Хозяйственная деятельность барабинских татар района Убинского озера в 1870-е - 1930-е годах

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521268

IDR: 14521268

Текст статьи Хозяйственная деятельность барабинских татар района Убинского озера в 1870-е - 1930-е годах

В современной этнологии утвердился подход к оценке традиционного хозяйства этноса на уровне локального культурного комплекса, охватывающего куст поселений вместе с окружающими их промысловыми угодьями. Такой подход, разработанный А.Г. Селезневым и И.А. Селезневой, позволяет наиболее полно сосредоточить внимание на местных, тесным образом связанных с окружающим микроландшафтом, особенностях традиционного хозяйства [Селезнева И.А., 2000].

Объектом настоящего исследования выступает хозяйственная деятельность группы барабинских татар, проживавших вблизи Убинского озера в 1870-е – 1930-е гг. За ядро группы принимается население двух крупнейших на этой территории аулов барабинских татар – Кочомки (Старой Качемки) и Убинского (Заречно-Убинского) [Патканов С., 1911]. Цель работы – выявить структуру, цикл и методы хозяйства указанной локальной группы барабинских татар. Для достижения цели были использованы две группы источников: письменные источники – работа Н. Кострова “Каинская Бараба” (“Томские губернские ведомости”, 1874, № 25, 27, 37, 44), историко-этнографические очерки “Бараба” (“Сибирский вестник”, 1893, № 57, 108); полевые материалы, собранные в населенных пунктах Зареч-но-Убинское, Новая Качемка, Шушковка Убинского района и Аул-Бергуль Куйбышевского р-на Новосибирской обл. в ходе экспедиций Омского государственного университета в 1983 г. и Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН в 2006 г. В качестве сравнительного материала использовались данные экспедиций Томского государственного университета к разным группам барабинских татар в 1971-1973 гг.

Фактором, определявшим направленность хозяйственной деятельности жителей упомянутых населенных пунктов, было их близкое расположение к Убинскому озеру. Основой жизнеобеспечения изучаемой группы бара-бинских татар в 1870-е – 1930-е гг. были рыболовство и охота.

Главным местом рыбного промысла для рассматриваемой группы бара-бинских татар служили Убинское озеро и множество сообщающихся с ним “полоев”. Основными видами промышляемой рыбы были карась (тобан балык, сары балык), окунь (кытыс), щука (щуртан, щурогай), язь (коюр), линь (кара балык), чебак (чабак). Главным средством рыбной ловли являлись котцы.

Рыболовный сезон у барабинских татар начинался с промысла щуки в конце апреля – начале мая, когда она начинала идти к берегу на икромет. В этот период в проходах из озера в полои барабинские татары устанавливали котцы (юйзе, ёзи) из сосновой дранки, переплетенной веревкой (бау) из конопляных или крапивных нитей. Котец состоял из трех фрагментов по 120 прутьев, которые крепились к дну тычками (корык). Попавшую в котец рыбу вычерпывали при помощи сачка (соско) с лодки-долбленки (кимя) . Икромет щуки продолжался до 20-25 мая. Содержание рыбного промысла барабинских татар в конце мая – июне составлял котцовый лов язя и карася, у которых на этот месяц приходилось время нереста. После завершения икромета котцы снимали во избежание порчи рыбы и их самих.

В июле по мере потепления воды рыба уходила от берега, что влекло резкое сокращение объема ее добычи. В июле татары добывали рыбу в основном с использованием сетей (ау), которые устанавливались “на глубине”, в 2-3 км от берега озера. В августе вода была прохладнее, и рыба вновь начинала ходить у берега, в связи с чем в зарослях камыша устанавливали котцы. Основной вид добываемой в июле – августе рыбы – карась. Продукция рыбного промысла в июле – августе потреблялась натурально. Следующий этап рыбопромыслового цикла барабинских татар приходился на ноябрь. Когда озеро покрывалось льдом, к берегу начинали идти окунь и щурогай, которых добывали с использованием котцов. В декабре вода “задыхалась”, и рыба уходила вглубь Убинского озера: котцовый лов рыбы прекращался. Зимой на Убинском озере барабинские татары практиковали артельный лов рыбы неводами (елым) . Неводный лов рыбы продолжался с середины ноября до конца апреля.

Продукция рыбного промысла потреблялась натурально и служила важнейшим источником обменного фонда барабинских татар. Татары обменивали на рыбу у живущих в соседних деревнях мишарей и русских муку, молоко, одежду и другие необходимые продукты.

В ноябре, когда большинство барабинцев прекращали лов рыбы, с выпадением снега для них начинался сезон охоты. Важнейшими объектами охоты барабинских татар в рассматриваемый период были волк, лисица, медведь, лось, колонок, горностай, хорь, заяц, куропатка, утка. Для добычи зверя зимой татары артелями уходили на север в урман.

