Художественный металл в народных промыслах тюрков Саяно-Алтая (опыт возрождения традиций)
Автор: Москвина М.В., Павлова Е.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XX, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье с привлечением новых архивных и полевых материалов предпринята попытка выделить основные этапы становления и развития промысла художественного металла в Саяно-Алтайском регионе с конца XIX в. и до начала XXI в. Имея высокий уровень развития к началу ХХ в, этот промысел не выделился в отдельное ремесло, оставаясь в структуре домашнего хозяйства. Подъем интереса к искусству аборигенного населения Сибири наблюдался в 1920-1930-е и 1960-1970-е гг. Художественный металл отражал идеологические установки советского государства, ориентированные в основном на историко-политическую тематику. Этническая тема занимала небольшую часть ассортимента. В начале 2000х гг. в Саяно-Алтае началось возрождение традиционных технологий художественного металла, стали организовывать школы ремесленного мастерства, а изделия исполнялись в стилистике этноархаики.
Народное декоративно-прикладное искусство, ювелирные промыслы, традиции и новации
Короткий адрес: https://sciup.org/14522155
IDR: 14522155
Текст научной статьи Художественный металл в народных промыслах тюрков Саяно-Алтая (опыт возрождения традиций)
Кузнечное ремесло и искусство художественного металла у скотоводов-кочевников Саяно-Алтая традиционно отличались высоким уровнем исполнения. Кроме бытовых вещей алтайские кузнецы изготавливали декоративно оформленную упряжь и женские украшения [Потапов, 1951, с. 190]. Разнообразие ювелирных изделий определяло репертуар хакасских мастеров, работавших с серебром и его сплавами. Многочисленную группу ремесленников среди кочевых тувинцев составляли кузнецы. Они делали накладки и бляхи для конской упряжи, поясные пряжки, серьги, браслеты, игольники и др. [Вайнштейн, 1972, с. 236, 244]. При достаточно высоком уровне развития к началу ХХ в. ювелирное искусство коренных народов Саяно-Алтая не выделилось в самостоятельный промысел, продолжая существовать в рамках натурального домашнего производства.
Попытки преобразований в этой сфере начались в 1920-е гг. Программы советского государства по сохранению культурного наследия его народов были основаны на теории, что произведения искусства нужно использовать для создания нового социального уклада жизни. Открытый в 1925 г. в г. Москве Музей кустарного мастерства стал методическим центром по работе с мастерами на местах. Сотрудники музея вели большую работу по восстановлению промыслов в различных регионах государства, с широкой поддержкой на местах.
В 1927 г. в г. Новосибирске прошел Первый сибирский съезд художников, обозначивший перспективы изучения и популяризации традиционного искусства народов Сибири [Первый сибирский съезд…, 1927]. В 1931 г. художница Н.Н. Нагор-ская была командирована в Хакасию Сибирским союзом промышленных кооператоров для организации местных художественных промыслов. Созданная ею артель «УлучБыт», производившая вышивки и курительные трубки, просуществовала только до 1932 г., оказавшись экономически нецелесообразной для региональной власти. Хакасское ювелирное искусство в те годы не получило поддержки.
В 1930-е гг. при краевом музее в г. Барнауле был организован художественный отдел, проводивший экспедиции по изучению художественных промыслов Горного Алтая. К концу 1930-х гг. отдел констатировал отсутствие в регионе специализированных художественных промыслов (ГАС РА. Ф. 64. Оп. 1. Д. 66. Л. 42).
Интерес к народному искусству возродился в 1960–1970-е гг. Идеологема расцвета и сближения наций в условиях социализма играла большую роль в моделировании процессов развития и взаимодействия национальных художественных культур.
В феврале 1969 г. было принято постановление Совета Министров СССР «Об увеличение производства, расширении ассортимента, повышении качества сувениров и о мерах по улучшению торговли ими» [Бардина, 1972, с. 37]. В постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 г. народное искусство рассматривалось как часть культуры развитого социалистического общества [Сборник законов…, 1976, с. 736]. Эти постановления стали толчком для развития системы промыслов, в т.ч. ювелирных. В связи с развернувшимся промышленным и культурным строительством на Сибири было уделено особое внимание. Развитие промыслов и этнического искусства Сибири было призвано демонстрировать торжество советской национальной политики.
В 1960–1970-е гг. Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП, г. Москва) в ходе экспедиций в Сибирь вел сбор материалов об особенностях художественного творчества аборигенов. Была поставлена следующая задача: разработать мероприятия по дальнейшему развитию местных художественных традиций. В 1977–1978 гг. экспедиции в Красноярский край и Хакасию имели целью создание ассортимента художественных изделий и сувениров из цветных металлов. Задачами экспедиций стали изучение и творческое переосмысление традиций художественной обработки металла, формирование нового ассортимента художествен- ных изделий с использованием местных приемов и декора. В отчете отмечалось: «…создание нового ассортимента художественных изделий и сувениров для предприятий Сибири носит экспериментальный характер, выявляющий новые принципы использования традиций народных орнаментов в новых формах и конструкциях, а также новый подход к решению тематических сувенирных изделий» (ГАРФ. Ф. 643. Оп. 2. Д. 185. Л. 10).
В задачи экспедиций и дальнейшей экспериментальной работы входило возрождение приемов художественной обработки металла, характерных для Сибири. В рамках исследовательской работы был издан фотоальбом «Художественные изделия из цветных металлов народов Сибири», предназначенный для художников и мастеров. Предполагалось, что некоторые принципы построения орнамента и конструирования металлических украшений будут использоваться при производстве современных изделий (ГАРФ. Ф. 643. Оп. 2. Д. 185. Л. 11).
