Идеология неонацистской группировки "Маньяки: культ убийства" в подростковой среде: современные реалии и направления противодействия

Бесплатный доступ

В рамках статьи автор анализирует практику распространения идеологии неонацистской группировки «Маньяки: культ убийства» в современном российском обществе. Выделен ряд особенностей, оказывающих влияние на распространение идеологии экстремистской группировки «Маньяки: культ убийства» в подростковой среде. На основе проведенного анализа предложены направления противодействия идеологии экстремистским проявлениям среди несовершеннолетних и молодежи.

Экстремизм, терроризм, террористическая угроза, экстремистская деятельность, противодействие экстремизму, профилактика экстремизма, экстремистская группировка, преступность несовершеннолетних, неонацизм, неонацистская террористическая организация, неонацистская группировка "маньяки: культ убийства", сторонники украинского неонацистского сообщества "маньяки: культ убийства", радикальное сообщество, молодежный неонацизм, национальная безопасность

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140297265

IDR: 140297265   |   DOI: 10.51980/2542-1735_2023_1_114

Текст научной статьи Идеология неонацистской группировки "Маньяки: культ убийства" в подростковой среде: современные реалии и направления противодействия

ВСтратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, отмечено, что усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений приводят к разрушению традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод чело- века, дестабилизируют внутриполитическую и социальную обстановку в стране. Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и вербовку российских граждан, создание собственных тайных ячеек на территории России, вовлечение российской молодежи в незаконную деятельность

[1, с. 157].

Весомый вклад в разработку отдельных вопросов, связанных с противодействием экстремизму и терроризму, внесли такие видные специалисты, как П.В. Агапов, Н.Н. Афанасьев, И.И. Бикеев, С.И. Бушмин, С.У. Дикаев, С.В. Дъяков, А.Г. Никитин, В.В. Устинов и многие другие.

Теоретические исследования и анализ практической деятельности органов государственной власти довольно убедительно доказывают, что в нынешних условиях преступления экстремистской направленности являются одними из наиболее сложных проблем современного российского общества.

Сегодня в России уровень преступности экстремистской направленности является довольно высоким. Так, по статистике Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2019 г. на территории нашего государства были зарегистрированы 585 преступлений экстремистской направ-ленности1, в 2020 г. – 833, в 2021 г. – 1057, в 2022 г. – 15662. Приведенные статистические данные указывают на то, что меры, принимаемые правоохранительными органами и иными заинтересованными субъектами по данному направлению, очевидно, недостаточно эффективны.

«Нестандартность» современного российского экстремизма и терроризма, его криминальная природа находят выражение и в особенности контингента лиц, совершающих данные преступления. Массовая экстремиза-ция лиц, не достигших совершеннолетия, на современном этапе способствует неукоснительному развитию экстремизма в России. Повышенную опасность в современном обществе представляет собой процесс вовлечения подростков в противоправные деяния – преступления и антиобщественные действия экстремистской направленности. Президент

В.В. Путин на расширенном заседании коллегии подчеркнул, что «серьезный сигнал, требующий всестороннего анализа, – это рост преступлений, связанных с экстремизмом. В 2021 году их число увеличилось более чем на четверть. Вооруженные нападения в учебных заведениях, вовлечение несовершеннолетних в экстремистские акции – все эти факты (а они, к сожалению, не единичны) говорят о том, что работа органов внутренних дел, в том числе в сфере профилактики, должна строиться эффективнее».

В числе стратегических национальных интересов страны, а также стратегических национальных приоритетов названо обеспечение государственной и общественной безопасности путем активизации работы правоохранительных органов по разработке и выполнению широкого спектра мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи [2, с. 220].

За годы противодействия экстремистским и террористическим угрозам в нашей стране сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база, которая так или иначе позволяет бороться с этими явлениями как внутри государства, так и на международном уровне.

