Художественность как проблемное поле фотографии. Отношения фотографии и живописи

Автор: Ермолова Анна Александровна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 (77), 2017 года.

Бесплатный доступ

В контексте визуального поворота, характеризующегося сменой вектора коммуникации, всё более возрастает роль фотографии. Обращаясь к истории становления фотографии как художественной практики, стоит обратить внимание на отношения с её ближайшим контекстом, а именно - живописью. Живопись для фотографии явилась ориентиром в развитии художественно-эстетического языка. Подобная близость двух искусств связана с тем, что, являясь визуальным изобразительным искусством, фотография занята решением сходных с живописью проблем: передачей пространства и объёма на плоскости, построением гармоничной композиции и поисками светотонального решения. В художественной фотографии можно проследить несколько направлений, каждое из которых обращается к той или иной живописной традиции.

Еще

Визуальный поворот, эстетический опыт, художественная фотография, пикториальная фотография

Короткий адрес: https://sciup.org/144161088

IDR: 144161088

Текст научной статьи Художественность как проблемное поле фотографии. Отношения фотографии и живописи

В современном мире визуальная информация становится формообразующим принципом культуры. Визуальные образы формируют взгляды, принципы, влияют на мировосприятие людей, конструируют пространство культуры. Среди различных форм медийных искусств фотография занимает центральное положение, что определяет возрастающий к ней интерес. Целью данной публикации является выявление специфики художественной фотографии в контексте её взаимоотношений с европейской живописью. В определении границ художественной фотографии мы основываемся на позиции В. В. Бычкова, в соответствии с которой «художественность искусства, понимаемая как эстетическое качество произведения искусства, заключается в такой формально-содержательной организации произведения, которая инициирует у реципиента полноценный процесс эстетического восприятия, или, по-иному, событие эстетического опыта [4]».

XIX век, пропитанный духом позитивизма, индустриализации, подарил человечеству большое количество технических изобретений, среди которых была и фотография. Находясь на стыке науки и искусства, она смогла изменить отношение к изображению и всему визуальному контексту в целом. Взаимоотношения между фотографией и традиционными визуальными искусствами не были простыми. Появление фотографии многие художники восприняли как угрозу устоявшимся художественным ценностям.

Критика фотографии, претендовавшей на место в мире искусств, была жёсткой и категоричной, художники отводили новому изобретению место «служанки науки и искусств», оценивая лишь его прикладные технические возможности, такие как создание репродукций или возможность лучше изучить натуру. Мастера фотографии же рассматривали живопись как сосредоточение визуальной художественной традиции и никогда не подвергали сомнению её ценность. Живопись для фотографии явилась ориентиром в формировании художественно-эстетического языка.

Можно говорить о взаимовлиянии живописи и фотографии. Художники, проводя эксперименты со светом, предвосхитили появление искусства фотографии. Работа с камерой-обскурой, которую вели художники, начиная с эпохи Возрождения, уже явилась шагом на пути к появлению фотографии. Изучение натуры, использование светотени, единого источника света, линейной перспективы – всё это подводит к «фотографическому» восприятию действительности художниками, которое ярче всего проявилось в реалистическом искусстве. В диссертационном исследовании И. В. Клоповой фотография рассмотрена как «явление, которое изменило видение художника и расширило возможности его восприятия [11, с. 3]». Она сформулировала понятие «фотографического мышления как особого способа мышления живописца, основанного на специфической природе фотографии и влияющего на ход развития живописи [11, с. 3]». Взяв на себя функцию работы с реальностью, фотография способствовала тем самым развитию живописи в поисках ею нового изобразительного языка и отношения с натурой, освободила живопись от копирования действительности, предоставив ей возможность обретения новых выразительных средств.

