Характеристика верхней пачки отложений пещеры Страшной по материалам раскопок в 2015 году

Автор: Кривошапкин А.И., Колобова К.А., Шалагина А.В., Рудая Н.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: XXI, 2015 года.

Бесплатный доступ

Последние исследования в области палеогенетики и новые находки ранних останков человека современного антропологического облика все больше увеличивают интерес к изучению культурных комплексов рубежа раннего и среднего палеолита, связанных с разными представителями гоминид. На территории Горного Алтая наиболее ранние останки человека современного типа были найдены в пещере Страшной, расположенной в Северо-Западном Алтае в среднем течении р. Иня. В полевом сезоне 2015 г. Чарышским палеолитическим отрядом ИАЭТ СО РАН были продолжены исследования данного памятника с целью уточнения условий залегания археологических и фаунистических материалов. В ходе работ была изучена верхняя пачка отложений пещеры - литологические слои 1-4. В рамках полевых исследований получена археологическая коллекция численностью 1 597 артефактов, накоплен значительный палеонтологический материал, взяты образцы отложений для проведения палинологического анализа. Археологическая коллекция, происходящая из голоценовых отложений слоев 1, 2, связана с эпохой ранней бронзы и более поздними этапами заселения пещеры. В позднеплейстоценовых слоях 3, 4, по всей видимости, присутствуют комплексы, связанные с несколькими эпизодами посещения стоянки носителями различных культурных традиций верхнего палеолита региона. Помимо археологических находок в отложениях слоя 3 1А, горизонт II была обнаружена ногтевая фаланга человека, комплексное изучение которой позволит прояснить существующие представления о носителях каменной индустрии стоянки.

Еще

Горный алтай, палеолит, человек современного типа, орудийный набор, корреляция

Короткий адрес: https://sciup.org/14522324

IDR: 14522324

Текст научной статьи Характеристика верхней пачки отложений пещеры Страшной по материалам раскопок в 2015 году

Вопросы первоначального заселения Евразии и происхождения человека современного антропологического типа на сегодняшний день занимают ведущее место в палеолитоведении. Особый интерес исследователей связан с территорией Северной Азии и особенно Российского Алтая. Благодаря новым исследованиям в области палеогенетики удалось установить факт сосуществования в Алтайском регионе на рубеже среднего и верхнего палеолита нескольких подвидов человека (денисовцы, неандертальцы, человек современного типа) [Viola et al., 2011]. Однако, если комплексы, связанные с денисовским и неандертальским населением на сегодняшний день достаточно подробно изучаются, вопросы появления и адаптации к локальным условиям человека современного типа остаются пока малоисследованными. Решению данной проблемы способствует изучение материалов многослойного палеолитического памятника – пещеры Страшной, расположенной в Северо-Западном Алтае в среднем течении р. Иня, где были обнаружены наиболее древние для Южной Сибири на сегодняшний день останки человека современного фи-

Каменные артефакты из верхней пачки отложений пещеры Страшной.

зического облика. В связи с этим для расширения эмпирической базы исследования в полевом сезоне 2015 г. Чарышским палеолитическим отрядом ИАЭТ СО РАН было продолжено изучение верхней пачки отложений пещеры.

Отложения слоев 1, 2, вскрытые на площади 4 м2, отнесены к голоценовой эпохе. Немногочисленная археологическая коллекция, происходящая из этих слоев, связана с бронзовым веком и более поздними этапами заселения пещеры. Наиболее яркие элементы (фрагменты орнаментированной керамики, просверленные фаланги косули) происходят из 2-го археологического слоя, отнесенного к афанасьевской культуре ранней бронзы, где обнаружен и антропологический материал – плечевая кость и фаланги конечностей (6 шт.).

Коллекция плейстоценового слоя 31А крайне немногочисленна: в горизонте I насчитывается 14 экз., в горизонте II – 36. Орудийный набор горизонта II представлен тронкированно-фасетиро-ванным изделием с ретушью по двум продольным краям (см. рисунок , 1 ), зубчато-выемчатым орудием (см. рисунок , 5 ) и отщепом с краевой эпизодической ретушью утилизации. Имеется подпризматический одноплощадочный нуклеус из кварца (см. рисунок , 7 ). Кроме этого в отложениях были найдены предметы декоративного искусства: костяная бусина и просверленная фаланга, которая, вероятно, служила составной частью украшения.

В отложениях слоя 31Б было обнаружено 99 артефактов. Половина имеющихся сколов сохранила от 10 до 90 % галечной поверхности. Среди них представлена одна пластинка. Присутствует технический скол подправки ударной площадки – «полутаблетка». Орудийный набор составляют продольное слабовыпуклое скребло со ступенчатой ретушью (см. рисунок , 3 ), выемчатое орудие и два скола с нерегулярной ретушью.

Коллекция нижележащего слоя З3 насчитывает 118 экз. Нуклевидные изделия представлены леваллуазским нуклеусом на начальной стадии утилизации (см. рисунок, 6); так называемым нуклеусом «от ребра», у которого пересечение фронта расщепления и ударной площадки образует крутое ребро. Среди технических сколов присутствуют скол подправки дуги скалывания и несколько краевых сколов. В орудийном наборе преоблада- ют сколы с ретушью (пластины и отщепы), также представлено продольное одностороннее скребло с чешуйчатой ретушью, два ножа (см. рисунок, 4), выемчатое орудие и одноплощадочное тронкиро-ванно-фасетированное изделие.

