Гуманитарные исследования и их трансформация как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения
Автор: Макарчук Иван Юрьевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Гуманитарные науки находятся в непрерывном поиске новых интерпретационных методов и стратегий. Автором статьи в качестве исследовательского метода разрабатываются общетеоретические основания культурфилософской модели литературно-художественного произведения, которая может быть использована при изучении творческого наследия разных писателей. К структурным элементам такой модели, наряду с наличествующими в пространстве гуманитарного знания исследованиями соответствующего литературно-художественного произведения, относятся следующие: концепты, главная культурфилософская идея, жанр, писательская биография. По результатам исследования автор приходит к выводу, согласно которому одним из условий продуктивности и полноты культурфилософского изучения литературно-художественного произведения являются обзор и анализ имеющихся в гуманитарных науках исследований общего и частного порядка с возможностью последующей их трансформации в плоскость культурфилософии.
Культурфилософская модель, литературно-художественное произведение, художественная литература, гуманитарные исследования, гуманитарные науки, интерпретация, трансформация, междисциплинарный подход
Короткий адрес: https://sciup.org/149140428
IDR: 149140428 | DOI: 10.24158/fik.2022.8.8
Текст научной статьи Гуманитарные исследования и их трансформация как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, ,
,
Художественная литература входит в круг феноменов, изучаемых широким перечнем гуманитарных наук, каждая из которых находит в ней свой аспект. При реализации исследовательских стратегий авторы подходят к предмету с точки зрения своих «отраслевых» задач и имеющегося арсенала способов интерпретации, при этом проблемы методологического толка усложняются, когда исследователь культуры входит в зону междисциплинарности. Тем не менее гуманитарные науки являются «тонким инструментом анализа общества и его истории», посредством которого онтологические проблемы приобретают «человеческое измерение» и обнаруживаются пути их теоретического и практического разрешения (Юсуфов, 2005: 6, 396). В конгломерате гуманитарных наук состоит и культурфилософия, чьи теоретические и прикладные основы формировались в рамках философии, культурологии, истории, филологии, лингвистики, литературоведения, антропологии, социологии и других гуманитарных наук.
Здесь стоит отметить, что литературно-художественные произведения в разрезе герменевтического знания хотя и разрабатываются указанными гуманитарными науками, но преимущественно в рамках исследований филологической и философской направленности. При этом в современном корпусе работ имеется серьезный крен в сторону филологических, литературоведческих интерпретаций художественного текста, а литература, в которой представлены рассуждения герменевтического толка, практически не обозревается. В самом общем виде можно определить, что филологическая интерпретация ориентирована на понимание литературных произведений с точки зрения языка, а философская интерпретация, «вторгаясь» в сферу изучения культурных феноменов, становится культурфилософией и исследует данные феномены с универсальных позиций: смыслы как идеальные и методологические сущности рассматриваются философией, помогая филологии обрести устоявшиеся формы.
Филология – совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, соответственно – взаимодействие философии, культуры и филологии неизбежно и априорно, поскольку указанные области научного знания развивались в качестве смежных, параллельно и в генетической связи. При этом у философской и филологической герменевтики единый объект исследования – письменный текст, но различные методы его изучения и объективации. Задача философии состоит в поиске истины и познании предельных оснований бытия, а филологии – в анализе, усмотрении и освоении идеального, представленного в текстовых формах. Философская герменевтика признается универсальным методом в системе общественных наук, так как в понимании нуждаются любые феномены культуры, а значит, отраслевой потенциал герменевтики поистине неисчерпаем. Философия необходима другим гуманитарным наукам как общеметодологический и мировоззренческий базис.
Методология . Методологическую основу работы составили как общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, логический подход), так и методы, традиционно используемые в философско-культурологических исследованиях: культурологический и культур-философский анализ, также применялись междисциплинарный подход и метод интерпретации.
Результаты и обсуждение . Исторически проблематика художественной литературы (как источника философско-культурологического знания) формировалась на базе взаимоотношений литературы, истории и филологии (Манкевич, 2007: 17). Во взаимодействии указанных наук заложено условие развития данных отраслей научного знания. Более того, культурфилософский дискурс основан на принципе целостности, что означает ориентацию культурфилософского исследовательского поля на контексты бытийного единства феноменов культуры, а не на отдельные их части. Это обстоятельство базируется на кумулятивном принципе философии вообще и культурфилософии в частности. Приведенное обстоятельство генетически предопределено, поскольку к этому культурфилософию обязывает стремление к предельным и фундаментальным основаниям, а знания других наук, попадающие в ее предметное поле, «обречены» на переосмысление, адаптацию и трансформацию, именно поэтому философские науки «всегда играли специфическую роль: были средством понимания и трансформирования, изменения культуры и человека» (Лекторский, 2012: 16). В этом смысле трансформация служит обеспечению объединения междисциплинарного исследовательского материала культурологического свойства.
