Гуманитарные науки на пороге XXI века: роль философии
Автор: Савкин Николай Степанович
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Дискуссионный клуб
Статья в выпуске: 1 (8), 2009 года.
Бесплатный доступ
Гуманизация, гуманитаризация, гуманитарное мышление, сочетание технизации и гуманитаризации, системность целостного развития
Короткий адрес: https://sciup.org/14720500
IDR: 14720500
Текст статьи Гуманитарные науки на пороге XXI века: роль философии
В последней четверти XX в. стали распространенными в научной литературе и публицистике понятия «гуманизация», «гуманитаризация», «гуманитарное мышление». И неспроста.
XIX в., связанный с началом внедрения крупного машинного производства и развития естествознания, был тем не менее веком преимущественно гуманитарным: здесь высшего уровня достигли искусство, особенно русская классическая литература, музыка, гуманитарные науки — история, экономическая теория, классическая немецкая философия.
XX в. — век преимущественно естественно-технический —век автоматизации, роботизации, компьютеризации, кибернетизации, информатизации, электроники, генной инженерии, био- и нанотехнологий.
Вместе с тем и в развитии гуманитарных наук имеются немалые достижения. Преодолены тотально негативные оценки развития гуманитарного образования. Высказывания типа «гуманитарные науки в советское время играли жалкую роль идеологического обоснования тотального режима» оказались слишком резкими, нигилистическими, отрицающими возможность их дальнейшего развития, потому и не вполне соответствующими действительному положению вещей. С другой стороны, неразумно радикальные реформы 90-х гг., особенно в экономике, действительно привели к определенному кризису в науке в целом, который проявился в том, что оказались разорванными многие традиционные научные связи, свертывались как долгосрочные, так и вновь возникшие исследовательские программы, сокращалось государственное финансирование науки, усиливалось некритическое заимствование подходов и оценок, сложившихся в зарубежной историографии.
Этот период упадка преодолен, в последние годы весьма продуктивно заработала исследовательская мысль, оформля- ются новые перспективные направления и подходы к решению крупных научных проблем. К концу XX в. (60—70-е гг.) человечество остро почувствовало, что спор между «физиками» и «лириками», наукой и искусством закончен, когда теоретически стало ясно, что наука и искусство имеют разные предметы отражения, неодинаковые цели и задачи. Наука имеет своим предметом исследования мир как объект, различные стороны, свойства и аспекты этого объекта, в то время как предметом искусства является не мир сам по себе, как объект, а отношение человека к миру, взаимосвязь объекта и субъекта, мостик, соединяющий человека с миром, или —духовное содержание социального бытия. Для отображения такого особого предмета искусство выработало и особый способ отражения —художественный образ, в котором общее выражено через единичное, конкретное, типичное представлено через индивидуальное. Художественный образ — это метафоричная мысль, иносказание, когда говорится об одном, а подразумевается другое.
Теперь, в наше время, на первый план выдвигается требование балансировки, гармоничного, оптимального соотношения, соответствия, сочетания технизации и гуманитаризации. Технократическое не должно противопоставляться гуманитарному, а техногенная цивилизация — гуманитарной. Нужно их разумное, оптимальное соотношение, только так человечество может выжить в XXI в. Более того, многие ученые приходят к выводу, что в исследовательской деятельности возникла необходимость перехода к новой парадигме, парадигме, не отрицающей возможность применения научных и вненаучных форм познания.
Некоторые современные авторы пишут, что XXI в. будет веком гуманитаризации общества. С этим, на наш взгляд, трудно, более того, невозможно согласиться, ибо это, в сущности, будет продолжением того же спора между «физиками» и «лириками». А он, как уже упоминалось, бесперспективен и бесплоден. XXI в. должен стать веком оптимального соответствия естественно-научного, технического и гуманитарного развития.
В связи с бурным развитием естественных и технических наук, распространением техногенной цивилизации, возобладанием в сознании общества технократического мировоззрения, с победой электронной (аудиовизуальной) коммуникации сделали особенно актуальной проблему оптимального соответствия гуманитарного и естественно-научного знания и образования. Глобальная компьютеризация, спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации и другие достижения техногенной цивилизации сформировали иллюзию свободного от эмоциональных и нравственных переживаний общения, основанного исключительно на естественно-научной и технической информации. Возобладание технократических иллюзий и сциентистской эйфории в обществе отодвинуло гуманитарное познание на второй, иногда на третий план в образовательном процессе. Сциентистская эйфория была характерна началу XX в., но она не угасла и в течение всего столетия. И только к началу XXI в. началось достаточно резкое осознание недопустимости разрыва естественно-научного и гуманитарного, осознание их взаимосвязи, взаимопроникновения для целостного системного развития человека и общества.
В осознании и осмыслении этой взаимосвязи и этого единства важнейшая роль принадлежит философии. Именно она в первую очередь должна и способна обосновать системность целостного развития человека и общества на основе оптимального соотношения и взаимодействия естественно-научного, технического и гуманитарного познания и образования.
