Художественное начало в Нижегородских путевых очерках конца XIX в

Автор: Зотов Н.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 9 (25), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется художественная специфика путевых очерков газеты «Нижегородские губернские ведомости» и своеобразие приемов авторов-очеркистов. Автор выделяет художественные черты в путевых очерках А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий» и неизвестного автора «В верховьях Волги. Автор приходит к выводу, что публицисты, объединяя элементы разных жанров, через художественный образ доносили до читателя свои мысли в условиях жесткой цензуры.

Путевой очерк, художественные средства, образ, типизация, пейзаж

Короткий адрес: https://sciup.org/140284209

IDR: 140284209

Текст научной статьи Художественное начало в Нижегородских путевых очерках конца XIX в

Нижегородские очерки, созданные в 80-90 гг. XIX века и сейчас являются актуальными по многим причинам . Во-первых, в них ставится вопрос о регионализме, один из важнейших вопросов современности, о роли провинции в жизни России.

Во-вторых, современное российское общество осознает огромную значимость духовных ориентиров. В этом плане, особое значение приобретает художественный аспект очерков. Очерк поднимает острые животрепещущие проблемы современности и дает ответ на многие вопросы в яркой художественно-публицистической форме Мастерство очеркистов конца девятнадцатого века может стать настоящим примером для писателей, работающих в этом жанре.

Цель исследования – изучение художественной специфики путевых очерков и творческой индивидуальности авторов газеты «Нижегородские Губернские ведомости» в конце XIX века, выделить своеобразие приемов писателей-очеркистов.

Достижению цели способствует решение следующей задачи:

- выделить художественные черты в путевых очерках: тексте А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий», и материале неизвестного автора «В верховьях Волги» в газете «Нижегородские губернские ведомости».

Текст А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий», и материал неизвестного автора «В верховьях Волги» (путевые наброски) выбраны для анализа, так как их названия предполагают наличие в них характеристик путевого очерка, распространенного жанра конца XIX в.

Анализируя эти тексты, мы обнаруживаем основные жанровые признаки путевого очерка. Их сходство в том, что они описывают путешествие.

Текст «В верховьях Волги» номинирован в газете как путевые наброски и описывает путешествие автора по Тверской губернии к большому, разветвленному, с многочисленными островами, озеру Селигер. Неизвестный автор доказывает, что это озеро ошибочно принимается многими просвещенными лицами общества за исток Волги, что начало Волги не здесь, однако оттуда до него не далеко.

А.П. Мельников в своем материале «Из путевых экскурсий» описывает свою экскурсию по умирающему городу – Балахне. В текстах точно обозначено время, происходившие события, названы их участники и даны географические реалии – в этом проявляется их документальность, что является признаком путевого очерка.

Авторы исследуемых работ обращают внимание на современные вопросы. Мельникова интересует современное состояние ранее богатого и процветающего города Балахны. Автор путевых заметок «В верховьях Волги» пытается понять особенности современной ему русской народной жизни, народного сознания и национального характера.

Итак, связь с современностью присуща этим текстам – это главная характеристика путевого очерка.

Повествование в публикациях следует маршруту. Маршрут путешествий играет главную композиционную роль.

Сюжет материала А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий» построен как последовательное описание всех частей города, выступающих в роли «достопримечательностей» умирающего города. Материал «В верховьях Волги» описывает приключения группы друзей – они преодолевают все трудности путешествия по российской глубинке, теряются в пути, с трудом находят ночлег и перевозчиков, попадают в страшный шторм на озере.

В тексте «Из путевых экскурсий» А.П. Мельников не описывает свои приключения, внимание читателя привлекает интригующая ситуация – превращение процветающего города в обнищалый. Однако повествование в материалах не имеет ярко выраженного личностного характера. В путевых набросках «В верховьях Волги» автор выступает в роли действующего лица описываемых событий. Но он не является главным героем повествования – в очерке много других действующих лиц, представлен рассказ о человеческих типажах – жителях сельской глубинки.

В публикации А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий» глазами автора мы видим все признаки умирания ранее богатого промышленного города Балахны.

Хотя авторы не делятся с читателем своими мыслями, они отбирают из жизненного материала нужные для создания художественных образов ситуации, конфликты, факты. В этом проявляется «субъективность авторского подхода», которая является, по словам Масловой: «сущностной характеристикой жанра».

