Художественный смысл родственных отношений героев в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Автор: Кладова Наталья Александровна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 5 (166), 2017 года.

Бесплатный доступ

Анализируется система образов романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в аспекте родственных связей. Цель работы - раскрыть художественную значимость родственных отношений героев. Данные отношения исследуются в соответствии с логикой повествования в ракурсе художественной концепции романа, показывается их многоплановая семантическая наполненность. Отмечается «вырванность» из семейного круга одних героев и пренебрежение семейными узами другими; в противовес - существование Алеши в мире, как в родной семье. Раскрывается искаженная сущность карамазовской семьи, в которой устранено Отцовское начало - в религиозно-нравственном смысле. Кроме того, пренебрежение героями родственной связью умножается на поругание святости чувства любви: любовные отношения выстраиваются на ложных принципах и во исполнение корыстных желаний; но снова в противовес: истинная братне-сестринская духовная связь возникнет между Алешей и Грушенькой. Анализ указанных аспектов художественного мира «Братьев Карамазовых» позволяет сделать вывод о том, что способность или неспособность того или иного героя вступать в отношения родства отражает его внутреннюю сущность, характеризует как способного или неспособного быть частью человеческого целого. Содержательная основа романного действа - мысль о всеобщем родстве человечества как его исконном состоянии. Поэтому родственные отношения - важный смысловой компонент художественной идеи романа. Результаты исследования указывают на то, что понятие родство было наполнено уникальным смыслом в творческом сознании Достоевского.

Еще

Достоевский, "братья карамазовы", родственные отношения, семья, художественная идея, роман, система образов, соборность

Короткий адрес: https://sciup.org/14751205

IDR: 14751205

Список литературы Художественный смысл родственных отношений героев в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"

  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Пушкинский Дом, 2007. 640 с.
  • Волынский А. Л. Человекобог и Богочеловек//О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М.: Книга, 1990. С. 74-85.
  • Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров: линии духовного родства//Текст, контекст, интертекст. Т. 3. М.: МГПУ, 2012. С. 61-75.
  • Джексон Р. Л. Речь Алеши у камня: «целая картина»//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 4. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. С. 275-295.
  • Евлампиев И. И. Между «сладострастием насекомого» и «громовым воплем восторга серафимов»: смысл человеческой жизни в художественном мире Ф. Достоевского//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. Вып. 2. С. 25-36.
  • Захаров В. Н. Осанна в горниле сомнений//Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 694-710.
  • Зверева Т. В. Проблема слова и структура романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Ижевск: УГУ, 1998. 122 с.
  • Каминская К. В. Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»//Филологические этюды. Саратов: Научная книга, 2007. Вып. 10. Ч. 1-2. С. 68-73.
  • Касаткина Т. А. «Братья Карамазовы»: опыт микроанализа текста//Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 283-319.
  • Квашко Н. И., Соломонова В. В. Тесные врата «спасения» (путь Ивана Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»)//Святоотеческие традиции в русской литературе. Омск: Вариант-Омск, 2009. С. 68-73.
  • Ковина Е. В. Художественная картина мира в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: время, пространство, человек: Дис.. канд. филол. наук. СПб., 2005. 266 с.
  • Костенко Е. В. «Легенда о луковке» как символ милосердия//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток: Типография ДГТУ, 2009. № 4 (8). С. 88-90.
  • Ларионова О. А. Духовный путь человека: опыт земной жизни старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»//Альманах современной науки и образования. Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии. Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2007. С. 175-177.
  • Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М.: РГГУ, 1996. 112 с.
  • Сосницкая Е. В. Путь духовного совершенствования личности (роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»)//История. Культура. Духовность. Калуга: Полиграф-Информ, 2005. Вып. 5-6. С. 99-104.
  • Степанян К. А. «Братья Карамазовы»: лик земной и вечная истина//Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 711-731.
  • Тарасов Ф. Б. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых»//Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 332-378.
  • Фарафонова О. А. Мотивная структура романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: Дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 2003. 202 с.
  • Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litres.ru/nikolay-fedorov/vopros-o-bratstve-ili-rodstve-o-prichinah-nebratskogo-nerodstvennogo-t-e-nemirnogo-sostoyaniya-mira-i-o-sredstvah-k-vosstanovleniu-rodstva (дата обращение 14.05.2014).
  • Шараков С. Л. Идея спасения в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 3. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. С. 391-398.
Еще
Статья научная