Художник и город: эффект присутствия
Автор: Чичва С.Е., Алексеева В.С.
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Статья в выпуске: 2 (35) т.11, 2021 года.
Бесплатный доступ
Произведения искусства - в меру своих выразительных средств и приемов - формируют восприятие местности, которую изображают. Названия некоторых городов порой становятся практически синонимами имен художников, которые в этих городах творили, а множество замечательных городских «мест памяти» были «открыты» и стали общеизвестными именно благодаря произведениям гениальных живописцев. В этом заключена загадка «эффекта присутствия» художника, который оставляет неповторимый, ментальный след не только на своих полотнах, но и в топосе городского ландшафта, в значительной степени формирует его, и создает «визуальное наследие».
Город, художник, городской ландшафт, визуальная культура, творчество, художественный образ
Короткий адрес: https://sciup.org/142231648
IDR: 142231648
Текст научной статьи Художник и город: эффект присутствия
Изобразительное искусство во все времена оказывало огромное влияние на зрителя и на его восприятие мира. Но способна ли живопись сформировать картину мира или, например, образ страны, города или даже небольшой деревушки, в которой родился художник и которой он посвящал свои работы, проецируя таким образом художественно выра-
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations женную любовь к своей малой родине? А как вписывается художественный образ в контекст исторического города, сохранившего богатое историко-архитектурное наследие, так называемые «места памяти»? Может ли запечатленный на картине городской пейзаж стать символом города, его брендом, узнаваемым «местом памяти»? Ведь подчас такие места уже не существуют в реальности и сохранились только на полотнах художников.
Множество замечательных городских «мест памяти» были «открыты» и стали общеизвестными именно благодаря произведениям гениальных живописцев. Художник оставляет свой след не только на полотнах, но и в топосе городского ландшафта, в значительной степени формирует его, ментально связывая эпохи городской истории и создавая «визуальное наследие».
Визуальной культурой одним из первых еще в конце 19 века начал заниматься Аби Варбург - новатор в искусствознании, предложивший рассматривать произведения искусства как документы, являющиеся носителями визуальной информации. Именно Варбург был одним из первых, кто отказался рассматривать историю искусства иерархически -произведения искусства для него обладали ценностью трансляции памяти [1].
Рассуждая о соотношении памяти и истории, известный французский историк П. Нора в работе «Франция - память» отмечал, что с угасанием живых традиций в современном обществе мы застаем лишь их реликты, «архивные формы» памяти, которые можно обнаружить в особых, изолированных от обычного течения жизни местах [2]. Но даже место, внешне совершенно материальное, как например, архивное хранилище, не является местом памяти, если воображение не наделит его символической аурой [3]. Для П. Нора особый интерес представляют не события прошлого, а их репрезентации. Место памяти для него – это не только физическое, топографическое место, но и символическое.
В этом смысле полотна художников и произведения искусства вообще – в меру своих выразительных средств и приемов – зачастую являются такими визуальными и ментальными репрезентациями, своеобразными проекциями, формирующими восприятие места, которое они отображают. Часто городской пейзаж не был примечательным до тех пор, пока его не заметил художник и не раскрыл его символическое или историческое значение, романтическое или мемориальное звучание, чем обратил внимание горожан на этот уголок в городе, сделал его по-настоящему своим, любимым.
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Иногда названия таких мест становятся синонимами имен художников, которые в этих городах творили. Например, улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Названная в честь архитектора, спроектировавшего ее, улица ведёт от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий с единым фасадом по обеим сторонам улицы. Здесь воплощен классический античный архитектурный канон - ширина улицы равна высоте её образующих зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше - 220 метров. Длина, ширина и высота домов здесь имеют идеальное соотношение, все проникнуто единством художественной идеи и композиции, все сливается в гармоническую и торжественную симфонию. Улица Зодчего Росси дошла до наших дней почти в первоначальном облике. И в сознании петербуржцев, да и всех, кто хоть однажды побывал на этой улице, она прочно ассоциируется с именем Карла Росси, передает его благоговение перед великой итальянской культурой, его восхищение строгостью и изяществом античной классики.

Улица Зодчего Росси
С живописью, как средством художественного отображения реальности, связан еще более чувственный визуальный опыт передачи смыслов и символов городского пейзажа. Так сложилось, что судьба привела одного из талантливейших импрессионистов мира Винсента Ван Гога в город Арль в нелегкий период его жизни. Принято считать, что этот небольшой городок оказал большое влияние на жизнь и творческое ста-
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations новление Ван Гога. Однако и Ван Гог оказал колоссальное воздействие на формирование поэтического образа города. Художник приехал в Арль в феврале 1888 г. Шел снег, но он был легкий и светящийся, в нем уже чувствовалось скорое весеннее пробуждение Прованса. И Ван Гог посчитал это очень символичным, потому что с этого началось пробуждение и его самого, начался новый этап его творчества. Винсент избирает новый подход, изображая не просто то, что видел, а то, как ощущал увиденное. Благодаря его полотнам, мы смотрим на город глазами художника, через призму его восприятия. Иначе говоря, город стал символическим автопортретом художника. В настоящее время в Арле проводятся экскурсионные прогулки по местам Ван Гога, около каждого увековеченного художником места установлена репродукция соответствующей картины. Одна из самых узнаваемых и цитируемых работ Ван Гога – «Ночная терраса кафе». Кафе, запечатленное художником на этой картине, находится на прежнем месте до сих пор. Теперь оно носит название «Le Café La Nuit», но и само кафе, и фрагмент уличного пейзажа выглядят так же, как и век назад.