Следует отметить, что документы стратегического характера ориентированы на широкий круг задач: от необходимости интенсивного развития системы противодействия экстремизму до совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в области противодействия экстремизму. В число нормативных правовых актов входят Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противо- действии терроризму», приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности» и др. Перечень и содержание этих документов свидетельствуют о формировании и реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Распространение современной идеологии экстремистских проявлений в подростковой среде на сегодняшний день становится все более опасным социальным явлением в обществе. В выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшемся 17 февраля 2022 года, Президент В.В. Путин отметил: «Важнейшим приоритетом в деятельности органов внутренних дел является консолидация усилий органов власти, всех субъектов системы профилактики по созданию единой государственной системы непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, своевременная оценка рисков возможных экстремистских проявлений и выработка на этой основе эффективных превентивных мер».

Нельзя не отметить, что нынешние несовершеннолетние довольно быстро осваивают новые для их возраста преступления, в том числе и экстремистской направленности. В сегодняшних условиях угроза экстремизма и терроризма не только не теряет актуальности, но и приобретает новые черты. На современном этапе в России на националистической и религиозной почве, а также на основе фэн-дом1 сформировались и активно действуют многочисленные молодежные социальные группы. Одной из характерных отличительных черт молодежной субкультуры является проявление ее участниками крайности самоопределения либо ярко выраженный протест.

Одной из крайних форм проявления деструктивного поведения, наносящих серьезный урон российскому обществу, является распространение среди лиц, не достигших совершеннолетия, радикальных идей украинской неонацистской группировки «Маньяки: культ убийства» (далее – «МКУ»). Адептами украинского молодежного радикального сообщества «МКУ» на территории Российской Федерации совершено значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений2.

Радикальная группировка «МКУ» строит свою деятельность на пропаганде идеологии неонацизма и массовых убийств. Изначально ее участники были сосредоточены на призывах ненависти к людям других национальностей, к лицам, ведущим антисоциальный образ жизни (бездомные, алкозависимые, лица, употребляющие наркотические вещества), но позже стали призывать сторонников к массовым беспорядкам и нападению на представителей правоохранительных органов. Сегодняшней целью неонацистской группировки «МКУ» являются вовлечение российской молодежи в экстремистскую деятельность, распространение неонацистской идеологии и дестабилизация деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Впервые на территории нашего государства было заявлено о наличии этой организации после задержания группы сторонников украинского молодежного радикального сообщества «МКУ» представителями органов государственной власти в феврале 2021 г.

Деятельность экстремистских организаций и группировок, в том числе деятельность группировки «МКУ», продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. Расширяется география и наблюдается стабильный рост преступлений, совершенных неонацистской группировкой «МКУ». Так, с февраля 2021 г. по май 2022 г. представителями органов государственной власти в ходе масштабных спецопераций были проведены неоднократные задержания членов группировки «МКУ» в разных регионах на- шей страны. Ранее сообщалось о фактах задержания сторонников «МКУ» в Воронеже, Геленджике, Ярославле, Иркутске, Краснодаре, Саратове, Тамбове, Москве и в ряде других регионов Российской Федерации. В качестве примера может служить уголовное дело, возбужденное следственным комитетом по Краснодарскому краю по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе) в отношении ее участников в возрасте от 16 до 30 лет.

Группировка «МКУ» была организована в 2019 г., лидером и идеологом этого экстремистского движения является ранее судимый за совершение тяжких и особо тяжких преступлений житель Украины1.

Хотелось бы подчеркнуть, что лица, призывающие к экстремистской деятельности, часто неуравновешенны, легко впадают в острые нервные состояния, у них зачастую возникают дефекты психического развития [7, с. 21]. По данным правоохранительных органов, в связанных с деятельностью «МКУ» telegram-каналах лидер группировки объяснял своим подписчикам, что к насилию его подтолкнули детские травмы, в содеянном не раскаивался, а наоборот, говорил, что нападения кажутся ему веселыми. Результаты соответствующих исследований подтверждают факты осуществления через telegram-каналы участниками неонацистской группировки «МКУ», по указаниям лидера, пропаганды идеологии массовых убийств, подготовки терактов на объектах транспортной инфраструктуры, вовлечения в радикальное сообщество «МКУ» новых членов на территории Российской Федерации.