Самый многочисленный археологический материал был получен при разборе слоя 41 – 441 экз. Индустрия сколов этого слоя в большей степени представлена отщепами, но присутствуют и несколько пластин и пластинок. В орудийном наборе имеются два зубчато-выемчатых орудия, резец (см. рисунок , 2 ), массивный отщеп с несколькими выемками и следами уплощения в дистальной части, а также несколько сколов со следами утилизации. Нуклевидные изделия представлены поперечным плоскостным бипро-дольным нуклеусом с естественным контрфронтом, предназначенным для производства отще-пов. Одна гладкая, сильноскошенная площадка ядрища несет следы подправки мелкими снятиями, вторая сохраняет галечную поверхность. Латерали нуклеуса несут негативы последовательных снятий на фронт и контрфронт. Также присутствует нуклеус «от ребра» и два нуклевид-ных изделия на массивных сколах.

Коллекция слоя 42 насчитывает 238 артефактов, однако большую ее часть (80 %) составляют отходы производства. К орудийному набору относится выемчатое орудие и отщеп с ретушью.

В целом археологическая коллекция, собранная в результате работ 2015 г., подтверждает предположение о том, что в верхнепалеолитических отложениях пещеры Страшной представлено несколько культурно-хронологических эпизодов заселения памятника [Кривошапкин, Зенин, Шалагина, 2014]. Истоки одного из культурных компонентов связаны с индустрией ср еднего палеолита. Он представлен дисковидным и ле-валлуазским отщеповым расщеплением, преобладанием в орудийном наборе скребел и зубчатовыемчатых форм. Другой комплекс соотносится с носителями кара-бомовской ранневерхнепалеолитической традиции (пластинчатое расщепление). И еще один эпизод посещения пещеры связан с развитым этапом верхнего палеолита и представлен мелкопластинчатым расщеплением и костяным инвентарем.

Помимо археологических материалов при разборе отложений горизонта II слоя 31А была обнаружена ногтевая фаланга человека. Это не первая антропологическая находка для данного памятника. Наиболее информативный материал происходит из слоя 31А предвходовой части пещеры, где было обнаружено восемь зубов, принадлежащих одному индивиду 7–9 лет. Интересно, что метрические показатели зубов выходят за пределы показателей как современных Homo sapiens, так и верхнепалеолитических и, более того, находятся на верхнем пределе распределения размеров зубов неандертальцев. Морфологически же зубы из пещеры Страшной в большей степени соотносятся с зубами человека современного типа, причем на них фиксируются некоторые характерные особенности, свойственные только коренным жителям Америки [Viola, 2009]. Для интерпретации антропологического материала, полученного в 2015 г., необходимо дождаться результатов специального анализа. Предварительное определение, выполненное Б. Виолой, относит данную фалангу к человеку современного облика.

Как показывают многолетние исследования палеонтологического материала пещеры Страшной, существенных изменений в составе плейстоценовой териофауны не происходило. Лишь в каргинско-сартанском слое 3, как индикатор похолодания, появляются немногочисленные остатки северного оленя [Васильев, Зенин, 2009]. В целом, судя по остаткам палеофауны, на фоне открытых степных пространств существовали более или менее крупные лесные участки, приуроченные к долинам рек и горным ущельям.

Подобную палеоэкологическую ситуацию подтверждают и результаты предварительного палинологического анализа. По сравнению с голоценовыми отложениями, которые характеризуются преобладанием пыльцы семейства сложноцветных, присутствием сосновых и спор папоротников, концентрация пыльцы и спор в литологическом слое 3 резко падает. Доля древесных элементов сокращается, исчезают папоротники, сложноцветные растения продолжают доминировать. Вероятно, климат в период аккумуляции изученных ископаемых слоев отличался от современного в сторону меньшего увлажнения и преобладания в регионе травянистой растительности. Или же палиноспектры отражают локальную растительность, которая произрастала непосредственно вокруг пещеры. Однако этот вопрос требует дальнейшего изучения поверхностных проб с разных участков пещеры.

Учитывая расположение памятника, характер орудийного набора, а также характеристику палеонтологических остатков, которые в значительной мере сформировались в результате деятельности хищников, можно сделать вывод о том, что в период накопления верхней пачки отложений пещера не была постоянным местом обитания древнего человека, а, скорее, служила кратковременным охотничьим убежищем различным древним коллективам. В связи с этим и фиксируется некоторое смешение культурных элементов в рамках литологических подразделений. Однако для более конкретных выводов и вычленения археологических комплексов необходимо проведение дополнительных планигра-фических и стратиграфических исследований всей накопленной коллекции артефактов.

Список литературы Характеристика верхней пачки отложений пещеры Страшной по материалам раскопок в 2015 году

  • Васильев С.К., Зенин А.Н. Фаунистические остатки из пещеры Страшная (Северо-Западный Алтай) по материалам раскопок в 1988-2008 годах//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат-лы Итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. -Т. XV. -С. 56-62.
  • Кривошапкин А.И., Зенин В.Н., Шалагина А.В. Результаты полевых исследований пещеры Страшная в 2014 году//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 54-56.
  • Viola B. New Hominid Remains from Central Asia and Siberia: the Easternmost Neanderthals?: PhD Thesis. -Wien, 2009. -233 р.
  • Viola B., Markin S.V., Zenin A., Shunkov M.V., Derevianko A.P. Late pleistocene hominins from the Altai mountains, Russia//Characteristic Features of the Middle to Upper Paleolithic Transition in Eurasia. -Novosibirsk: Publ. Dep. of the Inst. of Archaeology and Ethnography SB RAS, 2011. -P. 207-213.
Статья научная