«Ночная терраса кафе» (картина1888 г. и современная фотография)
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Хотя сам Ван Гог в письмах к брату Тео признавался, что «Арль, как город, ничего особенного собой не представляет, ночью здесь чер-ным-черно», тем не менее, город означал для него больше, чем просто ландшафт, он означал долгожданный выход к яркому, благодатному свету, под которым когда-нибудь расцветет искусство будущего [4, с. 449]. Себе он отводил скромную роль в его становлении, и, не зная артистического тщеславия, был вполне удовлетворен тем, что и его доля труда здесь будет, поэтому труду он отдавался беззаветно. Так Арль стал неотъемлемой частью жизни и творчества Ван Гога, а художник в свою очередь подарил городу славу и мировую известность.
В творчестве великого Клода Моне такое место занимает маленькая деревушка Живерни. Однажды Моне, проезжая в поезде мимо Живерни, обратил внимание на живописность цветущих садов, покой и умиротворение, разлитые в воздухе. В 1883 г. он сначала снял, а через семь лет купил большой кирпичный дом с садом и огородом. Впоследствии Моне разбил сад и пруд . Х удожник создал здесь целую серию монументальных панно с кувшинками – около 250 полотен. Живерни – уникальное место, все здесь «дышит» присутствием художника, и создает ощущение, что посетители попали вглубь полотна Моне. Здесь можно свободно передвигаться по дому, заглянуть в студию, из которой как будто только что вышел сам живописец, выглянуть в окно, из которого он любовался своим садом, вставая каждый день в 5 часов утра и отправляясь писать этюды [6]. Клод Моне создавал свой сад как художественное произведение, как большую картину, учитывая перспективу, формы, цвет, свет и тени. В Живерни чувство единения с художником невероятно обостряется. Моне удалось ментально переработать пространство, вложить свой неповторимый стиль и ауру, оставить здесь частичку себя. Именно так и мы воспринимаем это место сейчас – здесь во всем чувствуется присутствие художника.
Подобный эффект присутствия охватывает и посетителей села Ширяево, которое находится на левом берегу Волги вблизи Самары. Там жил и творил известный художник, представитель русского реализма, Илья Ефимович Репин. Музей Репина в селе Ширяево – это современный опыт музеефикации традиционной сельской культуры региона и природного ландшафта. А начало развитию этого направления положило изучение пребывания на территории самарского края Ильи Ефимовича Репина и создание музея в крестьянской усадьбе в селе Ширяево, в которой жил художник. Здесь молодой Репин написал одно из самых известных своих полотен «Бурлаки на Волге». Картина создавалась на ос-
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations нове материала, собранного во время пребывания в Ширяево. Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, под впечатлением от увиденных на Неве бурлаков, тянущих баржу, задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием и художниками ФА. Васильевым и Е.К. Макаровым уехал на Волгу и поселился в деревенском доме. Более всего их поразили волжские просторы, красоты Жигулевских гор, которые, по словам Репина, «не мог вместить ни один альбом». Сидя на горе, художник поджидал баржу с той стороны Волги и наблюдал, как прибывшие бурлаки отдыхали на отмели, слушал их песни. Он спускался к ним и писал с них этюды [7].
Историко-музейный комплекс в Ширяево имеет огромное значение как культурный, образовательный, научный, социальный проект. Его реализация способствует не только развитию культуры, но и сохраняет память о великом гении, дает возможность визуализировать его восприятие волжской природы, Жигулей, людей, событий их повседневной жизни.

Дом-музей И.Е. Репина в с. Ширяево
Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations
Творческие личности оказывают колоссальное влияние на формирование исторического наследия. Это то нематериальное наследие, которое посредством художественных образов на полотнах художников создает городские «места памяти», позволяет инициировать процесс «узнавания» зрителями своего города через призму видения его художником. Художники-урбанисты, коннотируя в своих произведениях смыслы и символы городов и памятных мест, сохраняют их для истории и будущих поколений. Они оставляют свой неповторимый ментальный след, который ощущается нами как эффект присутствия художника, подтверждая справедливые слова академика Д.С. Лихачева о том, что «…исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть».
Список литературы Художник и город: эффект присутствия
- Торопыгина М. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2015. 368 с.
- Нора П. Франция-память. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. 328 с.
- Нора П. Всемирное торжество памяти//Неприкосновенный запас. 2005. № 40-41. [Электронный ресурс] - https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/vsemirnoe-torzhestvopamyati.html(дата обращения - 31.01 2021)
- Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео - Москва: Изд-во АСТ, 2018. - 480 с., [Электронный ресурс] - https://pda.litres.ru/vinsent-gog/pisma-k-bratu-teo/chitat-onlayn/(дата обращения - 31.01 2021)
- Тайандье И. Клод Моне. М.: Слово, 1995. 95 с.
- Репин И.Е. Далекое - близкое. М.: Искусство, 1964. 509 с.