Идеология и библиотеки
Автор: Мазурицкий Александр Михайлович
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Библиотечно-информационная деятельность
Статья в выпуске: 2 (64), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье говорится о влиянии идеологических установок на библиотечное дело, об идеологизации работы библиотек в советский период и об участии библиотек в формировании коммунистического мировоззрения. Рассматриваются вопросы деидеологизации библиотечного дела, отказа от идеологических установок в постсоветский период. Обозначены негативные последствия отказа образовательных и культурно-просветительных учреждений от участия в процессе воспитания молодёжи. Ставятся вопросы о понятии «миссия библиотеки». Анализируется процесс перехода от «работы с читателем» к понятию «библиотечное обслуживание». Приводятся факты идеологизации украинских библиотек в настоящее время, об участии украинских детских и юношеских библиотек в формировании националистического мировоззрения. Обозначена необходимость участия российских библиотек в формировании гражданской позиции.
Идеология, библиотечное обслуживание, библиотеки, деидеологизация, нацизм, украина, гражданская позиция
Короткий адрес: https://sciup.org/144160402
IDR: 144160402
Текст научной статьи Идеология и библиотеки
за годы советской власти отечественные библиотеки сформировались как отдельный социальный институт, решавший чётко обозначенный круг задач на определённых этапах развития нашего государства. Эти задачи исходили из конкретных идеологических установок. был накоплен значительный опыт работы по использованию ресурсов библиотек для «фор ми ро ва ния ком му ни сти че ско го мировоззрения трудящихся» в борьбе против
«всех форм враждебной марксизму буржуазной и мел ко бур жу аз ной идео ло гии» [1, с. 3].
Эти установки были внедрены не только в практику работы библиотек, но и в библиотечную науку и подготовку библиотечных кадров. идеология определяла все направления деятельности библиотек: подбор кадров (особенно для библиотек системы политического просвещения), комплектование, фор-ми ро ва ние спра воч но-биб лио гра фи че ско го
Ма зу риц кий алек сандр Ми хай ло вич — док тор пе да го ги че ских на ук, про фес сор ка фед ры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного ин сти ту та куль ту ры
MAZuRITSKIy AlEKSAndR MIKhAIlovICh — Full doctor of Pedagogical Sciences, Professor of department of department of library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and humanities, Moscow State Institute of Culture
аппарата, организацию работы с читателем и т.д. та ким об ра зом, в соз на нии биб лио те-каря чётко обозначалась определённая идеологическая база, основы которой библиотека должна была распространять и внедрять всеми имею щи ми ся сред ст ва ми.
здесь необходимо сделать краткий исторический экскурс. не надо расценивать активное включение библиотек в сферу борьбы взглядов и идей как типичное порождение советской библиотечной системы. известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель в энциклопедическом сло ва ре «лек си кон рос сий ской, ис то ри-ческой, географической, политической и гра-ж дан ской» (1793) дал оп ре де ле ние по ня тию «биб лио те ка и биб лио те ка рий» го во ря о профес сии биб лио те ка ря, в. н. та ти щев от ме чал, что он «должен быть многих наук и разных языков… наученный, к тому же прилежный читатель». Мы не будем здесь приводить все положительные качества, которыми, по мнению в. н. татищева, должен обладать библиотекарь. обратим внимание на то, что библио-те ка рю пред пи сы ва лось «за вы пи сы ваю щи ми из сум ни тель ных книг над зи рать» и ес ли чи та-тель за пи сы ва ет не то, «к че му на ме ре ние объ-я вил», за нос ить его «себ е в сек рет ный журнал» [1, с. 42—43].
декабристы были первыми, кто обратил в н и м а н и е на во з м ожно с т ь и с п о льзо в а н и я библиотек в пропагандистской деятельности. именно декабристы явились основателями библиотек семёновского и преображенского полков. и пока органы цензуры не взяли эти библиотеки под жёсткий контроль, они состояли из политических и философских сочинений, несущих в себе «вредное для госу-дар ст ва на ча ло» [1, с. 56]. с «лёг кой ру ки» декабристов библиотеки заняли прочное место в пропагандистской деятельности разночинцев, а потом рабочих и марксистских кружков. таким образом, ещё до октября 1917 года стали складываться особые принципы и подходы к использованию библиотек в агитаци-он но-про па ган ди ст ской дея тель но сти.
