Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России
Автор: Вернер А.Р., Безбородов Д.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 11 (53), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу причин и оценке современного состояния уровня коррупции. В статье рассматриваются проблемы современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России. Предлагается решение данных проблем.
Коррупция, взяточничество, борьба с коррупцией, государственная деятельность, подкуп
Короткий адрес: https://sciup.org/140274111
IDR: 140274111
Текст научной статьи Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России
3 courses law department
SZF FGBOYVO “Rossiiskii gosudarstvenii universitet pravosudia”
Russia, St. Petersburg
Research supervisor: Bezborodov D.A.
Associate Professor of Criminal Law SZF FGBOYVO “Rossiiskii gosudarstvenii universitet pravosudia”, Candidate of Law Sciences
CHARACTERISTIC OF THE MODERN STATE OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION AND BRIBERY IN RUSSIA
Annotation: The article is devoted to the analysis of the causes and assessment of the current state of corruption. The article discusses the problems of the current state of the fight against corruption and bribery in Russia. A solution to these problems is proposed.
Коррупция – это негативное аморальное социально-политическое явление в системе государственной службы, которое вызывается корыстными побуждениями должностных лиц. Наряду с корыстными целями здесь выделяются признаки нравственно-правового разложения и использования служебного положения, а «стимулирующее побуждение вовлекаемых в коррупцию лиц достигается прежде всего путём подкупа – продажности или взяточничества»1. Е.В. Касторская и Г.Л. Касторский отмечают, что «нельзя воспринимать взяточничество как передачу-получение подарка безвозмездно, т.е даром принимаемую вещь или услугу. У обеих сторон существует, подразумевается, воспринимается возмездность сделки: по методу исключения можно определить, что предпосылкой этого действия являются служебные возможности получателя. Податель ожидает определённого, а не любого поведения от принявшей стороны. Получатель, соглашаясь принять взятку, воспринимает себя обязанным отработать полученное. Следовательно взятка – не подарок, а оплата услуг»2.
Факт взятки не требует конкретизации по российскому уголовному законодательству. И в этом, по мнению Е.В. Касторской и Г.Л. Касторского состоит «суть неэффективности предупредительной, пресекающей и карающей роли уголовного законодательства. Понятие взятки должно быть расширено в Уголовном кодексе до признаков мзды – необоснованного обогащения чиновника: не важно, за что получило должностное лицо имущественное благо, но если получило, – создаёт юридический факт получения взятки уже на стадии так называемой «халявы» (пользования благотворительностью), поскольку чиновник – не нищий и не должен унижать свой пост, государственную службу в целом принятием подаяния. На данный момент такое принятие рассматривается государством как дисциплинарный проступок, не влекущий за собой должного наказания (до установления и доказывания факта обещания отработки полученного от «благотворителя»), государственная служба, экономика страны, её национальная безопасность будут находиться под угрозой разрушения. Этот внутренний враг не менее опасен наружного»1.
Поступая на службу, чиновник обязуется жить на зарплату. Презумпция невиновности должна иметь свои чёткие пределы и очертания. Траты чиновника сверх его законных доходов – уже признак нечистоплотности. Пока государство не преодолеет данное прикрытие мздоимства, 99% фактов взяточничества будет оставаться вне сферы уголовной ответственности. При такой «отвратимости» уголовной ответственности и наказания страдают не только принципы равенства и справедливости – нарушается сложная цепь составляющих звеньев общественного договора, извращается смысл соглашения между государством и личностью, попираются и ставятся вне закона основы нравственности, люди всё менее ориентируются в различении добра и зла.
Коррупция достигла в России такого уровня опасности для государственной и экономической независимости, для каждого физического и юридического лица, что церемониться с чиновниками особыми средствами их правовой защиты уже нецелесообразно – пришло время особых мер ответственности, если уже не поздно. Законодатель в ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации1 отнёс к предметам взятки также оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Несмотря на кажущуюся детальную проработанность в Уголовном кодексе Российской Федерации вопросов ответственности за взяточничество, некоторые учёные считают, что «сети» законодательной регламентации правоприменительной практики пока остаются бессильными охватить мелкую (низовую) и крупную (элитарную) коррупцию, между которыми отмечаются взаимозависимость и общности различного характера. Одним из основных признаков коррупции при этом называется своеобразный механизм двусторонней сделки, в которой оба участника преследуют личную выгоду и оба посягают на один и тот же важный объект – конкретный элемент власти2.
Взяточничество затрагивает интересы значительной части населения: не могут у кого-либо появляться материальные ценности, если не убывают у другого. Вопрос о законности перераспределения средств постоянно открыт, поскольку законность подстраивается под принцип: богатые становятся ещё богаче, а бедные – беднее.
