Художественная коммуникация: феноменологический метод исследования

Автор: Бараш Л.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 5, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются взаимоотношения художника и зрителя через призму феноменологического метода. Автор оценивает возможности использования этого метода для исследования художественной коммуникации. Анализируются такие особенности феноменологического контакта художника и зрителя, как «вслушивание в бытие», непосредственное созерцание бытия как всеобщего единства мира, природы, вещей и человека. Предпринята попытка изучить заложенные в феноменологическом методе возможности общения при помощи искусства. Феноменологическая характеристика субъекта служит основой для трактовки художественной коммуникации как доверительного диалога с Другим, расширяющегося до интерсубъективности. Подчеркивается важная для современной культуры возможность исследования трансформации субъекта в процессе художественной коммуникации. Особое место при этом занимает феноменологическое рассмотрение эстетического восприятия.

Еще

Субъект, художник, зритель, другой, трансформация субъекта, бытие, интерсубъективность, интенциональность, художественная коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/149134960

IDR: 149134960   |   DOI: 10.24158/fik.2021.5.6

Список литературы Художественная коммуникация: феноменологический метод исследования

  • Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / пер. с англ. Б.Г. Соколова. СПб., 2001. 160 с.
  • Там же. С. 139.
  • Бодлер Ш. Об искусстве / пер. с фр. Н.И. Столяровой, Л.Д. Липман. М., 1986. 422 с.
  • Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. с нем. В.И. Молчанова. М., 2010. 229 с.
  • Там же. С. 146-149.
  • Там же. С. 154.
  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. I. Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А.В. Михайлова. М., 2019. 489 с.
  • Маяцкий М.А. Гуссерль, феноменология и абстрактное искусство // Логос. 2007. № 63. С. 41-62.
  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии ... С. 89-91.
  • Гуссерль Э. Логические исследования / пер. с нем. В.И. Молчанова. В 2 т. М., 2011. Т. 2, ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. 565 с.
  • Там же. С. 339-340.
  • Гройс Б. Изобретение Другого // Комментарии к искусству. М., 2003. С. 103-120.
  • Там же. С. 109.
  • Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 2013. 460 с.
  • Там же. С. 128.
  • Там же. С. 116.
  • Там же. С. 118.
  • Хайдеггер М. Размышления II—VI (Черные тетради 1931-1938) / пер. с нем. А.Б. Григорьева. М., 2016. 584 с.
  • Хайдеггер М. Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении. Вечное возвращение равного // Лекции о метафизике / пер. с нем. С. Жигалкина. М., 2010. С. 59-155.
  • Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина / пер. с нем. Г.Б. Ноткина. СПб., 2003. 320 с.
  • Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова // Зарубежная эстетика и теория литературы Х!Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе / сост. Г.К. Косиков. М., 1987. С. 264-312.
  • Там же. С. 297-298.
  • Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ в. М., 1997. 495 с.
  • Там же. С. 338.
  • Сафронова Н.Д. М. Хайдеггер как толкователь поэзии Фр. Гёльдерлина: в поисках «сочиненного» // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 158-168.
  • Там же.
  • Хайдеггер М. Исток художественного творения. С. 302.
  • Пеггелер О. Новые пути с Хайдеггером / пер. с нем. А.В. Перцева, О.А. Матвейчева. СПб., 2019. 637 с.
  • Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 1993. 447 с.
  • Там же. С. 238.
  • Пеггелер О. Указ. соч. С. 440.
  • Сартр Ж.-П. Бодлер / пер. с фр. Г.К. Косикова. М., 2004. 184 с.
  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр. В.И. Колядко. М., 2015. 928 с.
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия / пер. с фр. М. Бекетовой. СПб., 2001. 319 с.
  • Там же. С. 307.
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? / пер. с фр. Н.И. Полторацкой. М., 2020. 448 с.
  • Там же. С. 66.
  • Там же. С. 65-66.
  • Там же. С. 53.
  • Юровская Э.П. Жан-Поль Сартр. Жизнь - философия - творчество. СПб., 2006. 128 с.
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? С. 168.
  • Там же. С. 26.
  • Schoenberg A. Heart and Brain in Music // Style and Idea. N. Y., 1950. P. 153-179.
  • Власова Н.О. Творчество Арнольда Шенберга. М., 2007. 422 с.
  • Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2 т. М., 2008. Т. 1. 1901-1914. 429 с.
  • Schoenberg A. Op. cit. P. 179.
  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб., 1999. 606 с.
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. С. 213.
  • Мерло-Понти М. Око и дух / пер. с фр. А.В. Густыря. М., 1992. 63 с.
  • Мерло-Понти М. Сомнения Сезанна // (Пост)феноменология: Новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М., 2014. С. 102-118.
  • Мерло-Понти М. Око и дух. С. 54.
  • Уайльда О. Упадок искусства лжи / пер. с англ. С.Г. Займовского // Избранное. М., 2001. С. 561-592.
  • Ямпольская А.В. Искусство феноменологии. М., 2020. 342 с.
  • Там же. С. 164.
Еще
Статья научная