Историческая память и православная вера: Byzance apr`es byzance в Софии под оттоманским правлением

Автор: Билярски Иван, Цибранска-Костова Мирияна

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Византийское православие

Статья в выпуске: 6 т.26, 2021 года.

Бесплатный доступ

В нашей статье мы предлагаем пример исследования почитания новомучеников Софии в XVI в. и обзор относящейся к этой проблеме литературы. Мы пытаемся обсудить тот факт, что цели их почитания были религиозными и политическими, и эти цели были достигнуты путем экзальтации христианской веры, благодаря возникновению и сохранению исторической памяти. Характер полученных результатов, однако, отнюдь не антиоттоманский, но антиисламский; почитание было призвано консолидировать православную христианскую общину. Именно православное вероисповедание, а не национальная общность стало предметом почитания новомучеников. Усиление общины могло быть достижимым исключительно благодаря свидетельству свершения мученичества, ибо оно подразумевало понятие «martyros», означавшее в греческом языке «свидетель». Он не только наделяет святостью место и сакрализирует пространство города и, в конце концов, всей политической среды. Свидетель является не только творцом «освящения», но также хранителем памяти о прошлом. Мученик выступает победителем, потому что он или она благодаря его или ее мученичеству побеждает врагов Господа. В качестве его сторонника мученик служит напоминанием о славном прошлом; как победитель он являет собой Defensor fidei в настоящем. Это ясное подтверждение господнего могущества в различных исторических обстоятельствах. Такие идеи направлены на восстановление, и не только духовное, Христианской империи посредством тела Церкви. Это объясняет отсутствие какой-либо открытой оппозиции оттоманской власти. Поэтому мы находим здесь, в Софии, концепцию Byzance après Byzance («Византия после Византии») того же типа, каковой мы находим в Константинополе после падения Империи, когда Вселенская церковь восприняла часть имперского наследия.

Еще

Христианская империя, православная христианская община, почитание новомучеников, мученик, историческая память

Короткий адрес: https://sciup.org/149139491

IDR: 149139491   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2021.6.25

Статья научная