Идеологические и теологические аспекты формирования иудейской идентичности в рамках сектантского иудаизма в эпоху эллинизма (на примере кумранской общины)
Автор: Тантлевский И.Р.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
Автор предпринимает попытку выявить влияние мессианско-эсхатологических и сотериологических доктрин, нашедших отражение в рукописях Мертвого моря, на формирование особенностей иудейской идентичности у членов кумранского сообщества. В частности, автор приходит к выводу, что через отождествление себя с истинным Израилем, почитая лишь себя истинным Йехудой (иудеями), достойным спасения в Конце дней, кумраниты подходят к идее индивидуального избранничества, адептами которой оказываются впоследствии и иудео-христиане. Особое внимание при этом уделено анализу аллегории «порождения» нового Мессианского мира справедливости (через натуралистический образ рождения «чудесного» «Мужа») благодаря благочестивой активности кумранских общинников в Иудейской пустыне (1QHа 11:7-10; ср. также: 1QSa (1Q28a) 2:11-15; 4Q Commentary on Genesis A (4Q252) 5:2-5). Данное кумранское представление сопоставляется с аналогичной эсхатологической аллегорией рождения чудесного «Мужа», олицетворяющего преображенный мир в эклоге IV «Буколик» Вергилия. Автор не исключает возможности того, что Вергилий мог познакомиться с элементами библейского пророческого эсхатологизма (естественно, в формулировках античной образности) через Филодема из Гадар, чью эпикурейскую школу в Геркулануме он, судя по папирусу P.Herc. Paris . 2, посещал. Гадары были взяты около 97 г. до н. э. иудейским первосвященником и царем Александром Яннаем (Antt. , XIII, 356, 396; BJ, I, 87), а его население было поголовно иудаизировано (ср., например: Antt. , XIII, 396). Таким образом, кем бы по этническому происхождению ни был Филодем, он уже в детстве (ранней юности) должен был исповедовать иудаизм. Книги Пророков были к тому времени минимум лет сто как канонизированы и признаны в иудаизме священными, их следовало читать и изучать, поэтому Филодему их содержание должно было быть известно детально. Анализируется также концепция актуального пророчества у кумранитов на фоне процесса становления Изустного Учения в фарисейской среде. Кроме того, высказывается ряд дополнительных аргументов в пользу идентификации Кумранской общины с ессеями, описанными античными авторами.
Кумранская община, свитки мертвого моря, йехуда, иудеи, ессеи, фарисеи, саддукеи, изустный закон, порождение мессианского мира, iv эклога «буколик» вергилия
Короткий адрес: https://sciup.org/147245813
IDR: 147245813 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-681-695
Список литературы Идеологические и теологические аспекты формирования иудейской идентичности в рамках сектантского иудаизма в эпоху эллинизма (на примере кумранской общины)
- Аверинцев, С. C. (2001) “Аггада в учительном контексте”, Вавилонский Талмуд. Антология Аггады с толкованиями раввина А. Эвен-Исраэля (Штейнзальца), пер. и комм. У. Гершовича и А. Ковельмана, под общ. ред. р. А. Эвен-Исраэля (Штейн-зальца) и С. Аверинцева, Иерусалим; Москва: Институт изучения иудаизма в СНГ; Израильский институт талмудических публикаций, т. 1, XV–XIX.
- Тантлевский, И. Р. (2022) “Теолого-философская ‘школа’ Кумрана”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 16.1, 152–171.
- Тантлевский, И. Р. (2023) “Элементы теологической системы кумранской общины в корреляции с особенностями ее ‘гносеологии’ ”, Schole (ΣΧΟΛΗ) 17.2, 822–841.
- Шиффман, Л. (2016) От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда, М.: Мосты культуры/Гешарим.
- Beall, T. S. (2000) “Essenes,” Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, ed. by L. H. Shiffman and J. VanderKam, New York, NY: Oxford University Press, vol. 1., 262–268.
- Berrin, Sh. L. (2004). The Pesher Nahum Scroll from Qumran: An Exegetical Study of 4Q169. Leiden: Brill.
- Brooke, G. J. (1996) “4Q Commentary on Genesis A (4Q252),” Discoveries in the Judaean Desert XXII. Qumran Cave 4. XVII. Parabiblical Texts, Part 3, ed. by G. Brooke et al., Oxford: Clarendon Press, 185–208, pls. XII–XIII.