история не стоит на месте, и в конце 1980-х
— начале 1990-х годов начался процесс деидеологизации отечественных библиотек. в период отказа от моноидеологии, библиотеки отказались от того, что долгие годы составляло стержневую основу их деятельности. как отм е ча ет ю. п. Ме лент ь е ва: «был пе ре-смотрен вопрос о статусе библиотеки в обществе, и в ходе многочисленных дискуссий, прошедших в этот период на страницах профессиональных изданий, из определения целей, задач, функций библиотеки была снята идеологическая составляющая, что нашло отражение в “законе о библиотечном деле”. важнейшей задачей библиотеки была призвана задача обеспечения свободы доступа к ин фор ма ции» [3, с. 10].
одновременно с этим из библиотечной тер-ми но ло гии ис чез тер мин «ра бо та с чи та телем», его за ме ни ло по ня тие «биб лио теч ное обслуживание». надо сказать о том, что не все библиотекари однозначно восприняли эти метаморфозы, так как увидели в этом снижение своего статуса, считая, что из «бойца идеологического фронта» библиотекарь превратился в работника сферы обслуживания, реализующего определённый перечень услуг.
в период поиска библиотеками своего предназначения в новых создавшихся условиях появилось такое понятие, как «миссия библиотек». известный отечественный библиотековед а. н. ванеев предложил одно из определений этого понятия: «Это высшая идея предназначения библиотеки, её “суперцель”. в соответствии с этим подходом, библиотека рассматривается на уровне абстрактного мышления как символ культуры, идеальное духовное начало общества, обеспечивающее сохранение и передачу культурного наследия, духовной памяти человечества. в таком значении понятие “миссия” относится к любой библиотеке, независимо от формы её организации, времени и пространства её существования» [2, с. 648].
ана ли зи руя оп ре де ле ние, за фик си ро ванное в «библиотечной энциклопедии», мы приходим к выводу, что библиотека должна позиционировать себя как место хранения и трансляции культурного наследия. Можно было бы в полной мере согласиться с данной трактовкой, если бы не определённые обстоя тель ст ва.
так получилось, что процесс трансформации наших библиотек и поиска их миссии совпал с формированием многих негативных тенденций в нашем обществе. выступая в 2012 году на международной конференции в г. судаке, известный российский учёный а. в. со ко лов от ме тил: «рос сия тя же ло больна. она вошла в третье тысячелетие нашей эры не как мощная материально и здоровая психологически сверхдержава, а как духовно истощённое, нравственно дезорганизованное, разочарованное и озлобленное общество. диагноз российского недуга — социальная де гу ма ни за ция» [4].
всё это обозначает перед нами проблему. проводя деидеологизацию библиотек, культур но-про све ти тель ных и об ра зо ва тель ных учреждений, мы почему-то посчитали, что идеологическая и воспитательная функции абсолютно тождественны, и повсеместно начали изгонять их вместе с идеологией. последствия этого не заставили себя ждать.
повсеместный отказ от этой деятельности привёл к колоссальным негативным последствиям в обществе. только после осознания всей глубины этой проблемы, российское общество потребовало возвращения образовательных учреждений к реализации воспитатель ной функ ции.
при общем положительном отношении к этому процессу, тем не менее, у автора данной статьи всё это не вызывает особого восторга. потому что большей частью мы наблюдаем попытки оживить старые формы и методы работы, без их существенной корректировки, соответствующей новым условиям. зачастую реализация воспитательной функции происходит путём навязывания жёстких установок и указаний, что вызывает отторжение у значительной части молодёжи. следовательно, необходимо найти новые формы и средства её реализации, а также подготовить тех, кто транс ли ру ет эту дея тель ность.
события, происходящие на украине, на наш взгляд, ставят много вопросов и перед нашими библиотеками, особенно перед детскими и юношескими. что сегодня представляет собой наша библиотека — сферу предоставления услуг (пусть и интеллектуальных) или социальный институт, который формирует у читателей мировоззрение, ценностные ориентации и ус та нов ки?
все мы явились свидетелями того, как в соседней с нами стране часть молодёжи стала открыто следовать нацистской идеологии, что привело и приводит к большим человеческим стра да ни ям и смер тям.
исторический опыт показывает: чтобы граждане того или иного государства стали придерживаться нацистских взглядов, необходима особая «питательная почва», в создании которой задействованы многие институты обще ст ва.
