Христианская аксиология в творчестве К. Д. Ушинского и Ф. М. Достоевского

Автор: Чуватова Н.Е.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Достоевский и православие

Статья в выпуске: 1 (21), 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135432

IDR: 147135432

Текст статьи Христианская аксиология в творчестве К. Д. Ушинского и Ф. М. Достоевского

Во всем многообразии направлений, существующих в современной отечественной педагогике, наиболее перспективным является обращение к духовно-нравственным традициям русской школы сточки зрения православия, поскольку связано с восстановлением культурно-исторических традиций, национальных ценностей. Христианство составляет фундамент, главную сущность русского народа, а значит и педагогики. Я попытаюсь найти актуальные и социально нужные для современной России точки соприкосновения в творческом наследии двух замечательных людей - православного педагога К.Д. Ушинского и православного писателя Ф.М. Достоевского.

Читая страницы дневника Ушинского, чувствуешь, что он был религиозным человеком. Константин Дмитриевич пишет: «Я желал бы, чтоб все люди были религиозны, признаю религию необходимым основанием воспитания »(1) и, кроме того, источником истинной нравственности.

Почему мы сегодня обращаемся к К.Д. Ушинскому, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину и другим выдающимся людям прошлого? Есть очень простой ответ: время, в котором мы живем. Сегодня мы говорим о недостатке энергии, кризисе нравственности, эгоизме, равнодушии, бесцветности. И это находим в общественной и индивидуальной жизни, семье, в науке и т.д. И каждый из нас переживал и думал с чего надо начинать? Оказывается самая простая ступень -духовный мир человека. И начинать, как пишет Ушинский, надо с одухотворения тех жизненных явлений, которые окружают человека. В приоритет ставится нравственная сила духа, необходимость нравственного самовоспитания, любовь к людям и отечеству, бескорыстие и самопожертвование.

Религиозность Ушинского нашла отражение в этической концепции педагога и в его теории нравственного воспитания. «Религия есть не только учреждение, основанное на сверхъестественном откровении, но и создание души человеческой» (2). Именно с этой точки зрения педагог должен подходить к рассмотрению сущности религии, которую необходимо включать при изучении педагогических и психологических курсов в вузах. Так она выступает «как удов летворение неумолкающей и всеобщей потребности души человеческой, как историческое явление, столь же древнее, как и само человечество» (3). Ушинский отмечает, что задача педагога - это показать истинный путь удовлетворения высшей потребности человеческой души, вскрыть и показать психические закономерности, связи, сущность и основы религиозного чувства; историческое развитие его в человеке, а также причины, факторы и условия, как способствующие его развитию, так и препятствующие. Константин Дмитриевич считает, что учитель должен помочь ребенку разобраться в потаенных местах человеческой души, в ее заблуждениях, «если врожденная ей потребность религии не удовлетворяется как следует, т. е. истинным христианским верованиям» (4).

Ушинский считал, что фундаментом народной школы выступает религиозное образование, церковь.

Необходимо отметить, что и у Достоевского, и у Ушинского проблема человека приобретает социальную значимость. В их концепциях внимание обращено к внутреннему миру человека, проблемам духовного становления, формированию нравственных принципов и гуманизму. Именно великий русский писатель Федор Михайлович поставил человека в центр мировых событий. Своими экзистенциально-духовными, антропологическими откровениями он глубоко вспахал поле отечественной философско-педагогической мысли и посеял зерна в эту благодатную почву, которые, взойдя, находят актуальные отклики в проблемах современного общества. «Ф.М. Достоевский задал не только новую проблематику: социальная среда есть создание человека» (5), но и новый аспект осмысления, понимания мира и человека. Этот аспект мог возникнуть, должен быть понят и оценен только в контексте христианского миропонимания, а, значит, измеряется божественной духовностью. Писатель в своих произведениях раскрывает определяющую роль среды и социальных обстоятельств в формировании личности, в частности в ее унижении и деградации. При этом он правильно определяет причины данного явления и все-таки верит в человека и в то

■■Ш ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ;

хорошее, что в нем есть, считая неисчерпаемыми его резервы. Верит, что если уничтожить эти причины, то человек будет другим. Решить эту проблему писатель предлагает поиском внутренней свободы и переустройством самого человека, т.е. трудным процессом восстановления его целостности, а только потом уже изменить среду. Эту внутреннею свободу духа Достоевский видел в послушании и молитве. Ушинский также считал, что основой нравственного воспитания является религия, «которую понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты» (6). Он выделяет такие ценности, как патриотизм (одна из главных в нравственном воспитании), человечность, активность и любовь к труду, воля, честность, правдивость, чувство прекрасного, личная человеческая свобода, человеческое достоинство, равенство людей перед законом, уважение к правам человека, дар слова, стремление к самоусовершенствованию, стремление к божеству. Достоевский считал, что без труда человек развращается, теряет свою личность. Он провозглашает такие христианские ценности, как смирение, покорность, терпение, любовь к человеку, вера в него, ценности правды, добра и красоты.

В качестве основы духовного начала для русского народа Ушинский выделяет «патриархальную нравственность» - веру в правду и добро. Стержнем его педагогической концепции стала идея народности - понимание особенностей русского народа, признание неиссякаемой веры в творческие силы народа в истории и его права на образование. Ушинского волновал вопрос о том, как, с одной стороны, с помощью воспитания обогатить народ культурными ценностями, а с другой, сохранить их религиозность и истоки патриархальных качеств русского крестьянства. Он тревожился о том, что процесс соприкосновения крестьян с цивилизацией сопровождается разрушением «патриархальной нравственности» и религиозности. Решением этой проблемы могут служить школы, которые будут решать задачу воспитания в подрастающем поколении, гражданской, общечеловеческой нравственности и использовать все те педагогические ценности. которые заложены в народном творчестве, в тесной связи с церковью.

Достоевский ощущал трагический характер переходной эпохи и видел в ней только разрушительное начало, но в мечтах он видел счастливое человеческое общество, торжество жизни и красоты на земле, восстановление человечности в мире.

Писатель развивал концепцию «почвенности», связанную с раскрытием своеобразия русского народа, его характера, с поиском особого пути исторического развития России. И почва эта - христианство. Личность не должна терять связи с богом, а потеряв, найти ее снова. К богу и возвращаются раскаявшиеся бунтовщики писателя. Достоевский верит и показывает в своих произведениях, что только путем православия можно дать свободу личности. Первая ступень к решению задачи «почвенности» - образование и грамотность русского народа, пробуждение его инициативы, народного творчества. Именно в своеобразии «народничества» точка соприкосновения в педагогических воззрениях Ушинского и Достоевского.

Проблема детского сознания, формирования и становления человека, воспитания культуры нравственных чувств и духовного мира, а также непосредственно связанные с ними думы о будущем России, семье и ее современном состоянии проходят через все творчество Достоевского и Ушинского. Кроме того, у них идея народности реализуется через приоритет полнозвучного и всемогущего русского языка, который они по-особому ценили и разрабатывали как одну из величайших ценностей своей нации. Я бы сказала, что их философско-религиозные концепции-откровения, пророчества. Хотелось отмети ть, что сегодня неоьсоздание и реализация социально-философских, психолого-педа-гогшических исследователдьских программ для осмысления православно ориентированного педагогического наследия прошлого.

Статья