Сезон добычи пушного зверя продолжался с ноября по март. Архаичным способом добычи волков и лисиц у барабинских татар была коллективная загонная охота на конях, продолжавшаяся со времени выпадения снега до февраля. Догнав волка, охотник наносил ему удар по голове березовой дубиной чукмар . Лисицу били по голове бичом (комче). С февраля по март волка и лисицу татары ловили капканами с использованием приманки (илякся). Перед установкой капканов во избежание посторонних запахов их промывали в талой воде. Устанавливали капканы под следом зверя. Попавшего в капкан зверя убивали березовой дубиной.

На зайца устраивали загонную охоту: на тропах подвешивали связанные из конопли тропники (авяс), попавшегося зверя убивал ножом ( пшак) специальный заколщик. Зайца добывали также путем установки петель (кыл) на их тропах и с помощью ловчих ям. На мелкого пушного зверя, -колонка, горностая, хорька, – барабинские татары охотились, устанавливая капканы у нор и на тропах зверьков, бросая рядом приманку. Для добычи куропаток в местах кормежек, в сугробах вырывали ловчие ямы (ура), которые сверху накрывались тальниковыми ветками. Попавшую в ловушку птицу доставали с использованием полутораметрового шеста (эргак), к концу которого привязывалась петля.

В мае и сентябре барабинские татары охотились на водоплавающую птицу. Основным средством охоты на уток были пленки (кыл), поводок (бау) которой изготавливали из конопляной нити (тарама), а петли -из конского волоса. Один охотник ставил от 50 до 100 пленок.

Мясо добытых на охоте зверей потреблялось натурально, из шкур шили одежду, излишек – обменивали на продукты питания, одежду.

Вспомогательную роль в хозяйстве барабинцев играло собирательство. За ягодой татары начинали ходить в начале июня, когда поспевала земляника (иляк). С начала до середины августа барабинские татары занимались сбором смородины (карлеган) и костяники (бырлеган). С конца августа и в сентябре татары собирали в рямах бруснику, с конца сентября начинался сезон сбора клюквы. Помимо ягод барабинские татары занимались сбором трав (лабазника, душицы), листьев смородины, земляники для приготовления напитков. Собранные ягоды и травы засушивались и использовались в пищу в течение всего года.

Среди барабинских татар рассматриваемой группы была широко распространена ловля пиявок, которой занимались женщины. Использовали пиявок как лекарственное средство, для лечения радикулита, понижения артериального давления и др. Помимо этого пиявок обменивали на хлеб, товар и другие продукты у русских, чувашей, башкир, специально приезжавших за пиявками из европейской России.

Роль скотоводства в хозяйстве барабинских татар была вспомогательной, земледелие не имело существенного значения. Отдельные богатые хозяйства в рассматриваемых населенных пунктах насчитывали несколько десятков и даже сотен голов скота (лошадей, коров, овец). Однако, “большинство татар владели по-прежнему незначительным количеством скота, а бедняцкие хозяйства почти все не имели его” [Томилов, 1993]. Климатические условия региона были неблагоприятны для занятия земледелием : близость Убинского озера и непрекращающиеся дожди усиливали заболоченность территории. Хлеб сажали только богатые хозяева, которые выращивали преимущественно овес (сэлэ) , ячмень (арпа) , рожь (арыш), а также пшеницу (будай) . Продукты земледелия подавляющая масса барабинских татар получали у русских и мишарей в обмен на рыбу и продукты охоты.

Рассмотренная структура хозяйства барабинских татар просуществовала до 1930-х гг. В 1930-е гг. в связи с организацией колхозов происходят радикальные изменения в традиционном хозяйственно-культурном укладе барабинских татар. После образования колхозов значительная часть барабинских татар оставили традиционные занятия и перешли на работу в коллективных хозяйствах, активно перенимая у мишарей и русских технологию земледелия. В то же время представители другой части барабин-ских татар не оставили традиционных хозяйственных занятий, но сумели адаптировать их к новым условиям. Татары стали штатными охотниками и рыболовами. Однако, если до конца первой трети ХХ в. татары самостоятельно распоряжались продукцией охоты и рыболовства, обменивая ее на необходимые товары у мишарей или русских, то с 1930-х гг. продукция этих отраслей начинает сдаваться государству за деньги, либо в обмен на продукты. Основную массу штатных охотников и рыболовов составляли бараба. Для этой группы барабинских татар охота и рыболовство продолжали оставаться основой жизнеобеспечения даже в период функционирования колхозной системы.

Таким образом, в 1870-е – 1930-е гг. основу традиционного хозяйственно-культурного уклада группы барабинских татар, расселенных вблизи Убинского озера, составляли занятия рыболовством и охотой. Продукция этих промыслов потреблялась натурально, излишек обменивался на продукты земледелия, скотоводства, одежду у живущих по соседству мишарей и русских. Собирательство и скотоводство играли вспомогательную роль, земледелие было неразвито. Колхозное строительство 1930-х гг. разрушило традиционный для барабинцев хозяйственный уклад, однако традиционные отрасли хозяйственной деятельности продолжили функционировать в новых экономических и административно-правовых условиях. В конце XX – начале XXI вв. в условиях глубокого экономического кризиса Возрождаются потерявшие свое былое значение охота, рыболовство и собирательство. Хозяйство значительной части коренного тюркоязычного населения Барабинской степи вновь становится натуральным.