Идеи общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента РФ Федеральному собранию: поиск консенсуса

Автор: Евсеева Мария Андреевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются основные идеологемы общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2013-2020 гг. Автор рассматривает основные содержательные составляющие общероссийской гражданской идентичности.

Общероссийская гражданская идентичность, послания президента рф, стратегия государственной национальной политики, российская нация, межнациональные отношения, межнациональное (межэтническое) согласие

Короткий адрес: https://sciup.org/170171414

IDR: 170171414   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i6.7781

Текст научной статьи Идеи общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента РФ Федеральному собранию: поиск консенсуса

Н едавнее голосование по поправкам в Конституцию показало не только достаточно высокий уровень консолидации общества, но и разнообразие по регионам. В связи с этим необходимо раскрыть основные идеологемы общероссийской гражданской идентичности в дискурсе президента РФ.

Идеи М. Вебера о коллективных представлениях, убеждениях, ценностях дают основания для понимания осознаваемой идентичности. Он заложил основы нормативно-ценностной концепции, которая концентрирует внимание на культурном взаимодействии групп, сближении их ценностей и выработке еди- ных представлений (массовые субъективные убеждения, субъективная вера) и норм поведения [Weber 1968]. В понимании идентичности мы опирались на теорию Г. Теджфела и Дж. Тернера о категоризации как свойстве социального сравнения в восприятии человека [Tajfel, Turner 1986], концепцию Д.Г. Мида о формировании идентичности в процессе взаимодействия с другими [Mead 1934], на выводы Э. Эриксона об идентичности как самоотождествлении на социально-культурной основе, связанной с идеологией [Erikson 1956; 1963].

В российской социологической науке исследование гражданской идентичности в сравнении с другими идентичностями на общероссийском уровне было начато В.А. Ядовым и Е.Н. Даниловой в контексте изучения общественной солидарности. М.К. Горшков и Н.Е. Тихонова, используя инструментарий В.А. Ядова и Е.Н. Даниловой, провели общероссийское исследование, впервые представив идентичность в концепции, объясняющей, «какие мы» [Российская идентичность… 2005].

Л.М. Дробижева теоретически разработала и выявила основные составные компоненты российской идентичности. В исследованиях этносоциологов были показаны значимость доверия, сходства в ценностных ориентациях, установлено значительное разнообразие показателей в республиках и областях в этнокультурном измерении, соотношение общероссийской и этнической идентичности [Дробижева 2003: 363-367; Национально-гражданские… 2007; Российская идентичность в Москве… 2009; Гражданская, этническая… 2013]. Интегрирующее значение общероссийской идентичности в этнокультурном аспекте рассматривалось в работах Ю.В. Арутюняна [Арутюнян 2009а; 2009б].

В поле изучения политологов были прежде всего гражданская и государственная составляющие российской идентичности. Они осуществляли сравнительный анализ европейской и нашей страновой идентичности, интегрирующие функции политической нации в условиях миграционного притока [Семененко 2009; Семененко 2016; Лапкин 2011; Тренин 2006; Панов 2011; Пантин 2011]. О «российской матрице» как об экзистенциальной основе нашей идентичности, определяющей течение отечественной истории, высказывались А.А. Галкин, А.О. Лапшин, А.И. Соловьёв и другие специалисты [Российская матрица… 2014; Лапшин 2020].

Специальный анализ идеологии гражданской и этнической идентичности в президентском дискурсе с начала нулевых годов до 2012 г. провела Е.М. Арутюнова [Арутюнова 2013]. Как социальный антрополог с историкоэтнологическим подходом рассматривает дискурс выступлений В.В. Путина Е.И. Филиппова [Филиппова и др. 2018].

Социологическое изучение российской идентичности прежде всего сделало необходимым уточнение понимания государственной и гражданской идентичности. Первая отождествляет людей с государством; это люди, живущие по его законам на этом государственном пространстве, а также представления, переживания, связанные с этой общностью и готовностью действовать во имя нее. Гражданская идентичность – это отождествление себя именно с гражданами страны, гражданской общностью, представления о ней и переживания, связанные с этим, ответственность за судьбу людей в стране, готовность действовать в связи с этим [Дробижева 2013: 252]. Но граждане страны в чем-то солидаризируются и в своих представлениях об историческом прошлом страны, ценностях, культуре.

В целом, для граждан постсоветской России консолидация общества в значительной степени была новой. И в этой связи для руководства страны были актуальны поиски солидаризирующих идей, связанных с формированием гражданской идентичности. Гражданская идентичность формируется не только за счет самоорганизации, но и за счет действия конструкторов – государственных лидеров, политической и научной элиты. В соответствии с концепцией П. Бергера и Т. Лукмана ведущая роль в формировании идентичности остается за государством.

Тема единства и консолидации российского общества в основном развивалась в посланиях Президента РФ Федеральному собранию, поэтому данные материалы были основным источником нашего анализа. Рассматриваемый период – с 2012 г. по настоящее время.

Хронологические рамки анализа определяются тем, что 2012–2013 гг. выступают неким рубежом в политическом дискурсе в контексте общероссийской гражданской идентичности. Первым важным событием стала вышедшая в 2012 г. предвыборная статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос». В ней он говорит об особом статусе русского народа, обосновывая его историческим контекстом, одновременно подчеркивая: «Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной»1. Безусловно, учитывая «цветущую сложность» России, реакции на данное заявление были разными не только в среде активистов-общественников или научного сообщества, но и в разных субъектах федерации.