Для Красноярской сувенирной фабрики и Шушенской фабрики сувениров сотрудники НИИХП разработали 10 проектов сувенирно-подарочных изделий, рассчитанных на ручную чеканку из латуни или мельхиора. Среди них выделялись вещи с использованием мотивов бронзовых изделий тагарской культуры и пазырыкских курганов. Однако основными ориентирами в деятельности экспертов в те годы стала историко-политическая проблематика: пребывание В.И. Ленина в Красноярском крае, стройки коммунизма – Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, юбилейные даты края, а также Олимпиада-80. В результате был предложен репертуар чеканных панно из цветных металлов (медь, латунь), отражающих «историческое прошлое и героическое настоящее Красноярского края» (ГАРФ. Ф. 643. Оп. 2. Д. 185. Л. 12). Подобное идеологизированное и неукорененное в традиции искусство не получило развития.
К концу ХХ в. среди тюркоязычных народов Саяно-Алтая искусство художественного металла и ювелирных украшений пришло в упадок. Традиционные ювелирные изделия выполнялись лишь отдельными мастерами на основе частных заказов и представляли собой упрощенные реплики старинных украшений.
Новый подъем интереса к народным промыслам и художественному металлу пришелся на рубеж 1990-х гг. и был связан с процессами суверенизации. В Саяно-Алтайском регионе актуализировалась тема восстановления этнической культуры коренных народов, инициированная общественными и культурными организациями и поддержанная административной властью национальных республик. Были приняты программы по поддержке, развитию и восстановлению народных промыслов и ремесел.
На Алтае были утрачены аутентичные художественные традиции. Их восстановление происходило на основе синтеза этнических и археологических культур, с использованием современных технологий и привлечением опыта мастеров других регионов. Техники изготовления предметов из металла приходилось реставрировать по сохранившимся музейным образцам, опираясь на аналоги в культуре других народов.
Центром восстановления алтайского художественного металла стало с. Купчегень Онгудайского района. Мастера С. Кунаков, Э. Баинов, В. Кухаев, А. Кухаев, С. Урчимаев и Н. Аилдашев работают в пазырыкской стилистике, которая сегодня в большой степени ассоциируется с традиционным искусством Алтая. Образцами служат репродукции археологических находок из Башадара, Шибы и Туэкты. Мастера изготавливают точные копии древних изделий и импровизируют, создавая оригинальные предметы конской сбруи, украшений и пр. (ПМА-2014, с. Чуй-оозы).
Осенью 2014 г. в рамках инвестиционного проекта по развитию предпринимательства «Купче-гень – село мастеров» планируется открыть Центр народно-прикладного искусства «Копши-Кем» – учебное предприятие по народно-прикладному искусству. Все желающие могли бы здесь обучаться традиционным ремеслам – художественной обработке металла (литью, чеканке, ковке), выделке кожи, изготовлению войлока – непосредственно у действующих мастеров. Одной из практических задач центра является обучение населения народным промыслам, а также производство и продажа продукции местных ремесленников. Организация центра должна помочь обеспечить работой на постоянной и временной основе 35 мастеров района, стать примером устойчивого развития местного сообщества [Центр…, 2013].
В Республике Хакасия широкого распространения промысел художественного металла не получил. С 2000-х гг. подготовка специалистов для проектирования и производства изделий с региональной и этнической спецификой ведется в рамках высшего профессионального образования на ка- федре декоративно-прикладного искусства Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова. В своих изделиях они используют близкие к традиционным формы и орнаменты, стараясь выработать понятные мотивы и удобные в использовании современному человеку формы и технологии. Популярностью пользуются ювелирные украшения, сделанные на заказ или малыми партиями (перстни с большим щитком, серьги с коралловыми инкрустациями) в этническом стиле с использованием мотивов археологии и традиционной хакасской вышивки. Украшения становятся стилизованными, с облегченными конструкциями.
Воссоздавая народные промыслы по литературным, этнографическим и археологическим источникам, тюркские народы Саяно-Алтая во многом опираются на изделия конца XIX в., когда традиционная культура еще не была затронута процессами европеизации. Можно говорить, что в настоящее время на территории Саяно-Алтая промысел художественного металла и изготовления ювелирных украшений пока не оформлен, но индивидуальные мастера активно ведут поиски путей его восстановления и дальнейшего развития в условиях современного общества.
Список литературы Художественный металл в народных промыслах тюрков Саяно-Алтая (опыт возрождения традиций)
- Бардина Р. А. Товароведение изделий народных художественных промыслов и сувениров и организация торговли ими: учеб. пособ. для проф.-тех. учеб. заведений и подготовки рабочих на производство. -М.: Высшая школа, 1972. -248 с.
- Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. -М.: Наука, 1972. -314 с.
- Потапов Л.П. Народы Южной Сибири. -Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1951.
- Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-1975 гг.). -М.: Известия, 1976. -Т. 4. -736 с.
- Первый сибирский съезд художников//Сибирские огни. -Новосибирск, 1927. -№ 3. -С. 206-231.
- Центр подготовки мастеров народных ремесел появится в Горном Алтае/РИА Новости . -Режим доступа: http://ria.ru/tourism/20130730/952935739.html#ixzz3FSnWbA00 (дата обращения: 21.09.2013).