В публикациях много статичных описаний, присущих очерку. С взыскательной точностью авторы замечают мельчайшие детали, используют описания для создания образа и передачи своего замысла.

В публикации «В верховьях Волги» много пейзажных зарисовок – автор мастерски описывает красоту русской природы – острова и берега озера Селигер, его силу и мощь в опасные минуты шторма. Замысел данной публикации – в описании борьбы возчиков со стихией, показать стойкость, смелость и мастерство – сущность национального характера русского народа.

Любая картина, нарисованная Мельниковым в публикации «Из путевых экскурсий», обоснована. Автор описывает покосившиеся и грязные трактиры, жалкий и невзрачный вид Балахны с берега, «печальную и хмурую» каменную руину дома, где жили в былые времена откупщики соли, остовы строящихся барж на берегу – исполинские скелеты с торчащими

1 Маслова, Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма.- М.,1980.- С. 6.

кверху и еще необшитыми ребрами»2. Все эти описания производят сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Замечание автора: «Бедность вообще поразительная – в ветхих домишках бедно и убого. Мертвенно-однообразная жизнь душит убийственной скукой. После бурного прошлого город точно отжил свой век и медленно угасает, как одряхлевший инвалид»3 – заканчивает образ города. Следует заметить, что замысел данной публикации состоит в том, чтобы показать процесс «умирания» некогда богатого промышленно-развитого областного города Балахны и выяснить причины этого явления. Автор поднимает важные социальные проблемы своего времени и заставляет читателя задуматься о причинах гибели многих промыслов, нищенских условий жизни горожан, постоянного пьянства рабочих. У читателя появляются мысли о необходимости изменить действительность. Желая понять закономерности, скрытые за множеством индивидуальных событий, автор приводит множество статистических данных. Он пытается решить проблему, объясняя упадок города недостатком просвещения, приводя исторические данные, которые называет не утешительными: возрастание числа учащихся в уездном и приходских училищах шло очень медленно, и иногда даже убывало, ремесленный класс никто не посещает, по ходатайству земства он закрыт, как бесполезный в Балахне. В публикации появляются элементы научного исследования в сочетании с художественностью. Она является разоблачительным документом, хотя повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков.

Авторы публикаций используют описание ярких эпизодов путешествия, на которые, по словам Т.А. Беневоленской: «как на крючок, «зацепляется» читательское внимание.4 В путевых набросках «В верховьях

Волги» таких ярких эпизодов много, они случаются на каждом этапе путешествия – потеря дороги путешественниками, поиск ночлега, опасные маневры грузовой лодки на плесе.

В публикации А.П. Мельникова «Из путевых экскурсий» читательское внимание привлекает резкий контраст триумфальных столбов, знаменующих преддверие города, и расположенных рядом трактиров – «покосившихся, грязных, с какими-то ветхими балкончиками, оживленных неимоверно, благодаря базарному дню».5

Мельников цитирует высказывание знакомого «балахонца»: «трактиры нас совсем одолели, рабочий люд все за кабацкую стойку несет, что не выработает….».6 Эти слова иллюстрируют авторскую ремарку: «Жизнь в городе так уныла, так тускла, так бесцветна, одни трактиры распахивают перед рабочим двери и одурманивают своей гулливой атмосферой….».7 Можно заметить, что в публикациях много монологов и диалогов главных действующих лиц, речевая характеристика героев помогает создать образы типичных представителей русского народа.

Автор путевых набросков «В верховьях Волги», описывая внешность, речь и поступки хозяйки постоялого дома в Новиках – Аграфены Кирилловны, «у которой есть муж, но голова всему делу – она», создает образ русской женщины, которая и «без мужа обойдется и любого мужика смело заткнет за пояс»8. Интересен образ «настоящего морехода», надежного, честного, «симпатичного мужчины с загорелыми мозолистыми руками и добродушным, открытым лицом» – Николая Звягина, который умело перевез путешественников в страшный шторм ночью: «Действительно, Николай знал свое дело: не смотря на то, что лодка шла только в полпаруса, промежуток в несколько верст, оставшийся до Сосницы, мы прокатили в какие-нибудь двадцать минут».9 Автор представляет сельских ямщиков как ленивых и жадных бездельников в развернутых диалогах – сговорах о предстоящей поездке. В контрасте с ними – описан другой полновский житель, купец Звонарев, «человек обделистый, на все руки. Он чем хошь торговать будет: и кожами, и хлебом, и глиной, и телятами, и огурцами, что только под руку попадет, все купит, только бы польза была Человек набожный, все у него с молитвой, зато уж если и ругаться примется, так так-то скажет, что, кажется никому так не придумать».10 Автор характеризует речь героев – Звягин, например, «охотник вставлять в речь чудные словечки, разные поговорки, шуточные и серьезные».11 Рисуя человеческие нравы, очеркист использует личные наблюдения, речевые характеристики действующих лиц, картины быта и портретные описания. Автор пытается выразить свою мысль о расслоении в среде крестьянства, появлении новых людей в России – в точном образе – работящего и умелого перевозчика, делового купца, сильной и независимой русской женщины. Эти образы делают произведение социально значительным и убедительным.