- Brooke G. J. (2017) “Aspects of Education in the Sectarian Scrolls from the Qumran Caves,” Jewish Education from Antiquity to the Middle Ages. Studies in Honour of Philip S. Alexander, ed. by G. J. Brooke and R. Smithuis, Leiden; Boston, Mass.: Brill, 11–42.
- Collins J. J. (1992) “Essenes,” Anchor Bible Dictionary, ed. by D. N. Freedman, New Haven, CT: Yale University Press, vol. 2, 619–626.
- Dąbrowa, E. (2010). “Demetrius III in Judea,” Electrum 18, 175–181.
- Delattre, D. (2009) “Le point sur les travaux relatifs au PHerc. Paris. 2,” Comptes Rendus de l’Académie des Inscriptions & Belles-Lettres, 153e année, N. 2, 925–943.
- Doran, R. (2012). 2 Maccabees: A Critical Commentary, ed. by H. W. Attridge, Minneapolis, MN: Augsburg Fortress Press.
- Doudna, G. L. (2001). 4Q Pesher Nahum: A Critical Edition, Sheffield Academic Press.
- Dupont-Sommer, А. (1996) Les ecrits esseniens decouverts pres de la mer Morte, 5ème éd., Paris: Payot.
- Gigante, M., Capasso, M. (1989) “Il ritorno di Virgilio a Ercolano,” Studi Italiani di Filologia Classica 7, 3–6.
- Gigante, M (2001) “Virgilio sotto il Vesuvio,” Cronache Ercolanesi 31, 5–26.
- Hadas, D. (2013) “Christians, Sibyls and Eclogue 4,” Recherches Augustiniennes et Patristiques 37, 51–129.
- Hengel, M. (2013) Judaism and Hellenism: Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period, vol. 1: Text; vol. 2: Notes and Bibliography, Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers.
- Russell, J. R. (2019), “Aeneus and Moses,” Judaica Petropolitana 12, 118–156.
- Schiffman, L. H. (1991) From Text to Tradition. A History of Second Temple and Rabbic Judaism, Hoboken, NJ: Ktav Publishing House, Inc.
- Schiffman, L.H. (1993) “Pharisees and Sadducees in Pesher Nahum,” Minhah le-Nahum: Biblical and Other Studies Presented to Nahum M. Sarna in Honour of his 70th Birthday, ed. by M. Bretter and M. Fishbane, Sheffield: Sheffield Academic Press, 272–290.
- Schwartz, D. R. (2008). 2 Maccabees. Commentaries on Early Jewish Literature, Berlin: Walter De Gruyter.
- Stegemann, H., Schuller, E. and Newsom, C. (eds.) (2009) 1QHodayota, with Incorporation of 1QHodayotb and 4QHodayota-f, Discoveries in the Judaean Desert XL, Oxford: Clarendon Press.
- Tantlevskij, I. R. (1997) “The Historical Background of the Qumran Commentary on Nahum,”
- Hellenismus. Beiträge zur Erforschung von Akkulturation und politische Ordnung in den Staaten des hellenistischen Zeitalters, hrsg. von B. Funck, Mohr Siebeck: Tübingen, 329–338.
- Tantlevskij, I. R. (1999) “Etymology of ‘Essenes’ in the Light of Qumran Messianic Expectation,” The Qumran Chronicle 8.3, 195–212.
- Tantlevskij, I. R. (2016) “Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of the Ancient Authors Accounts of Them and the Qumran Community World-View,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 61–75.
- Tantlevskij ,I. R., Gromova, E. V., Gromov, D. (2021) “Network Analysis of the Interaction between Different Religious and Philosophical Movements in Early Judaism,” Philosophies 6(1).2. https:// doi.org/10.3390/philosophies6010002
- Thomas, R. F. (2001) Virgil and the Augustan Reception, Cambridge University Press.
- VanderKam, J. C. (2003). “Those Who Look For Smooth Things, Pharisees, and Oral Law,” Emanuel. Studies in Hebrew Bible, Septuagint and Dead Sea Scrolls in Honour of Emanuel Tov, ed. by S. M. Paul, R. A. Kraft, L. H. Schiffman, W. W. Fields, Leiden; Boston: Brill, 465–477.
- Zurawski, J.M., Boccaccini, G. (eds.) (2017) Second Temple Jewish Paideia in Context, Berlin: De Gruyter.