Художественное познание как основа формирования когнитивных способностей человека
Автор: А. Г. Краева
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Философия и культурология
Статья в выпуске: 1 (43), 2021 года.
Бесплатный доступ
Одной из центральных проблем современной нейронауки является проблема последовательности формирования когнитивных способностей человека в процессе генеза. Не менее важным является обозначение роли пластичности мозга как качества, обусловленного воздействием социокультурной действительности на мозг человека, уже несущего в себе генетически сформированные паттерны, формирование которых зафиксировано учеными уже в пренатальный период. Какова роль художественного познания в ряду когнитивных практик, если допустить, что интонационно-ритмические паттерны являются генетически первыми из всей совокупности иных, например, математических и лингвистических способностей, что подтверждается данными новейших исследований в области культурной нейронауки? Данная проблематика теснейшим образом связана с проблемой рациональности искусства. Отвлеченность традиционной гносеологии от антропологической, социокультурной размерности, абсолютизация субъект-объектного видения познания, предельная суженность абстрактно-гносеологической проблематики привели к осознанию необходимости ее реформирования, проявляющемуся не только в нетривиальных подходах к традиционным учениям и проблемам, но и в выработке новых методологических принципов, многие из которых, несомненно, плодотворны.
Искусство, художественные когнитивные способности, культурная нейронаука, рациональность, интонационно-ритмические паттерны, пластичность мозга
Короткий адрес: https://sciup.org/14119689
IDR: 14119689
Список литературы Художественное познание как основа формирования когнитивных способностей человека
- Бажанов В. А. Социум и мозг: биокультурный со-конструктивизм / В. А. Бажанов // Вопросы философии. — 2018. — № 2. — С. 78—88.
- Бажанов В. А. Музыка под углом зрения биокультурного со-конструктивизма / В. А. Бажанов, А. Г. Краева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2020. — № 56. — С. 85—98.
- Бергер Л. Г. Эпистемология искусства / Л. Г. Бергер. — М. : Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. — 432 с.
- Ивин А. А. Рациональность [Обсуждаем статью «Рациональность» / В. П. Филатов, А. Л. Никифоров, А. А. Ивин, В. Н. Порус] / А. А. Ивин // Эпистемология и философия науки. — 2005. — Т. II, № 2. — С. 153— 167.
- Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике : критический очерк / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. — М. : Наука, 1989. — 192 с.
- Котляревский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Методы изучения и классификации / И. Котляревский. — Киев : Музична Украïна, 1983. — 158 с.
- Краева А. Г. Роль интонационно-слуховых паттернов в развитии когнитивных способностей человека / А. Г. Краева // Вестник Тверского государственного университета. Серия Философия. — 2020. — № 1(51). — С. 16—31.
- Микешина Л. А. Новые образы познания и реальности / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. — 240 с.
- Мозгот В. Г. Музыкальный импринтинг как фактор проявления ранней художественной одаренности личности / В. Г. Мозгот // Мир психологии. — 2016. — № 5. — С. 176—185.
- Минков Е. Г. Мотивация: структура и функционирование / Е. Г. Минков. — Дубна : Феникс, 2007. — 416 с.