Idem-forma, метабола, тождество. Образная структура поэмы Владимира Аристова "Дельфинарий". Статья первая
Автор: Масалов Алексей Евгеньевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.
Бесплатный доступ
Владимир Аристов - поэт русскоязычного метареализма, литературной школы, поиски которой находятся в области поэтической метафизики и усложнения семантики словесного образа. Осмысляя переходный период русской культуры и общества в 80-е годы XX века, он пишет цикл «Реализации», состоящий из трех поэм («Дельфинарий», «Кинорежиссер», «Омега моря») и двух стихотворений («Балтийские отражения» и «Пробуждение»). В поэме «Дельфинарий» поэт выражает поиски «пространства всеобщей родственности» и общего языка, общей телесности. Свою работу в этом ключе В. Аристов обозначает понятием «idem-forma», которое означает и особую технику создания стихотворений, и метод анализа художественных текстов. Данное понятие коррелирует с понятием «метабола», введенным М.Н. Эпштейном для анализа образной структуры и поэтического языка метареализма. В поэтике В. Аристова метабола является одним из элементов idem-form'ы, выражающим отношения синкретизма, синтеза и тождества на тропеическом уровне. Несмотря на то что термин «idem-forma» был предложен поэтом только в начале XXI века, образная структура анализируемой поэмы «Дельфинарий» говорит о том, что творческие поиски в этом русле В. Аристов ведет на протяжении всего литературного пути. Специфическими чертами использования этой техники в поэме является синтез на уровнях хронотопа и фокализации, субъектный неосинкретизм и образы-метаболы, выражающие и пересемантизацию деталей советского быта, и синтез миров - человеческого и природного, телесного и языкового. В данной статье анализируются I и II части поэмы «Дельфинарий».
Русскоязычная поэзия, образная структура, поэтический язык, метареализм, метабола, тождество, субъектный неосинкретизм, синтез пространств
Короткий адрес: https://sciup.org/149127433
IDR: 149127433
Список литературы Idem-forma, метабола, тождество. Образная структура поэмы Владимира Аристова "Дельфинарий". Статья первая
- Аристов В. «Idem-forma» и границы миметического метода в современной поэзии // Новый метафизис. М., 2012. С. 301-310.
- Аристов В. «Тот человек в человеке...» (метод Idem-forma и поэтика Другого) // Семиотика и Авангард: Антология. М., 2006. С. 1117-1126.
- Аристов В. 80-е: Агония времени и «усилие воскресения» // Комментарии. 2017. № 31. С. 59-65.
- Аристов В. Возможности «внутреннего изображения» в современной поэзии и поэтике // Поэтика исканий, или Поиск поэтики. М., 2004. С. 124-131.
- Аристов В. Дельфинарий // Аристов В. Открытые дворы: стихотворения, эссе. М., 2016. С. 197-213.
- Зейферт Е.И. Метафора как индикатор проявления дословесного // Корма-новские чтения. Вып. 15. Ижевск, 2016. С. 358-370.
- Изотов В.П. Параметры описания системы способов русского словообразования. Орел, 1998.
- Малкина В. Субъектный неосинкретизм в российской лирике ХХ века: проблемы типологии и анализа // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2019. T. 78. № 3. C. 33-38.
- Масалов А.Е. Метабола Алексея Парщикова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 137-143.
- Масалов А.Е. Семиотика метаболы. Статья 1: Семантика // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 1 (82). С. 122-126.
- Парщиков А. Рай медленного огня. М., 2006.
- Пчелов Е.В. Символика дельфина: от Античности к Московскому царству // Мир животных в мифопоэтическом ракурсе. Vicenza; Москва, 2017. С. 8398.
- Северская О.И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект. М., 2007.
- Толмачев В.М. Т.С. Элиот // Вестник ПСТГУ Серия III: Филология. 2011. № 1 (23). С. 7-64.
- Тюпа В.И. Структура художественного текста // Теория литературы: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. С. 26-43.
- Фещенко В. Esse-homo: Аристов-эссеист // Владимир Аристов. Статьи и материалы. М., 2017. С. 50-66.
- Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.