Авторами широко применяются исторические аналогии, лирические отступления, данные из природоведческих и краеведческих исследований. Мельников в публикации «Из путевых экскурсий» приводит цитаты других известных путешественников о Балахне – Погодина о нравах «балахонцев», сведения о балахнинских промыслах И.С. Тихонравова и Зябловского. Автор переживает минувшие дни балахнинской земли, приводит несколько хронологических данных из прошлого города: год окончания постройки крепости Балахны, осада татар, пожар, посещение Ивана Грозного, мятеж «балахнинцев» во времена Лжедмитрия II, поход князя Пожарского.

Автор путевых набросков «В верховьях Волги» широко применяет исторические и географические сведения об озере Селигер, окрестных селах и значительных постройках, легенды и народные предания, лирические отступления – рассказ о жизни преподобных Нила и Тихона, приключения кладоискателей, купцов и кормщиков.

Привлечение всех этих разножанровых материалов обусловлено принципом панорамности. Все материалы объединяются в путевом очерке авторским замыслом.

Рисуя портрет эпохи, очеркисты создали образы, помогающие передать суть времени или явления. Именно умение выразить авторскую мысль в точном образе делает их публикации социально значительными и убедительными. Ставшая выражением очерковой образности «иносказательная, ассоциативная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое», помогала выносить приговор над действительностью.

Итак, на примере самого фактографического типа очерка — путевого можно проследить наметившуюся в очерковой публицистике конца XIX в. тенденцию – переход через факты к явлению. В публикациях этот жанр приобретает новые качества. Тяготеющие к публицистическому изучению жизни, к социологическому анализу, авторы шли от описательности к проблеме. Факты их интересуют не сами по себе, а в связи с авторским замыслом.

Однако разные причины мешали авторам открыто выразить свое отношение к фактам, представить свои рассуждения и сделать какие-то социальные обобщения. Они оставались в рамках сформированного в 40-х годах XIX в. вида «физиологического» очерка, что усиливало впечатление беспристрастности, объективности изображения, но одновременно мешало автору открыто выразить свое отношение к фактам.

Автор публикации «В верховьях Волги» изменил и расширил границы физиологии, показал два социальных типа, сравнив один с другим. Сравнительное изображение позволило глубже охарактеризовать каждый тип.

Новаторство авторов заключалось и в том, что они наделили действующих лиц конкретными чертами, индивидуальной судьбой, отказавшись от описания некоего абстрактного типа, назвали реально существующих людей своими именами. В публикациях точно обозначено время, происходившие события, даны географические реалии – в этом проявляются характеристики широко распространившегося в 80 – 90-х годах «точно адресованного» (документального) типа очерка. В публикациях можно обнаружить зачатки социально-экономического очерка, который появился в это время и характеризуется Л.М. Пивоваровой «как жанр, «позволяющий проследить закономерности возникновения и развития социальных явлений, раскрыть смысл определенных жизненных ситуаций».12

А.П. Мельников в публикации «Из путевых экскурсий» дополняет художественные картины и образное изображение действительности цифрами, газетными сообщениями и официальными документами. Именно к этому очерку с наибольшим основанием применим термин «исследование», а сам творческий метод автора становится близким по приемам к научному изучению.

Итак, перечисленные характеристики сближают эти материалы и позволяют их отнести к жанру путевого очерка. Несмотря на сходство, они абсолютно индивидуальны и отличаются друг от друга. Авторы стремились создать оригинальные произведения, творчески подходя к выполнению своего замысла, они использовали элементы других жанров в своих публикациях.