Взяточничество представляет собой не односторонний акт получения взятки. Мало того, даже в узком уголовно-правовом смысле это деяние вторично, оно возможно после дачи взятки. Рассматривая взяточничество как социально-правовое явление, требующее комплексного воздействия, необходимо для его правильного понимания учитывать не только уголовно-правовые признаки получения и дачи взятки, поскольку уголовный закон уже давно не обеспечивает реализацию целей уголовного наказания (ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации) даже на четверть.
Пока государство признаёт взяточничество противозаконным деянием, противодействие ему считается целесообразным и необходимым. Игнорирование значимых признаков взяточничества - одна из причин его безнаказанности и распространённости в обществе. Учёт на научнотеоретическом уровне комплекса признаков взяточничества - необходимое условие последовательного эффективного законотворчества, имеющего целью обеспечение регламентации мер противодействия этому злу.
Криминологические концепции предупреждения преступности ориентированы на законы больших чисел, поэтому криминолога интересует не однократный акт взяточничества чиновника, а повторяемость, систематичность подобных деяний, исключающая случайное проявление слабости и характеризующая стойкую криминогенную установку, представляющую собой постоянную опасность для общества не столько деяния, сколько совершающего его лица.
Совокупность перечисленных признаков мздоимства, а не часть из них характеризуют процесс вовлечения чиновника в осознанное систематическое занятие противоправной корыстной деятельностью с использованием служебного положения и зависимости потенциальных взяткодателей. Не является необходимым условием взяточничества искушение чиновника мздой от взяткодателей или представителей организованной преступности, стремящихся заблаговременно принять на службу коррумпируемого чиновника. Криминологи отмечают, что «коррумпированные лица впоследствии уже сами проявляют инициативу в поисках, с одной стороны, нужных им «заказчиков», с другой - надёжных партнёров и исполнителей в сфере криминальной деятельности, которая таким образом всё более расширяется»1. К этому следует добавить и квалифицирующий признак вымогательства взятки, становящийся всё более популярным в поведении коррупционеров. В том числе путём искусственного создания очередей и неблагоприятных для граждан условий получения услуг от государственных ведомств.
Коррупционные преступления тесно связаны с рядом других общественно опасных деяний, имеющих широко распространённые и далеко идущие последствия. Достаточно затронуть сферу действия различных контролирующих ведомств, сотрудники которых позволяют себе поведение, идущее вразрез интересам службы. Так, актуальна сейчас тема контрафактной продукции, заполнившей российский рынок, особенно в период санкций. А если при этом учесть неблаговидную роль СМИ, то в совокупности взаимодействующих злоупотреблений ущерб оказывается огромный. К примеру, 26 января 2016 года в новостях Первого телеканала сообщалось о выявлении контролирующими ведомствами фальсифицированных медикаментов в ряде аптек. Акцент делался на то, что в основном выявлены подделки анальгина и парацетамола. Подобные заявления вписываются в логику лишь преступных схем распространения подделок: названные средства подделывать не рентабельно (как и мелкие купюры денежных знаков). «Бросать тень» на дорогостоящие (в том числе анальгиносодержащие)2 медикаменты СМИ не могут, в частности, по причине коррумпированности представителей СМИ. Такова одна из явно просматривающихся коррупционных цепочек взаимодействия, но очень опасная, поскольку наносит ущерб здоровью и даже жизни широких слоёв населения.
В структуре коррупционной преступности взяточничество признаётся наукой наиболее опасным деянием. При этом оно является и самым распространённым в названном блоке преступности. Если в структуре преступности в целом насильственная преступность характеризуется высокой общественной опасностью, а корыстная – максимальной распространённостью, то взяточничество в блоке высоколатентной коррупционной преступности и опасно, и распространено как ни какой другой вид деяний указанного блока. Уровень латентности коррупции таков, что позволяет почти беспрепятственно развиваться и распространяться в благоприятных условиях безопасности от правоохранительных органов.
Главное в вопросах противодействия коррупции - необходимость системной работы, что это предполагает проведение мер предупреждения и контроля, пересмотра коррупциогенного законодательства, эффективную пропаганду идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук». Реальная борьба с коррупцией - не кампания, для проведения которой назначены определенные сроки, а важнейшее направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно.
Противодействие коррупции в современной России следует связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, технических, финансовых, организационных мероприятий и изучением положительного опыта разработки и целенаправленной реализации зарубежных стратегий противодействия коррупции, что позволит создать весомые предпосылки для изменения ситуации в сфере борьбы с коррупцией в лучшую сторону.
Список литературы Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
- Агишев Р.М., Петухов Н.А., Рыжаков С.С. Некоторые правовые аспекты расследования преступлений по коррупционным делам. // Россия в меняющемся мире: вызовы и возможности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 т. /Под общ. ред. А.Н.Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2012. С. 13-15.
- Васильева М.В. Аналоги лекарственных препаратов. 2-е изд. М.: Чистый город, 2015. - 128 с.
- Криминология: Словарь / Под общ. ред В.П.Сальникова. СПб.: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
- Касторская Е.В., Касторский Г.Л. Условия, причины, последствия и предупреждение мздоимства. СПб., 2017.