И. П. Сахаров и Н. С. Лесков у истоков художественноэстетического понимания русской иконописи

Автор: Голубинская Юлия Андреевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (61), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья выполнена в поле актуальных междисциплинарных исследований на стыке искусствоведения и литературоведения. Впервые осуществлен сопоставительный анализ взглядов палеографа И. П. Сахарова и писателя Н. С. Лескова на проблему иконописания в XIX в. Материалом послужили труд «Исследования о Русском иконописании» (1849 г.), статья «О русской иконописи» (1873 г.) и повесть «Запечатленный ангел» (1873 г.). «Исследования.» Сахарова не становились предметом детального изучения ученых-искусствоведов, что может быть связано как с неоднозначной оценкой его деятельности в целом, так и с тем, что он не был специалистом в области искусствоведения и этнографии. В ходе анализа выявлено, что его труд, будучи первым крупным, посвященным иконописанию, не только обобщил предшествовавший опыт, но и содержал положения, приведшие к новым открытиям, был практически ориентирован на сохранение русского письма икон. Сахаров разработал аналитико-синтетический подход иконописца к работе с подлинниками, впервые охарактеризовал сами иконописные подлинники. Икона представлена в его труде как религиозный объект с собственной художественноэстетической системой, отличной от живописи. Лесков, будучи таким же любителем, как Сахаров, и обладая художественной интуицией, также подчеркивал самоценность древнерусского иконописного изображения, исторически тесно связанного с византийским. Во взглядах писателя и палеографа найдены сходства и пересечения, установлено, что Лесков опирался на подлинник Сахарова и пользовался его аналитико-синтетическим подходом при создании повести «Запечатленный ангел». Впервые отмечается, что в работах и Сахарова, и Лескова присутствует начало художественно-эстетического понимания иконы, которое нехарактерно для исследований XIX в. (Ф. И. Буслаева, Д. А. Ровинского и др.) и будет развито только в трудах философов и богословов XX в. (Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.).

Еще

Н. с. лесков, и. п. сахаров, русская классическая литература, практика искусства иконописания, эстетика иконы

Короткий адрес: https://sciup.org/149140466

IDR: 149140466   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-2-98

Список литературы И. П. Сахаров и Н. С. Лесков у истоков художественноэстетического понимания русской иконописи

  • Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи. М.: Тип. Грачева и К°, 1866. 106 с.
  • Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.
  • Володина Т. А. Иван Петрович Сахаров: тульский «Посадский человек» в российской науке // Новый исторический вестник. 2020. № 2. С. 110-130.
  • Голубинская Ю. А., Евдокимова О. В. «Умозрение в красках»: икона в творчестве Н. С. Лескова и в трудах русских религиозных философов конца XIX — начала XX в. (Е. Н. Трубецкой) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 164-168.
  • Григоров Д. А. Русский иконописный подлинник // Записки императорского русского археологического общества. Т. 3. Вып. 1. СПб.: Типография императорской академии наук, 1887. С. 21-168.
  • Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1984. 498 с.
  • (a) Лесков Н. С. Запечатленный ангел // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 12. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. С. 7-66.
  • (b) Лесков Н. С. О русской иконописи // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 12. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. С. 318-326.
  • Маслов К. И. Проект И. П. Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 249-258.
  • Наумова Т. В. Археологические древности и тульская интеллигенция первой половины XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2014. № 3. С. 115-126.
  • Полякова М. А. Подходы к изучению культурного наследия России в XVIII — начале XX века // Вестник РГГУ 2008. № 10. С. 257-266.
  • Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминации. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1903. 330 с.
  • (a) Сахаров И. П. Предисловие // Исследования о русском иконописании. Книжка первая. Изд. 2-е. СПб.: Тип. Якова Трея, 1850. С. 5-8.
  • (b) Сахаров И. П. Подлинник. Часть первая // Исследования о русском иконописании. Книжка первая. Изд. 2-е. СПб.: Типография Якова Трея, 1850. С. 1-28.
  • (с) Сахаров И. П. Подлинник. Часть вторая // Исследования о русском иконописании. Книжка первая. Изд. 2-е. СПб.: Типография Якова Трея, 1850. С. 1-16.
  • (a) Сахаров И. П. Школы русского иконописания // Исследования о русском иконописании. Книжка вторая. СПб.: Типография Якова Трея, 1849. С. 1-59.
  • (b) Сахаров И. П. Приложения // Исследования о русском иконописании. Книжка вторая. СПб.: Типография Якова Трея, 1849. С. 1-47.
  • Соловей Т. Д. Дискурс о «народности» в XIX в.: структура и эволюция // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2016. № 4. С. 49-63.
  • Успенский В. И. Очерки по истории иконописания. СПб.: Синод. тип., 1899. 80 с.
  • Филимонов Г. Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. М.: Общество древнерусского искусства при Московском Публичном музее, 1873. 104 с.
Еще
Статья научная