В публикации «В верховьях Волги» присутствуют элементы репортажа, она дает наглядное представление о событиях через непосредственное восприятие автора-очевидца и участника события. Но, в отличие от репортажа публикация объемна, описывает долгое во времени, занявшее несколько дней, путешествие, в ней представлено большое количество тем и многообразие вставок. Публикацию можно отнести к жанру путевого очерка, где преобладает наглядно-образное репортажное начало .

А.П. Мельников в публикации «Из путевых экскурсий» дополняет художественные картины и образное изображение действительности цифрами, газетными сообщениями и официальными документами. Именно к этому очерку с наибольшим основанием применим термин «исследование», а сам творческий метод автора становится близким по приемам к научному изучению. Можно сказать, что в рамках путевого очерка проявляются элементы проблемного очерка.

Вышеизложенный анализ публикаций доказывает все более возрастающую роль публицистики и социально-научного исследования жизни в очерке конца XIX в. Если пользоваться классификацией А.А. Тертычного, можно сказать, что в процессе эволюции очеркового жанра в конце XIX в. формируются зачатки проблемного очерка.

Авторы материалов газеты «Нижегородские губернские ведомости» вероятно, были знакомы с традицией русского путевого очерка. Корреспонденты газеты не были профессиональными литераторами, но они, как утверждает М.Г. Уртминцева: «были подготовлены к творческому копированию (заимствованию) уже существующих образов-схем литературных текстов, в соответствии с которыми ими создавались образцы произведений информационного плана – описания, заметки, сообщения».13

В рассмотренных путевых очерках излагаются, описываются и анализируются различные явления общественной жизни. Главная отличительная черта этих очерков - документальность, высокая достоверность изложения фактов и точность описания событий, о которых идет речь. Несмотря на это, каждый очерк максимально приближен к художественному произведению - в нем используются различные изобразительные средства (агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.) и вводятся элементы художественной типизации, интерпретации и образной трактовки. Необходимость эмоционального воздействия на читателя заставляет публицистов обращаться к приемам и средствам художественной литературы, в первую очередь - к образу. Образ - это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Это визуальное представление о каком-либо явлении, факте действительности, выраженное в художественной форме. Особым видом образа является символ. Публицист творит, освобождая душу факта, наделяя факт символическим смыслом.

Очеркисты широко использовали такие художественные средства изображения как пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Эти средства в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляют текст в единое целое. Очеркисты, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имели широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Они смогли воссоздать «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях, обеспечивая эстетическое восприятие действительности читателем.

Несмотря на то, что образ автора не приобретает черты литературного героя, авторское «я» в очерке - это сам публицист, его собственные мнения, оценки и точка зрения на происходящее. Он непосредственно ведет повествование, организует сюжет и формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Проанализировав публикации газеты конца XIX века, можно сделать вывод, что в результате эволюции очерк, став самым популярным жанром, обрел устойчивые черты. Синкретическая природа очерка – синтез научности, публицистичности и художественности проявляется в очерках этого времени. Создавая оригинальное произведение, авторы оперативно освещали сложные и противоречивые явления жизни в жанре очерка, синтезируя лучшие приемы. Творчески соединив элементы многих жанров, пользуясь разными видами очеркового жанра, публицисты через художественный образ доносили до читателя свои мысли в условиях цензуры и господства самодержавия.

Список литературы Художественное начало в Нижегородских путевых очерках конца XIX в

  • Маслова, Н.М. Путевые записки как публицистическая форма: (Становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике): монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 115 с.
  • Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка: пособие по спецкурсу: монография. М.: Издательство МУ,1975. 85с.
  • Пивоварова, Л. М. Русский очерк 80-90 годов XIX века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. 112 с.
  • В верховьях Волги // Нижегородские губернские ведомости. 1894. №27. С.4-8.
  • Мельников А.П. Из путевых экскурсий. // Нижегородские губернские ведомости.1898. № 26. С. 2-4; № 29. С. 2-5.
  • Уртминцева, М.Г. «Нижегородский сборник» (1876 - 1890) А.С. Гациского: к проблеме когнитивного исследования провинциального текста / Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред. Н.М. Фортунатова. 2010. URL: http://textarchive.ru/c-1086330-pall.html (дата обращения 08.09.2018)
Статья научная