Характерные черты жизни народа наси в республиканский период в Китае (1912-1949)
Автор: Грачева Юлия Александровна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Статья в выпуске: 2, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию положения национальных меньшинств в Китае на примере народа наси. Впервые анализируются общественно-политические и экономические аспекты положения народа наси, рассматриваются некоторые стороны его духовной жизни. Автор пришел к выводу, что положение народа наси в Республиканский период отличалось относительной стабильностью, что обусловлено успешным экономическим развитием Лицзяна, а также весьма осторожной политикой гоминьдановских властей в отношении этого нацменьшинства.
Наси, мосо, лицзян, юньнань, нацменьшинства китая, республиканский период
Короткий адрес: https://sciup.org/14941204
IDR: 14941204
Текст научной статьи Характерные черты жизни народа наси в республиканский период в Китае (1912-1949)
Юго-западные окраинные районы Китая на протяжении веков отличались этнически пестрым населением. Провинция Юньнань всегда была притягательным регионом для исследования национальной ситуации в Китае в разные периоды истории страны. Это в первую очередь касается одного из ее городов, Лицзяна, который сложился как экономический, культурный и политический центр народа наси [1]. В 1922 г. в этой провинции проживало 11 795 486 чел., из них в Лицзяне 132 583 чел. [2, с. 51, 64].
В отечественной историографии существует ряд теоретических трудов, посвященных изучению национальной ситуации в Китае в Республиканский период, среди которых можно выделить следующие: «Национальный вопрос в Китае (1911–1949)» (1984) В.А. Богословского и А.А. Москалева, «Национальный вопрос в Китае» (1974) Л.С. Кюзяджана, «Национальная политика Гоминьдана в Южном Китае: 1927–1937» (1977) и «Петиционное движение неханьских народностей Юго-Западного Китая (30-е гг. ХХ в.)» (1977) М.Х. Махмутходжаева.
В китайской историографии по данному вопросу следует выделить такие работы, как «Проблемы юго-западных национальностей в период войны сопротивления» (1938) Цзян Инляна, «Признание и идентификация: положение юго-западных национальных меньшинств в Республиканский период» (2012) Ван Вэньгуана, «К вопросу об образовании в юго-западных национальных районах в Республиканский период» (2013) Хэ Тэн.
Одной из трудностей при изучении особенностей жизни народа наси в период 1912–1949 гг. является недостаточное количество источников и современных исследований по данной теме как в отечественной и западной, так и в китайской историографии. В первой половине ХХ в. традиционная культура и религия народа наси начали привлекать внимание западных историков, этнографов, ученых других научных дисциплин. Вместе с тем количество их трудов и полевых заметок весьма незначительно. Сведения о жизни народа наси в Республиканский период содержатся в дневниках и других сочинениях миссионеров, путешественников и деловых людей, посещавших Лицзян в те годы.
Большую помощь для понимания жизни наси в Республиканский период оказывают труды американского ботаника, географа и лингвиста Дж. Рока (1884–1962) [3] и русского эмигранта П. Гулларта (1896–1978) [4], содержащие богатый исторический и этнографический материал.
В изучаемый период на территории проживания национальных меньшинств Юго-Запада Китая сложилось два типа политико-административного управления. В районах проживания наси существовало деление на уезды, а местное управление формально осуществлялось китайской (хань) администрацией, но фактически власть находилась в руках старейшин. Второй тип управления сложился в местах расселения народа мосо [5], где отсутствовало деление на уезды. Здесь вся власть была сконцентрирована в руках тусы (вождей племен) [6, с. 23]. Ко времени образования республики в Юго-Западном Китае этот институт еще не был полностью упразднен [7], а бывшие тусы получали должности чиновников и посты командующих войсками [8, с. 67–68].
С начала своего появления в эпоху династии Юань (1206–1368) власть тусы в Лицзяне бессменно принадлежала клану Му – знатному роду наси. В начале ХХ в. наблюдалась деградация его последних представителей. В 1931 г. Дж. Рок, переписывая «Хроники клана Му», упоминает имя последнего главы клана – Му Сункуэя (1929–?), о судьбе которого ничего не известно. П. Гул-ларт описывал положение последних представителей клана Му, с которыми ему доводилось встречаться лично: «Лишившись доходов от некогда обширных владений, семейство вынуждено было продавать один за другим предметы искусства из столетиями собиравшейся коллекции и драгоценные памятные вещи своих предков, чтобы удовлетворить ненасытную жажду опиума…» [9].