Развитие современных технологий дало возможность экстремистским организациям, в том числе и группировке «МКУ», более эффективно координировать свою преступную деятельность на территории сразу нескольких государств. Автор разделяет точку зрения профессора А.Л. Осипенко, который полагает, что экстремистские организации активно используют ресурсы сети Интернет для совершения преступлений, а также удаленной, обезличенной и трансграничной координации своих действий [5, с. 15].

Анализ материалов уголовных дел, возбужденных в отношении представителей группировки «МКУ», показывает, что в качестве идеологической основы неонацисты используют как печатные материалы, так и магнитные и иные носители информации националистического толка. Так, в качестве положительного примера можно привести успешные действия российских правоохранительных органов по пресечению деятельности группы «МКУ», сотрудники которых при обысках задержанных лиц, принадлежащих к неонацистской группировке, обнаружили и изъяли: экстремистские материалы, инструкции по изготовлению взрывных устройств, огнестрельное оружие и боеприпасы, нож, топор, средства маскировки и другие предметы, имеющие отношение к уголовному делу.

Часто члены экстремистских групп записывают видеообращения и фотографии своих противоправных действий в виртуальном пространстве, впоследствии размещая их на своих сайтах, каналах, личных страницах и сообществах в Интернете [3, с. 189]. Автором статьи на просторах сети Интернет подобные записи были обнаружены в свободном доступе и у участников группировки «МКУ».

Анализ показывает, что интернет-сайты активно используются экстремистскими группировками для пропаганды своей деятельности, ее оправдания, вербовки новых членов и сбора пожертвований в свою пользу.

Сегодня проблема противодействия молодежному экстремизму становится общенациональной задачей, включая различные аспекты ее реализации. Один из них – противодействие экстремистским преступлениям среди несовершеннолетних. Важность проблемы противодействия экстремизму сегодня отмечают все государственные чиновники, в том числе и Президент Российской Федерации. Противодействие экстремистским проявлениям именно в подростковой и молодежной среде, в том числе в радикально настроенных молодежных объединениях, – важнейшая задача органов внутренних дел. Существующая в России общегосударственная система противодействия террористическим и экстремистским проявлениям, ядром которой являются органы внутренних дел, основана на осуществлении комплекса мер по противодействию рассматриваемым негативным явлениям в обществе [6, с. 21].

Как представляется автору, для повышения эффективности противодействия экстремистским преступлениям среди несовершеннолетних на современном этапе следует:

– активизировать силами представителей структурных подразделений органов внутренних дел инициативный информационный поиск лиц и преступных молодежных организаций, причастных к экстремистской деятельности;

– более квалифицированно и точно осуществлять анализ деятельности преступных молодежных формирований экстремистской направленности, их учет, выявлять их местонахождение и потенциальные возможности;

– сформировать профессиональное кадровое ядро в сфере противодействия экстремистским проявлениям и совершенствовать их мастерство путем получения новых знаний о национальных, религиозных и идеологических особенностях противоборствующей стороны;

– осуществлять мероприятия по сбору и анализу информации о лидерах радикальных националистических движений, в отношении которых имеются любые материалы, свидетельствующие (косвенно или прямо) об их участии в преступных молодежных формированиях экстремистской деятельности;

– изучить и обобщить практику подразделений внутренних дел, опыт служб и подразделений других федеральных органов исполнительной власти и зарубежных стран в области противодействия экстремизму и организации профессиональной подготовки;

– выявлять причины и условия, способствующие возникновению терроризма, путем устранения и нейтрализации выявленных факторов;

– выявлять организации, общественные объединения, группы лиц и отдельных граждан, вынашивающих идеи терроризма;

