Страницы истории Пермского Прикамья. К 80-летию Г.Н. Чагина. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Статья научная
Прошлая лесоводственная практика, включавшая крупномасштабные рубки леса, послужила причиной серьезных и долговременных изменений в структуре и составе лесов. Для поиска максимально сохранившихся лесов, необходимы детальная реконструкция природопользования и локализация прошлых воздействий с учетом их масштабов и интенсивности. В статье обобщены самые ранние свидетельства об особенностях становления и развития лесного хозяйства на севере Пермского края и представлены наиболее важные архивные данные о масштабах и степени использования лесных ресурсов в специфических условиях севера Чердынского уезда. Исследование основано на подробном анализе ранее не опубликованных архивных документов по истории лесного хозяйства. В 1840-е гг. в Чердынском уезде было впервые создано Чердынское лесничество площадью более 2,8 млн га. В 1870 г. оно было разделено на два лесничества: Чердынское и Колвинское. К Колвинскому лесничеству были отнесены малонаселенные верховья рек Печоры, Колвы и их притоков. В 1894 г. Колвинское лесничество вновь было разделено на три (Колвинское, Чусовское, Верх-Печерское), просуществовавшие до 1920-х гг. Прослежена постепенная переориентация лесозаготовительной деятельности: заготовка солеваренных дров и рубка леса для баржестроения постепенно сменяются рубкой строевых деревьев для экспорта на низовые (волжские) рынки. Приведены ежегодные объемы заготовленных лесных материалов, однако оценить пространственные масштабы лесохозяйственной деятельности пока не представляется возможным и требуются дополнительные исследования. В то же время следует отметить важность сохранившихся архивных материалов для понимания прошлых воздействий и необходимость их более широкого включения в современные экологические исследования.
Бесплатно

Статья научная
Исследование является продолжением статьи, представляющей собой историографический обзор дискуссии об этимологии топонима Пермь. К историко-географическому исследованию было привлечено около сорока географических объектов с пермскими названиями, обнаруженных на территории Финляндии и 13 регионов Российской Федерации. Разного рода «задние земли» (перми) равномерно распределены на всей изученной территории, причем параллельные поиски «передних земель» результатов не дали, что вынуждает поставить под сомнение версию о дрейфующем топониме. При этом фиксируется обилие пермских гидронимов, хотя это должно казаться парадоксальным, ибо Perämaa, Пермь - это земля задняя. Применение историко-географических методов позволило выяснить этиологию (происхождение) онимов пермского ряда, которые следует понимать не просто как заднюю землю, но землю на речных задах, в верховьях рек, в районах сосредоточения сухопутных отрезков водно-волоковых путей. В окрестностях 30 «пермей» фиксируются волоки разной интенсивности использования, в 19 случаях волоков обнаружить не удалось. Исключения из правила фиксируются на юго-восточной периферии изучаемой области, у сел и деревень с названием Пермяки и Перминовы, которые номинированы по происхождению или по фамилии первопоселенцев. В древности важнейшие транзитно-транспортные развязки тщательно фиксировались на местности пермскими топонимами и гидронимами, именно поэтому районы концентрации важнейших волоков (Перми и Пермцы) привлекали особое внимание новгородских, а позднее московских властей, как узлы прочности на колонизируемой территории.
Бесплатно

Уникальный и утерянный мраморный иконостас Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора
Статья научная
Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор имеет более чем 200-летнюю историю. Он часто и много перестраивался, расширялся, добавлялись приделы. Изначально собор делился на два храма: летний и зимний. В летнем был установлен сохранившийся до наших дней барочный деревянный иконостас, привезенный из Пыскорского ставропигиального монастыря; второй иконостас в зимнем, Стефановском, храме был выполнен из мрамора. Он был разобран после передачи здания собора в 1931 г. для нужд Пермской художественной галереи. По проекту архитектора Н. А. Шварёва была сделана внутренняя реконструкция, необходимая для размещения художественного музея. О том, что представлял собой мраморный иконостас, писали очень кратко в дореволюционных изданиях. Упоминалось, что он был сделан по заказу вице-губернатора И. М. Борноволокова на Горнощитском мраморном заводе. Говорилось также о размещенных в нем иконах кисти художников Императорской академии художеств, дарованных А. С. Строгановым. Однако знаний в деталях о том, кто был автором, мастером иконостаса, из каких точно видов мрамора и в какие сроки он был сделан, как доставлен в Пермь, на данный момент не сохранилось. В публикуемой статье предпринимается попытка реконструировать историю создания мраморного иконостаса, обосновать авторство его создателя, дать общую характеристику объекта и доказать его уникальность. Большинство документов, использованных в публикации, в том числе и фотографии, вводятся в научный оборот впервые.
Бесплатно