Экономическое развитие наси в Республиканский период отличалось определенной спецификой. Наиболее развитыми территориями проживания этого народа были Лицзян и Юннин. Эти территории значительно отличались друг от друга. Основным злаковым, выращиваемым мосо, было просо, лишь в 1950-х гг. вытесненное рисом. Широкое распространение получили ячмень, бобовые и кукуруза. Овощеводство начало развиваться у мосо в 1930-е гг. [10, с. 195]. Одной из причин этого было то, что тусы Юннина накладывали строгий запрет на выращивание риса на своих территориях, чтобы не допустить притока китайских (хань) иммигрантов [11, р. 144]. Что касается народа наси в Лицзяне, то как рисоводство, так и овощеводство занимали важное место в их хозяйстве еще с эпохи Мин. Это объясняется более сильным влиянием на него со стороны хань [12, с. 32].
Начиная с династии Тан и заканчивая серединой ХХ в., через земли этого народа проходил «Древний чайный и конный путь» (гу ча ма дао 古茶马道 ), благодаря которому Китай торговал с Тибетом и через Бирму с Северо-Восточной Индией. В Республиканский период древний караванный маршрут способствовал процветанию торговли, в которой наси принимали непосредственное участие благодаря традиционному разведению лошадей. Большое значение этот путь приобрел во время Второй мировой войны, особенно в 1942 г., когда приморские города Китая и Бирмы были оккупированы японскими войсками и караваны, следовавшие этим маршрутом, осуществляли снабжение Юго-Западного Китая из Индии.
В Республиканский период Лицзян превращается в один из важнейших финансовых и торговых центров Юго-Западного Китая. Здесь были открыты Банк провинции Юньнань, Банк коммуникаций и филиалы других национальных банков. Особенного расцвета торговля в Лицзяне достигла в 1930–1940-е гг. Число магазинов во время Второй мировой войны выросло до 1 200, тогда как в 1911 г. их насчитывалось всего 30 [13, p. 152].
Юннин в этот период также находился в выгодном с экономической точки зрения положении, являясь ключевым пунктом караванного маршрута, соединявшего Лицзян и Дацзяньлу. В 1930–1940-е гг. большое количество мосо начинают заниматься торговлей, особенно в условиях расширения добычи меди в уезде Мули. Многие зажиточные мосо становятся владельцами караванов, следовавших маршрутом Лицзян – Лхаса [14, с. 199].
В то же время развитая сеть караванных маршрутов сыграла свою роль в торговле опиумом, выращивание которого было широко распространено в Юньнани в первой половине ХХ в. Опиум экспортировался по железнодорожным и караванным путям на рынки Центрального и Южного Китая. В 1930-е гг. культивирование опиума было запрещено властями по всей провинции кроме некоторых регионов на западе и юге, где оно разрешалось (видимо, китайской администрации это было выгодно) [15, p. 101–103]. В 1931 г. было произведено более 50 тыс. даней наркотика (1 дань = 50 кг), в основном выращенных на землях национальных меньшинств [16, с. 133–134]. Это привело к негативным последствиям: курение опиума получило широкое распространение среди мужчин наси. П. Гулларт отмечал, что «многие из них курили опиум без всякой меры», за что часто были «поколочены» своими насийскими женами [17].
Первая половина ХХ в. – время активного проникновения христианских миссионеров в Лиц-зян, среди которых первыми были голландцы [18, с. 14]. Например, миссионер А. Кок (1883–1951) со своей супругой добрался до Лицзяна в 1912 г. В его письмах говорится о том, что жители Лицзяна, наси, встретили их враждебно, называли «белыми демонами». В 1914 г. была основана христианская школа, просуществовавшая до 1916 г. За эти два года удалось привлечь в нее лишь троих жителей города (об их этнической принадлежности в письме не говорится) [19, p. 344–345].
Как отмечает норвежский исследователь М.Х. Хансен, среди жителей Лицзяна, обращенных в христианство, были только хань, приехавшие туда из Сычуани [20, р. 50]. П. Гулларт объяснял неспособность миссионеров привлечь на свою сторону наси тем, что у этого народа было развито свое восприятие мира, основанное на традиционных верованиях дунба, игравших большую роль в их жизни [21].
В 1940-е гг. в Лицзяне существовало пять монастырей тибетского буддизма, принадлежавших школе кармапа [22]. Как отмечал П. Гулларт, хотя наси не являлись последователями ламаизма, но «мистическая доктрина тантрического буддизма, красочные ритуалы, связь церкви с Лхасой – все это вызывало у наси большую симпатию» [23].
Конфуцианство, несмотря на довольно раннее появление в Лицзяне, не получило распространения среди народа наси. Главными его последователями, как и китайской (хань) культуры в целом, являлись члены правящего клана Му. Конфуцианские школы, образование в которых сулило продвижение по карьерной лестнице, пользовались популярностью среди зажиточных наси с XIX в. Однако в целом конфуцианство не оказало влияния на религиозные верования и традиционный уклад жизни большинства наси.
