Хирургическое лечение местнораспространенных злокачественных опухолей кожи
Автор: Чойнзонов Евгений Лхамацыренович, Новиков Виктор Александрович, Штин Валентин Игоревич, Сыркашев В.А., Гарбуков Евгений Юрьевич, Жеравин Александр Александрович
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Статья в выпуске: 4 (52), 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14056245
IDR: 14056245
Текст статьи Хирургическое лечение местнораспространенных злокачественных опухолей кожи
Научно-практическая конференция Проблемной комиссии «Опухоли головы и шеи» Научного Совета по злокачественным новообразованиям Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения Российской Федерации состоялась 04 мая 2012 г. в ФБГУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина»
РАМН. Конференция «Злокачественные новообразования кожи головы и шеи» была посвящена 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Блохина. В конференции приняли участие и выступили с докладами члены Проблемной комиссии и ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Архангельска, Самары и других городов России.
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ МЕСТНОРАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ КОЖИ
Е.Л. Чойнзонов, В.А. Новиков, В.И. Штин, В.А. Сыркашев, Е.Ю. Гарбуков, А.А. Жеравин
ФГБУ «НИИ онкологии» СО РАМН, г. Томск
Наиболее сложными для лечения и реабилитации являются больные с сочетанным поражением мягких тканей головы и подлежащих костных структур. Задачей оперативного лечения этой категории больных является не только радикальное удаление опухоли, но и восполнение обширных послеоперационных дефектов с сохранением опоронесущей функции скелета. Решить эту задачу позволило использование комбинированной пластики, которая применена у 29 пациентов. В процессе оперативного вмешательства проводилось удаление опухоли с резекцией мягких тканей и костных структур пораженной опухолью зоны. На следующем этапе отсепаровывались ткани по краям дефекта и на сохраненные участки костных структур укладывался тканевый имплантат из ни-келида титана, который фиксировался к костным краям шовным материалом. Далее проводилось восполнение дефекта мягких тканей полнослойными лоскутами. В качестве пластического материала чаще использовались полнослойные свободные лучевые лоскуты (n=12). Реже применялись торакодорзальные лоскуты (n=2) и лоскуты с передней поверхности бедра (n=3). Комплексы аутотканей перемещались в зону имплантации, укладывались на никелидтитановый тканевый эндопротез и фиксировались швами к краям дефекта. Накладывались анастомозы между сосудами лоскута и реципиентной зоны. Этот метод пластики обширных послеоперационных дефектов применен у 17 больных. При необходимости восполнить меньший по площади дефект мягких тканей использовались несвободные лоскуты (n=12). Лоскуты на питающей ножке перемещались в область дефекта и укладывались на тканевый никелидтитановый имплантат. Несмотря на то, что границей между внутренней частью перемещенного лоскута и послеоперационной полостью служил тканевый имплантат, воспалительных реакций не выявлялось. Грануляционная ткань быстро закрывала всю поверхность имплантата, процесс эпителизации завершался через 3–5 нед, в зависимости от площади дефекта. У всех пациентов заживление раневой поверхности протекало без осложнений.
Таким образом, методика комбинированной пластики позволила восполнять утраченные в ходе оперативного вмешательства ткани с удовлетворительным косметическим эффектом. Транспланта-
ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ ция лоскута производилась на поддерживающую основу, предотвращая тем самым последующее западение мягких тканей и рубцовую деформацию.
Это способствовало сохранению целостности воздухоносных полостей, участвующих в голосообра-зовании и функции дыхания.
СОВРЕМЕННАЯ ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ, ИММУНОГИСТОХИМИЧЕСКАЯ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕЛАНОМЫ КОЖИ
Я.В. Вишневская, А.М. Строганова, А.И. Сендерович, Ю.В. Полуэктова, Я.А. Машенкина, И.А. Утяшев
ФБГУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» РАМН, г. Москва
Морфологическое и молекулярно-генетическое исследования меланомы являются определяющими для стадирования, прогноза и лечения заболевания. Стадия меланомы определяется согласно рекомендациям American Joint Committee on Cancer (AJCC) от 2009 г. При гистологии определяются следующие параметры: форма роста, клеточный вариант, наличие/отсутствие пигмента, толщина опухоли по Бреслоу, уровень инвазии по Кларку, изъязвление, митотический индекс, сосудистая (ангиолимфатическая) инвазия, выраженность лимфоидной инфильтрации, спонтанная регрессия, наличие сателлитов и/или транзитных метастазов, предсуществующего невуса, «чистота» краев резекции удаленного лоскута кожи с опухолью.
Выделяют следующие формы роста: поверхностно-распространяющаяся, узловая, лентиго-меланома, смешанная; гистологические варианты: эпителиоидноклеточный, веретеноклеточный, невоклеточный, баллонообразный, десмопластическая меланома и злокачественный голубой клеточный невус; уровни инвазии по Кларку: 1 (in situ), в пределах эпидермиса, 2 – прорастание в сосочковый слой дермы, 3 – прорастание всего сосочкового слоя до ретикулярного слоя, меланома на ножке или на широком основании, 4 – прорастание в ретикулярный слой дермы до подкожно-жировой клетчатки, 5 – прорастание в подкожно-жировую клетчатку; фазы роста: радиальная – соответствует 2-му уровню инвазии по Кларку, вертикальная – соответствует 3, 4, 5-му уровням инвазии по Кларку; толщина по Бреслоу измеряется по наибольшей толщине узла с учетом уровня инвазии по Кларку;
митотический индекс определяется по количеству митоз в 1 мм2; для спонтанной регрессии характерна плотная очаговая лимфоидная инфильтрация со скоплениями меланофагов; сателлиты – это очаговые скопления клеток меланомы диаметром более 0,05 мм, четко отграниченные от основного инвазивного компонента меланомы нормальной дермой или клетчаткой и расположенные от первичной опухоли на расстоянии не менее 0,3 мм; транзитные метастазы – опухолевые узлы любого размера, расположенные в коже на расстоянии более 2 см от первичной опухоли.
Стадирование меланомы по системе ТNМ (версия AJCC, 2009): Т – первичная опухоль кожи определяется по следующим параметрам: толщина по Бреслоу, изъязвление, уровень инвазии по Кларку (при толщине опухоли до 1 мм); N – наличие/ отсутствие пораженных лимфоузлов, сателлитов и транзитных метастазов; M – наличие/отсутствие отдаленных метастазов + уровень ЛДГ в сыворотке крови.
Для уточнения диагноза и дифференциальной диагностики меланомы, а также выявления микрометастазов в лимфоузлах используется иммуногистохимическое исследование. В опухолевых клетках экспрессируются Vimentin, protein S100(A4), а также специфические меланоцитарные маркеры: PanMelanoma (Cocktail, of HMB-45, Mart-1 and Tyrosinasа), Мelan-A (A103), Melanosomа (HMB45), MITF-M (microphthalmia transcription factor Melan-A), Tyrosinasa (Tyrosinasа-related proteins 1 and 2), в 3–10 % может наблюдаться экспрессия PanCK(AE1/AE3). К прогностическим маркерам