Христианский символизм в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

Автор: Шараков Сергей Леонидович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.11, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье поставлен вопрос христианского символизма в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Во введении через сравнение с античным символизмом выявляется назначение символа в христианской поэтике. Следует вывод: символ в античности и христианстве различается по своей функциональной роли. Соответственно, античный символ предполагает ряд взаимосвязанных категорий судьбы, интуиции- гадания, вдохновения, предсказания; христианский символизм обусловлен идеей спасения и нравственной чистотой. Методологической основой статьи является использование методов культурно-исторической и сравнительной академических школ. Рассмотрение подготовительных материалов к роману позволяет утверждать: в «Бесах» используется христианский символизм. В связи с этим поставлена задача исследования образно-символического строя произведения. Особое внимание уделено образу хроникера, так как собы тия романа даны сквозь его восприятие. Выдвинут тезис: в художествен ном сознании хроникера наличествует несколько уровней восприятия Евангелия, что служит основой символического строя произведения. Последовательно рассматриваются примеры христианского симво лизма. В частности, указано на связь идей, образов героев, сюжетных линий романа с Евангелием. Выдвинут и аргументирован примерами тезис: Евангелие выявляет те основания, на которых герои выстраива ют свою жизнь.

Еще

Евангельский текст, символ, поэтика, тематиче ский и лексический параллелизм, духовные законы

Короткий адрес: https://sciup.org/14748861

IDR: 14748861

Список литературы Христианский символизм в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

  • Прокл Диадох [ПрокХоа]. Комментарий к «Тимею». Книга 1.: Перевод с греческого. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2012. С. 179.
  • Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
  • Иоанн Лествичник, препод. Лествица. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2010. С. 112.
  • Дьяченко Григорий. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 147.
  • Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. СПб.: Сатис, 1995. С. 434-444.
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. В 7 т. Т. 4. М.: Паломник, 2002. С. 131.
  • Касаткина Т. А. Антихрист у Гоголя и Достоевского//Касаткина Т. А. Комментарии. В книге: Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 5. Бесы. М.: Астрель: ACT, 2003. 844 с.
  • Лосский В. Н. Догматическое богословие//Лосский В. Н. Боговидение/Пер. с франц. М.: ACT, 2003. 759 с.
  • Kasatkina T. A. The Antichrist by Gogol and Dostoevsky [Antihrist u Gogolja i Dostoevskogo]. T. A. Kasatkina. Comments. In: Fyodor Dostoevsky Works: At 9, vol. 5: Demons [Kommentarii. V knige: Dostoevski] F. M. Sobranie sochinenij: V 9 t. T. 5: Besy]. Moscow, Astrel'; AST PubL, 2003. 844 p.
  • Losskij V. N. Dogmatics [Dogmaticheskoe bogoslovie]. V. N. Losskij. The Vision of God: Translated from the French [Bogovidenie: Perevod s francuzskogo]. Moscow, AST PubL, 2003. 759 p.
Еще
Статья научная