Наси являлись самыми образованными среди всех национальных меньшинств провинции Юньнань [24, с. 230–232]. Начало ХХ в. – время возникновения учебных заведений нового типа. Первая школа в Лицзяне была открыта в 1905 г., к 1911 г. их число возросло до 36, а количество учеников достигло 1 207 чел. [25, с. 13]. Эта тенденция в образовании продолжалась до 1949 г., за эти годы было основано много других учебных заведений. Образование в этих школах происходило по западному образцу. Вместе с тем основное внимание уделялось изучению китайского языка, на котором велось преподавание. Как отмечали Дж. Рок и П. Гулларт, до 1949 г. немногие наси владели китайским языком.
В целом политику гоминьдановских властей в отношении этого нацменьшинства можно охарактеризовать как чрезвычайно осторожную. Народ наси, несмотря на усиливавшееся китайское влияние, продолжал придерживаться традиционного образа жизни. В этот сложный в истории страны период экономический расцвет Лицзяна способствовал сохранению стабильности региона.
Ссылки и примечания:
-
1. Наси ( 纳西 ) – тибето-бирманский народ, большая часть которого проживает в провинции Юньнань. В 2010 г. население наси составляло 326 295 чел. Язык наси принадлежит к лоло-бирманской группе тибето-бирманских языков.
-
2. Ху Хуаньюн. Чжунго жэнь чжи фэньбу – фу тунцзибяо юй миду ту ( 中国人口之分布 – 附 统计表与密度图 ) = Распространение населения Китая с приложением статистической таблицы и диаграммой плотности населения // Дили сюэбао. 1935. № 2. С. 33–74.
-
3. В Китае Дж. Рок провел 27 лет (1922–1949). В эти годы он глубоко изучал наси, их язык, культуру, религию.
-
4. П. Гулларт работал в Ассоциации промышленного сотрудничества, занимался организацией кооперативов, врачеванием, вел борьбу с опиекурением.
-
5. Правительство КНР официально включает народ мосо в состав наси. Основная часть мосо проживает на территории Нинлан-Ийского автономного уезда в Юннине. В 2010 г. численность мосо составила 53 000 чел.
-
6. Цзян Инлян. Кан чжань чжун дэ синань миньцзу вэньти ( 抗 战中的西南民族问题 ) = Проблемы юго-западных национальностей в период войны сопротивления. Чунцин, 1938. 44 с.
-
7. Процесс упразднения системы тусы начинается в правление Иньчжэня (1722–1735), проводившего политику «замены тусы на чиновников, назначаемых из столицы» (гайту гуйлю 改土 为流 ). См.: Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. М., 2005. С. 117.
-
8. Богословский В.А., Москалёв А.А. Национальный вопрос в Китае (1911–1949). М., 1984. 262 с.
-
9. Goullart P. Forgotten Kingdom [Электронный ресурс]. London, 1957. URL: http://pratyeka.org/books/forgotten_kingdom/ (дата обращения: 12.01.2017).
-
10. НИЦСГ. Нинлан ицзу цзычжи сянь гайкуан ( 宁蒗彝族自治 县概况 ) = Юньнань миньцзу чубаньшэ. Куньмин, 1988. 314 с.
-
11. Xiaolin Guo. State and Ethnicity in China’s Southwest. Brill, 2008. 346 p.
-
12. Ян Линьцзюнь. Мин чжи Миньго шици наси цзу дицюй нунцзо чуаньжу цзици инсян ( 明至民国 时期纳西族地区农作物传入及其影响 ) = Проникновение сельскохозяйственных культур в районы проживания наси и их воздействие с эпохи Мин до Республиканского периода // Нуне каогу. Пекин, 2014. № 6. С. 30–35.
-
13. Xiao Linguo. Op. cit. P. 152.
-
14. НИЦСГ … С. 199.
-
15. Hall J.C.S. The Yunnan Provincial Faction 1927–1937. Canberra, 1976. 208 p.
-
16. Куан Хаолинь, Ян Лицюн. Цзиньдай во го шаошу миньцзу дицюй дэ япянь духай вэньти ( 近代我国少数民族地区的 鸦片毒害问题 ) = Проблема пагубного влияния опиума в районах национальных меньшинств в Китае в новой истории // Чжунго цзинцзи ши яньцзю. 1986. № 4. С. 131–142.