Системность целостного развития предполагает:
—в образовательном процессе:
-
а) изу1изучениекосновныхзсбазовыхс дисц лин социально-гуманитарной подготовки (истории, педагогики, психологии, политологии, социологии, культурологии, философии, экономической теории, правоведения,
иностранного языка, физической культуры);
-
б) фундаментальную профессиональную подготовку;
-
в) реализацию связи профессиональной подготовки с мировоззренческими и социальными проблемами. Воплощение этих принципов позволяет подготовить полноценного и востребованного специалиста. Очевидно и бесспорно, что без фундаментальной профессиональной подготовки не может быть хорошего специалиста, так же, как без основательного гуманитарного образования может сложиться одномерный, технократически ориентированный человек. Бескультурный, безнравственный врач, учитель, экономист и т. д. столь же опасен для общества, как и профессионально слабо подготовленный;
—в научном творчестве:
-
а) выявление и анализ социальных аспектов и последствий естественных и технических исследований. Всякая тема или проблема естественных и технических наук прямо или косвенно связаны с социальными и гуманитарными интересами человека. Теория фундаментов, строительного производства, архитектурное проектирование имеют непосредственное отношение к экологическим вопросам, среде обитания человека. Внедрение достижений технических наук в практику создает эстетически выразительную техническую среду, «вторую природу», и здесь нужны философия и эстетика: необходимо знание законов симметрии, гармонии, дизайна. Эстетическое в продуктах труда требует соблюдения соответствия формы и функции, выявления соотношения формы и конструкции для обеспечения эффективного функционирования технической системы, изделия, вещи. В оптимальном соответствии формы и функции заключается их совершенство, красота и экономичность.
Законы композиции, симметрии, меры, соразмерности проявляются и в формировании эстетического в условиях труда, месте работы и отдыха: цветовое решение -стен, потолков, ритм расстановки оборудования, станков, мебели, определение освещенности и т. д. Здесь не обойтись без анализа данных физиологии и психологии восприятия цвета, света, звука.
ЕУМНИ1АРИЙ. ЕЖЕГОДНИК НСН. 2009
Художественно-техническая деятельность, художественное конструирование, создавая изделия, вещи, машины, отвечающие современным требованиям пользы, удобства и красоты, разрабатывая новые модели, конструкции технических систем, соответствующие современным функциональным и эстетическим требованиям, ставит перед собой цель —обеспечить удобство эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень;
-
б) проникновение и использование философских категорий, методов в естественно-научных и технических исследованиях. Речь идет о так называемом процессе «фи-лософизации» науки, аналогичном ее «математизации», когда категории, принципы и методы философии используются как общенаучные понятия (качество, количество, мера, развитие, детерминизм, структура, закон, система, принцип, системность и др.) в конкретных науках, осуществляя синтез знаний на различных уровнях.
В качестве иллюстрации вышеуказанного процесса можно привести использование понятия системы и метода системных исследований во многих науках. Современная техника все больше принимает характер сложных динамических систем, многими сторонами взаимодействующих с общественными структурами. Создаются единые производственные комплексы (холдинги), единые энергетические, транспортные, информационные системы, единые линии связи (СССК) и т. д. Их формирование требует обращения к знаниям социологического и философского характера.
Или еще пример: в настоящее время в научном мире продолжается обсуждение проблем создания искусственного интеллекта, моделирования сознания и человеческой психики. Перед естественно-техническими науками неизбежно встают вопросы уточнения содержания понятий философского содержания (сознание, мышле- ние, информация, интуиция, эмоция и т. д.) Чтобы избежать ошибок и скоропалительных решений, необходимо внимательное изучение анализа этих категорий философскими науками и психологией, их конкретизация на естественно-научном уровне, чтобы осмыслить всю сложность и фундаментальность названных проблем.
Во взаимодействии естественно-научного и гуманитарного имеются и определенные труднопреодолимые сложности. Во-первых, стиль и метод мышления естественника существенно отличаются от творческого метода гуманитария своей конкретностью, глубоким проникновением в предметную суть. Математик, физик, технический специалист оперирует строгими определениями, проверяемыми на опыте умозаключениями, исходит из точно оговоренных посылок, действует в ясно очерченных граничных условиях, и ему бывает трудно понять и применять другой, гуманитарный способ мышления (впрочем, верно и обратное утверждение —гуманитарии не могут и не хотят понять творческий метод естественника). Для наиболее правильного и полного отражения объективно функционирующего мира нужно принять к сведению единство, взаимосвязь, взаимодополнение естественного и гуманитарного способов мышления. Ведь существуют не только естественно-научные, конкретные методы познания, но и чувственно-созерцательные, ассоциативные, образные, позволяющие охватить явления в целом. Во-вторых, и гуманитарии, и естественники недостаточно, иногда слабо ориентируются не в «своих собственных» науках. Иначе говоря, гуманитарии плохо помнят естественные науки, а представители специальных профессиональных курсов не вполне осведомлены в гуманитарных и социальных аспектах естественных и технических дисциплин. Между ними должно быть согласовано взаимодействие и взаимопомощь.