безусловно, что в героизации таких одиозных личностей, как степан бандера и роман шухевич, сыграли роль и образовательная система, и средства массовой информации, и новоявленные толкователи итогов второй ми ро вой вой ны, и т.д. бо лее то го, ана лиз сайтов детских и юношеских библиотек украины показал, что украинские библиотеки активно уча ст ву ют в фор ми ро ва нии «но вых» ценностных ориентаций детей и молодёжи. так, в центральной детской библиотеке имени т. г. шев чен ко в кие ве про во дят ся вы став ки детских рисунков, направляемых детьми бойцам, участвующим в так называемой антитер-рористической операции на востоке страны. в областной библиотеке для детей в г. хмельницкий устраиваются выставки книг «сказка про май дан», «я с не бес ной сот ни» и т.д. ровенская областная библиотека для молодёжи ин фор ми ру ет о встре че с ве те ра ном официально запрещённой на территории российской Федерации украинской повстанческой армии (упа), во время которой исполнялись стихи и песни, посвящённые упа.
таким образом, можно сделать вывод о том, что библиотеки украины активно участвуют в героизации пособников нацистов.
переломным моментом в формировании отношения к возникшей на украине ситуации стали не события на киевском майдане, не присоединение крыма, а трагические собы тия в одес се 2 мая 2014 го да, ко гда жи те ли нашей страны увидели не просто возрождение фашизма на уровне лозунгов и призывов, но и его конкретные деяния, приведшие к гибели десятков людей. интересно и то, что значительная часть российских людей, ранее толерантно или равнодушно относившихся к тому, что происходит в соседней стране, вполне однозначно восприняли то, что произошло в одессе. так получилось, что эта трагедия совпала с подготовкой к празднованию дня победы, что ещё больше обозначило трагизм си туа ции.
несмотря на мнение определённой — оппозиционной — части общества, сосредоточенной только на негативном восприятии власти и не желающей видеть возрождения фашизма, подавляющая часть населения нашей страны заняла жёсткую позицию по факту гибели людей от рук нацистов.
однако никто не будет отрицать того, что и в нашей стране в борьбе с радикальными настроениями наблюдается ряд неудач, поскольку и у нас появляются молодые люди, открыто высказывающие нацистские лозунги. всё это надо отнести к колоссальным просчётам в организации воспитательной работы с молодёжью. в то же время не надо забывать и о том, что современное российское законодательство предусматривает принятие жёстких мер к таким фактам.
Мы считаем, что события, происходящие на украине, просто обнажили многие проблемы, которые существуют и в нашем обществе. одной из главных для нас на сегодня проблем является выработка активной гражданской позиции у российских людей. Это весьма сложная и неоднозначно воспринимаемая всеми проблема. долгие годы руководство страны искало ту идею, на ос- нове которой можно было бы сплотить российское общество. однако все эти попытки не принесли ощутимых результатов. создаваемые при помощи властных структур молодёжные организации не стали массовыми, так же как и повсеместно внедряемые религиозные ценности в условиях многоконфессиональной страны не смогли стать основой для объ е ди не ния об ще ст ва.
даная ситуация потребовала определить степень участия государственных и общественных институтов общества, в том числе и библиотек, в формировании гражданской позиции российского гражданина, и особенно — молодого российского гражданина. говоря об этом, мы в полной мере отдаём себе отчёт о неоднозначности восприятия этой проблемы. возникает вопрос, насколько библиотека, особенно детская и юношеская, должна быть вовлечена в её решение? насколько библиотекарь вправе распространять необходимые взгляды и убеждения? готов ли современный библиотекарь к реализации этой задачи, если она бу дет по став ле на?
есть и ещё один тревожный момент. Мы уже были свидетелями того, как бездумное проставление на книгах отметок «12+», «14+», направленное на то, чтобы оградить наших детей от негативной для их возраста информации, создало проблемы для наших библиотек. с учётом того, что большинство наших чиновников имеет «лозунговое» сознание, не приведёт ли всё это к очередной кампанейщине, от которой мы так и не сумели избавиться и в постсоветское время?
Мы сознательно не даём советов и не предлагаем библиотекам каких-то конкретных действий. оставляем за рамками статьи и ответ на вопрос, должны они или нет выражать своё отношение к новым сложившимся реалиям нашей жизни, а если должны, то как? у нас была несколько иная задача, заключающаяся в постановке проблемы и привлечении к ней вни ма ния биб лио теч ной об ще ст вен но сти.
Список литературы Идеология и библиотеки
- Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР: [учебник для библиотечных факультетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов]. Москва: Книга, 1980. 354 с.
- Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; [редкол.: гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост.: Е. И. Ратникова, А. н. уланова и др.]. Москва: Пашков дом, 2007. 1300 с.
- Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность Москва: Гранд-ФАИР, 2006. 256 с.
- Соколов А. В. Гуманистическая миссия библиотек в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы XIX Международной Конференции «Крым 2012» [Судак, 2-10 июня, 2012 год): [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва: ГПНТБ России, 2012. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/129.pdf