Следующее событие – подготовка и подписание в декабре 2012 г. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года2 (в 2018 г. в нее были внесены дополнения). В этом документе важным стало введение понятия «российская нация» и задача ее укрепления в качестве одной из целей государственной политики.

В сентябре 2013 г. В.В. Путин, выступая на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», сделал ряд важных замечаний, определяющих и разъясняющих направленность такой политики: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. ‹…› Экономический рост и благосостояние и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер»3.

Еще в 2000 г., в свой первый президентский срок, В.В. Путин одними из объединяющих оснований, наряду с общими ценностями, «которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом», назвал традиции, историю, совместно пережитые события: «единство России скрепляют прису- щий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память»1. И спустя десятилетие эти объединяющие идеологемы не только остались, но и получили значительное расширение и углубление.

Важнейшие содержательные составляющие нашей гражданской идентичности были раскрыты в декабре 2013 г. в Послании Федеральному Собранию РФ2: это расширение участия самих граждан в решении своих социальных про-блем3; связь укрепления российского единства с межэтническим (межнациональным) согласием. Президент останавливается на механизмах укрепления единства: объединяющей роли русского языка, культуры, опоре на «лучшие традиции нашего народа» для решения глобальных задач развития страны. Принципиальное значение имело раскрытие смыслов нашей гражданской идентичности: «Наш долг – укреплять доверие людей. Только в этом случае будет расти активность граждан, появится стремление внести свой вклад в развитие страны». «Чувство ответственности за страну – это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас»4.

С 2013 г. тема государственного нациестроительства, патриотизма и межнациональных (межэтнических) отношений оставалась постоянно в центре вни-мания5. Она проходит в посланиях президента в разных аспектах, соответствующих актуальным контекстам времени. Послание Президента Федеральному собранию РФ в 2014 г., естественно, было наполнено идеями, связанными с воссоединением Крыма с Россией, ростом патриотизма в России. Эти события позволяли конкретно продемонстрировать солидарность граждан России, консолидированность их идентичности6. В последующий период внешнеполитические сложности стали триггером раскрытия представлений об «образе врага»7. По мнению некоторых ученых, если риторика «врага», как внешнего, так и внутреннего, в дискурсе будет усиливаться, это может стать препятствием для формирования позитивной модернизационно ориентированной идентичности [Арутюнова 2013]. В продолжение развития идеи исторических оснований российской гражданской идентичности дается четкая ориентация на перспективу: «Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам. ‹…› Не сделаем этого – не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны»1. В гражданской идентичности важное место занимает государство. Президент РФ подчеркивал роль государственного суверенитета в своих посланиях 2019 и 2020 гг.

Подводя некоторый итог, можно сказать, что со времени включения в Стратегию государственной национальной политики понятия гражданской идентичности (2012 г.) общество получило достаточно конкретное раскрытие этого понятия в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Это стало известным триггером к тому, чтобы в 2018 г. внести необходимые дополнения в Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 г. Среди них сформулировано понятие общероссийской гражданской идентичности: общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) – осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества2.

Формирование оснований единства гражданской нации, идеологем российской гражданской идентичности полностью еще не завершено, т.к. остаются дискуссионные моменты.

Если в Конституции РФ теперь говорится, что есть государствообразующее большинство (играющее определенную роль, но не имеющее привилегий), то, безусловно, нужно понимать, что люди других национальностей, живущие на территории РФ, не всегда готовы признать себя меньшинством. Поиск консенсуса необходим в связи тем, что понятие «меньшинство» связано с дискриминацией и неравноправием. Есть и другие мнения: что общероссийская нация формируется всеми гражданами России, что отражено в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. А при сильной этнической идентичности, которую отмечают исследователи разных социологических центров, забыть об этничности просто не получится. В таком случае остается искать общие цели, способные объединить общество. Но, к сожалению, как отмечают ученые, на данном этапе пока нет общепризнанных целей, которые признаются всеми.

Можно увидеть, что идеи общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента РФ приобретают глубокое экзистенциальное содержание. Процесс этот не закончен и, думаю, будет продолжен. При всем разнообразии социальных и политических взглядов на будущее страны послания Президента РФ Федеральному собранию дают ориентацию в смысле консолидации общества.

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-011-00241.

Список литературы Идеи общероссийской гражданской идентичности в посланиях Президента РФ Федеральному собранию: поиск консенсуса

  • Арутюнова Е.М. 2013. Идеология гражданской и этнической идентичности в президентском дискурсе. - Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра (под ред. Л.М. Дробижевой). М.: РОССПЭН. С. 209-227
  • Арутюнян Ю.В. 2009а. Россияне: проблема формирования гражданской идентичности в свете данных этносоциологии. - Общественные науки и современность. № 4. С. 91-97
  • Арутюнян Ю.В. 2009б. Об этнической компоненте российской идентичности. - Социологические исследования. № 6(302). С. 38-44
  • Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра (под ред. Л.М. Дробижевой).2013. М.: РОССПЭН. 485 с
  • Дробижева Л.М. 2003. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 376 с
Статья научная