-
17. Goullart P. Op. cit.
-
18. Liu Ji. Jidu zongjiao zai Lijiang de chuanbo yanjiu ( 基督宗教在 丽江的传播研究 ) = The research of the spread of Christianity in Lijiang // Dazhong wenyi: xueshu ban = Mass Art and Literature: scientific publication. 2010. No. 9. P. 13–14.
-
19. Wonsuk Ma, Menzies R.P. Pentecostalism in Context: Essays in Honor of William W. Menzies. Wipf and Stock Publishers, 2008. 373 p.
-
20. Hansen M.H. Lessons in Being Chinese: Minority Education and Ethnic Identity in Southwest China. Washington, 1999. 205 p.
-
21. Goullart P. Op. cit.
-
22. Тибетский буддизм – это направление буддизма, распространенное в Тибете, а также в прилегающих к нему областях Гималаев и восточных регионов Центральной Азии. Буддизм появился в Тибете приблизительно в VII в. Кар-мапа – крупнейшая подшкола школы Кагью в тибетском буддизме, отмеченная «стремлением включить мирских последователей в религиозную жизнь монастырей, открыть им доступ к непосредственному изучению письменного сакрального знания». См.: Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002. С. 264.
-
23. Goullart P. Op. cit.
-
24. Ян Линьцзюнь. Указ. соч. С. 230–232.
-
25. Гэ Чэнянь. Лунь Миньго шици Лицзян наси цзу дэ сюэсяо цзяоюй (1912–1949) ( 论民国时期丽江纳西族的学校教育 (1912–1949)) = К вопросу о школьном образовании среди народа наси в Лицзяне в Республиканский период (1912–1949). Куньмин, 2015. 116 с.
Список литературы Характерные черты жизни народа наси в республиканский период в Китае (1912-1949)
- Ху Хуаньюн. Чжунго жэнь чжи фэньбу -фу тунцзибяо юй миду ту (中国人口之分布 -附统计表与密度图) = Распространение населения Китая с приложением статистической таблицы и диаграммой плотности населения//Дили сюэбао. 1935. № 2. С. 33-74.
- Цзян Инлян. Кан чжань чжун дэ синань миньцзу вэньти (抗战中的西南民族问题) = Проблемы юго-западных национальностей в период войны сопротивления. Чунцин, 1938. 44 с.
- Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. М., 2005. С. 117.
- Богословский В.А., Москалёв А.А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). М., 1984. 262 с.
- Goullart P. Forgotten Kingdom . London, 1957. URL: http://pratyeka.org/books/forgotten_kingdom/(дата обращения: 12.01.2017).
- НИЦСГ. Нинлан ицзу цзычжи сянь гайкуан (宁蒗彝族自治县概况) = Юньнань миньцзу чубаньшэ. Куньмин, 1988. 314 с.
- Xiao Linguo. State and Ethnicity in China’s Southwest. Brill, 2008. 346 p.
- Ян Линьцзюнь. Мин чжи Миньго шици наси цзу дицюй нунцзо чуаньжу цзици инсян (明至民国时期纳西族地区农作物传入及其影响) = Проникновение сельскохозяйственных культур в районы проживания наси и их воздействие с эпохи Мин до Республиканского периода//Нуне каогу. Пекин, 2014. № 6. С. 30-35.
- Hall J.C.S. The Yunnan Provincial Faction 1927-1937. Canberra, 1976. 208 p.
- Куан Хаолинь, Ян Лицюн. Цзиньдай во го шаошу миньцзу дицюй дэ япянь духай вэньти (近代我国少数民族地区的鸦片毒害问题) = Проблема пагубного влияния опиума в районах национальных меньшинств в Китае в новой истории//Чжунго цзинцзи ши яньцзю. 1986. № 4. С. 131-142.
- Liu Ji. Jidu zongjiao zai Lijiang de chuanbo yanjiu (基督宗教在丽江的传播研究) = The research of the spread of Christianity in Lijiang//Dazhong wenyi: xueshu ban = Mass Art and Literature: scientific publication. 2010. No. 9. P. 13-14.
- Wonsuk Ma, Menzies R.P. Pentecostalism in Context: Essays in Honor of William W. Menzies. Wipf and Stock Publishers, 2008. 373 p.
- Hansen M.H. Lessons in Being Chinese: Minority Education and Ethnic Identity in Southwest China. Washington, 1999. 205 p.
- Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002. С. 264.
- Гэ Чэнянь. Лунь Миньго шици Лицзян наси цзу дэ сюэсяо цзяоюй (1912-1949) (论民国时期丽江纳西族的学校教育(1912-1949)) = К вопросу о школьном образовании среди народа наси в Лицзяне в Республиканский период (1912-1949). Куньмин, 2015. 116 с.