– уделять внимание изучению таких аспектов, как активность и качество региональных СМИ, размещающих новостной контент в сети Интернет, объективность представляемой информации;

– отслеживать сетевую активность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних за совершение групповых хулиганских действий, актов вандализма, за нанесение побоев и иного вреда лицам по мотиву расовой, религиозной, национальной или иной вражды или ненависти;

– проводить совместно с теологами (священнослужителями) занятия по воспитанию толерантности среди несовершеннолетних в образовательных организациях (школах, колледжах, техникумах, училищах);

– информировать несовершеннолетних о современных фабулах преступлений экстремистской направленности, целями проведения таких занятий должны быть формирование внутренней позиции убеждения в бесчеловечности, аморальности действий экстремистской направленности, приобретение знаний о противоправности определенных действий и мерах наказания за их совершение. Ярким примером проведения подобных занятий является инициативная работа сотрудников ОУУП и ПДН Управления МВД России по г. Волгограду в марте-апреле 2022 г. Они осуществляли беседы по профилактике экстремизма и терроризма, а также по разъяснению уголовной ответственности за совершение групповых преступлений с учащимися учебных заведений г. Волгограда;

– планировать и осуществлять при участии иных субъектов системы профилактики рейды в целях установления экстремистских групп, их лидеров и участников, а также готовящихся правонарушений. Важность проведения данной работы подтверждается следующим примером: 28 марта 2022 г. инспекторами ОП N 4 Управления МВД России по г. Волгограду выявлена несовершеннолетняя М., учащаяся 11 класса, которая совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий. По данному факту в отношении несовершеннолетней М. составлен административный протокол, впоследствии она поставлена на профилактический учет в ОДН ОУУП и ПДН ОП N 4 Управления МВД России по г. Волгограду1;

– проверять места продажи печатной продукции для выявления продукции экстремистской направленности.

С точки зрения автора, изложенные задачи не являются исчерпывающими, могут быть дополнены иными общими и частными задачами и, естественно, не могут и не должны заменять уже традиционные задачи, они лишь удачно дополняют имеющиеся в арсенале.

Следует отметить, что профилактика преступности несовершеннолетних всегда ставилась в нашей стране на первое место в системе всей правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение контроля над преступностью. В современных условиях важнейшими условиями эффективного противодействия этой угрозе становятся современное оснащение и слаженная работа всех служб и подразделений органов внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти.

1 Комплексный анализ преступности и основных результатов оперативно-служебной деятельности органов и подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области за январь-апрель 2022 года. С. 40.

Список литературы Идеология неонацистской группировки "Маньяки: культ убийства" в подростковой среде: современные реалии и направления противодействия

  • Власов, А.В. К вопросу о запрещенных в России современных террористических организациях / А.В. Власов // Вестник Международного юридического института. - 2017. - N 1(60). - С. 157-162.
  • Ермакова, Е.С. Понятие и причины экстремизма среди молодежи / Е.С. Ермакова // Молодой ученый. - 2017. - N 51(185). - С. 220-222.
  • Интернет-механизмы вовлечения в экстремистские сообщества как угроза социализации современной молодежи / Ю.Р. Тагильцева, И.В. Воробьева, О.В. Кружкова [и др.] // Российский психологический журнал. - 2019. - Т. 16, N 1. - С. 189-218.
  • Леонтьева, Ю.В. Экстремизм в России: цифры и размышления / Ю.В. Леонтьева, О.А. Овчинко // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2020. - N 3(40). - С. 133-140.
  • Осипенко, А.Л. Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения / А.Л. Осипенко // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - N 2. - С. 13-19.
  • Савченко, И.А. Молодежный экстремизм в г. Москве: Опыт социологического исследования / И.А. Савченко // Социодинамика. - 2018. - N 4. - С. 21-28.
  • Сиюткин, О.В. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений экстремистской направленности / О.В. Сиюткин // Новый юридический вестник. - 2020. - N 3 (17). - С. 21-23.
Еще
Статья научная