Конец ХIX – начало ХХ века – время активного взаимодействия фотографии и живописи. Взаимовлияние двух искусств прослеживается в работах русских передвижников, стремившихся реалистично передать натуру, быт крестьян, жанровые сцены, в работах английских прерафаэлитов, уделявших повышенное внимание деталям, в работах французских импрессионистов, мечтавших поймать мгновение, запечатлеть мимолётное впечатление. «Век расцвета русской живописи совпал со становлением фотографии [6, с. 7]». Сохранилось немало свидетельств обращения художников к фотографии при написании картин. Среди них – ныне опубликованные фотографии Э. Дега, А. Мухи, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека и других известных художников, которые пользовались фотографиями при написании картин.

Возникновение художественной фотографии в конце XIX века было связано с появлением пикториализма – направления, которое противопоставило себя основному коммерческому направлению, интересам рынка и обратилось к классической живописной эстетике при работе с изображением. Пикториализм резко противопоставлял себя прикладной фотографии, взяв ориентир на создание художественного образа. Не отображение, но выражение – вот ключевой пункт для понимания пикториализма [13, с. 311]. Затормозив на пару десятилетий стремительное техническое развитие фотографии и сосредоточив внимание на её художественном потенциале, пикториа-лизм создал точку отсчёта для развития всего фотоискусства. Пикториализм увёл фотографию от утилитарного пути развития, сосредоточив её взгляд на самой себе: как на источнике красоты, эстетического опыта, художественного осмысления действительности. Как отметил известный советский историк фотографии С. Морозов, говоря о творчестве пикто-риалистов: «Мастера светописи начала века показали, что и в фотографии объект изображения становится содержанием искусства, если он “пропущен” через сознание мастера и идейно осмысливается [12, с. 160]».

Фотография, таким образом, оказалась перед необходимостью решения тех же проблем, что стояли перед живописью: передача пространства и объёма на плоскости, построение гармоничной композиции, поиск светотонального решения. Основным признаком, который отличает художественную фотографию от утилитарной и роднит её с живописью и другими традиционными искусствами, является её отношение к форме. Как отмечал Р. Арнхейм, «только благодаря форме изображение становится доступным разуму [2, с. 258]». Для художественной фотографии выразительная передача формы изображаемого объекта является важнейшей составляющей, которая помогает передать содержание, но не зависит от него. Образная передача объекта на фотографии выходит на первый план. Выбор контекста напрямую влияет на языковую специфику изображения, помогая фотохудожнику выразить его собственное отношение к изображаемой действительности и её интерпретации. Именно разным подходом к организации формы можно объяснить то, что, когда несколько фотографов работают над одной и той же темой (одним и тем же содержанием), они неизменно получают разный результат, поскольку, обла- дая уникальным опытом и восприятием, по-разному «видят» фотографируемый объект.

Полагаем, что в художественной фотографии можно выделить несколько направлений , в каждом из которых существует связь с тем или иным течением в живописи.

  • 1.    Классическая художественная фотография , взявшая за основу устоявшиеся в живописи композиционные приёмы, особенности работы с цветом и тоном, принципы расположения фигуры в пространстве с сохранением правильной передачи пропорций лица и тела. Принцип преемственности от учителя к ученику, характерный для классической школы и основанный не только на соблюдении основных правил передачи пространства и объекта в нём, но и на их развитии, способствовал глубокому осознанию всего предшествующего опыта. Интуитивное схватывание целого лежит в основе профессионализма художника, который вобрал в себя опыт предыдущих поколений. Фотограф, ставящий перед собой цель научиться передавать объект на плоскости, воспринимает основные принципы и правила, сформировавшиеся на протяжении веков в классической живописной традиции. В духе классического художественного портрета и пейзажа ра-

