxivn Koc^oloyla. H KpixiKn xou rpnyopiou nala^a cxn SiSacKalia xrav nXarrivou Kai npoKlou nepi Koc^iKng yuxng / r. A. An^nTpaKonoulog // Oiloco^ia. -2001. - T. 31. - E. 175-191.
  • An^ntpaKonoulog, r. A. YcxepoPuZavxivn Koc^oloyia. H KpixiKn xou rpnyopiou nala^a cxn SiSacKalia xrav nlraxivou Kai npoKlou nepi Koc^iKng vuxn^. B' ^epog / r. A. An^nTpaKonoulog // Oiloco^ia. - 2002. - T. 32. - E. 111-132.
Еще
Статья научная