Указанная трансформация, по сути, является интерпретационной процедурой, отражающей динамику взаимодействия гуманитарных наук. Трансформация фиксирует момент «переплавле-ния» знания одной науки в новое знание другой. При этом проблемы межнаучной трансформации идей признаются одними из самых насущных в интеллектуальном дискурсе (Интеллектуальные трансформации…, 2008: 13). Следовательно, представляется справедливым отнесение Л.М. Мосоловой культурологии «к особому типу науки, способной обобщать широкие области научного познания культурного творчества…» (2012: 91–92), т. е. изменять их до соответствующего содержания. При этом справедливо подмечено Р.Ф. Юсуфовым, что значимые открытия в гуманитарном знании базировались на «переработке интеллектуального материала» (2005: 397).
Такого рода дислокация культурфилософии на стыке гуманитарных наук обусловливает, что первая являет собой «лабораторию», перерабатывающую знания, полученные в рамках междисциплинарного подхода. Отметим, что при процедурах трансформации включенные в этот процесс отрасли научного знания играют вспомогательную и содействующую роль, поскольку куль-турфилософия «оперирует множеством понятий, категорий и концептов, заимствованных из лексикона других областей научного знания» (Дробышева, 2011: 88). Соответственно, использование гуманитарных знаний в качестве платформы философско-культурологического исследования предполагает их трансформацию в культурфилософскую плоскость.
Указанные особенности в полной мере находят отражение при культурфилософском изучении художественных произведений, которые всегда несут в себе конструкт «избыточности», связанный с «постоянным наращиванием авторского начала» и множества смыслов, в этом аспекте каждый интерпретатор произведения становится его «невольным соавтором». В рассматриваемом случае философский дискурс стремится «к использованию территории дисциплин, к нему прямо не относящихся», обеспечивая себе «особый статус внутри общих дискурсивных границ» (Многообразие жанров…, 2001: 131–133). В условиях, когда «каждое из гуманитарных направлений, выделяя в соответствии с присущей ему проблемной областью лишь один из аспектов» при интерпретации художественного произведения, культурфилософия призвана интегрировать соответствующие «фокусы зрения», а затем, трансформировав их, получить новое знание (Синявина, Ма-хович, 2020: 74). Указанный процесс трансформации есть момент взаимоперехода, «переплавки», когда имеющееся гуманитарное знание преобразовывается исследователем в культурфилософ-скую плоскость, что открывает дополнительные возможности для приращения научных результатов и получения новых культурфилософских смыслов. Возможность такого рода трансформации объяснима внутренней сложностью литературного произведения, что закономерно влечет за собой многообразие интерпретаций в различных исследовательских плоскостях.
Заключение . Изложенное позволяет признать обоснованным использование имеющихся гуманитарных исследований в качестве элемента культурфилософского моделирования литературно-художественного произведения, проводимого в целях наиболее полного и точного установления заложенных в таком произведении смыслов. В связи с этим применение трансформации как интерпретационной процедуры дает возможность синтезировать новое знание. Тем самым трансформация обеспечивает гносеологическую устойчивость гуманитарных наук и служит точкой входа нового знания. Соответственно, благодаря трансформации меняется содержательный облик наук, создаются заделы для дальнейшего поступательного развития различных отраслей гуманитарного знания.
Список литературы Гуманитарные исследования и их трансформация как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения
- Дробышева Е.Э. Роль концепта «архитектоника культуры» в социогуманитарной исследовательской парадигме // Концепты культуры и концептосфера культурологии : коллективная монография / под ред. Л.В. Никифоровой, А.В. Коневой. СПб., 2011. С. 88-99.
- Интеллектуальные трансформации: феномены и тренды : коллективная монография / В.В. Целищев, Н.С. Розов, В.О. Лобовиков и др. Новосибирск, 2008. 167 с.
- Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М., 2012. 324 с.
- Манкевич И.А. Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 17-23.
- Многообразие жанров философского дискурса : коллективная монография / Е.Ю. Базаров, И.С. Бельский, А.А. Еникеев и др. Екатеринбург, 2001. 276 c.
- Мосолова Л.М. О предметном поле культурологии // Культура и текст. 2012. № 1 (13). С. 91-96.
- Синявина Н.В., Махович Е.В. Художественное пространство в контексте культурфилософского дискурса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 74-82. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10208.
- Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении. М., 2005. 435 с.