  • ботали многие отечественные фотографы XIX – начала XX века: С. Левицкий, А. Деньер, А. Карелин, Н. Андреев, С. Лобо-виков и т.д. Среди современных фотографов традицию, хотя и немного в разных направлениях, продолжают Г. Колосов, В. Плотников. В качестве примера можно также привести стилизации современного австралийского фотографа Кевина Беста, который в своём творчестве про-
  • должает тему голландского натюрморта в стиле vanitas, работы французского фотографа Саши Гольдбергер, выполненные в духе фламандского портрета.
  • 2.    Ситуационные (жанровые) фотографии , часто демонстрирующие бытовые сцены, в лучшем своём исполнении всегда стремятся к обобщению и художественному осмыслению изображаемого явления. В этом отношении подобные фотографии тесно взаимодействуют с реализмом в живописи, который, в свою очередь, характеризуется стремлением к объективности, с сохранением авторской позиции, а также к воспроизведению типичных особенностей конкретной эпохи. Жанровая фотография также характеризуется сохранением классических правил композиции при передаче объектов и общей организации кадрового пространства при отсутствии стремления к идеализация объекта съёмки. «Правда жизни» и психологизм ситуации, а также ценность пойманного фотографом момента становятся основными критериями при оценке фотоработы. Так, фотографии из серии «Цветение» Ромуальдаса Ракаускуса наполнены философскими размышлениями о юности, старости, цикличности жизни. Цветение здесь выступает мощным символом и, переплетаясь с изображениями людей и животных, кон-


  • 3.    «Авангардная» фотография , которая тесно взаимодействует с конструктивизмом, сюрреализмом, минимализмом и другими направлениями. При этом, обращаясь, например, к эстетике сюрреализма, фотограф может обойтись «чистой» фотографией, не применяя графический редактор. Сама реальность иногда предоставляет нам сюрреалистичные картинки. Так, современный испанский фотограф Чема Мадоз показывает зрителю знакомые вещи с непривычной стороны. Используя ассоциативность форм, автор создаёт лаконичные, парадоксальные, иногда абсурдные и не лишённые юмора фотографии. Фотографы также иногда опираются при создании работ на абстрактное искусство. Применение в творчестве принципов данного художественного направления характеризует стремление фотографа делать изображения, отличные от тех, что основаны на регистрации реальности, чистой «фотографичности». Применяя различные оптические насадки или приборы, которые искажают изображение, фотограф может добиться абстрактной картинки.

струирует художественный образ. Документальная основа таких фотоснимков – всего лишь материал, из которого автор создаёт цельную картину своего понимания действительности.

Диалог с изобразительным искусством, который начала вести пикториаль-ная фотография, продолжился и в последующих за ним авангардных фотографических течениях и в более современных направлениях. Можно сказать, что весь ХХ век художественная фотография и живопись шли в одном направлении, активно взаимодействуя и дополняя друг друга. Главное отличие двух искусств состоит в том, что фотография работает исключительно с теми объектами и явлениями, которые предоставляет ей реальность. Реальность становится для фотографа и источником эстетического опыта, и тем «веществом», из которого автор конструирует новые образы и смыслы. Изображая объекты действительности напрямую с натуры, сложнее добиться обобщённого изображения. Именно этот поиск обобщённости во многом объясняет обращение фотографов к живописной эстетике и возникновение такого течения, как пикториализм.

Уход современного искусства от классического понимания художественности и «утрата вкуса к метафизике» [3, с. 16] проявляются в разных видах искусства, в том числе и в фотографии. Возрождение феномена пикториализма в фотографии в конце ХХ века свидетельствует о поиске новых художественноэстетических форм репрезентации реальности и о стремлении к образному осмыслению действительности. Фотография, как техническое искусство нового времени, возникшее сравнительно недавно, нуждается в обращении к классическому художественному наследию. Процесс трансформации визуальных искусств и появление новых его форм можно рассматривать как цепь последовательно возникающих новых практик, которые не заменяют собой предыдущие, но становятся их гармоничным продолжением. В этом контексте фотография и живопись не являются соперниками и не подчиняются друг другу, а представляют собой два самостоятельных вида искусства, имеющих схожее изобразительное пространство, что продиктовано их общей визуальной основой.

Список литературы Художественность как проблемное поле фотографии. Отношения фотографии и живописи

  • Акельева А.С. Дихотомия формы и содержания в фотографии // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 3 (4). С. 36-37.
  • Арнхейм Р. О природе фотографии // Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Москва: Харвест, 2003. С. 254-282.
  • Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 784 с.
  • Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 3-13.
  • Воеводина Л.Н. Философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 29-35.
Статья научная