Иерусалимское наследие новозаветного лекционария

Автор: Алексеев А.А.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: История церкви

Статья в выпуске: 2 (105), 2023 года.

Бесплатный доступ

Если византийский лекционарий был составлен в VII в., то иерусалимский имеет более раннее происхождение и восходит к IV в. Анализ его литургических особенностей, отраженных в армянских, грузинских, сирийских и латинских рукописях, показывает происхождение большинства церковных праздников и литургического оформления периода от Пасхи до Пятидесятницы и Поста. В статье представлена история формирования литургического календаря как на основании сопоставления элементов самого лекционария с событиями церковной истории, так и путем выявления закономерностей в использовании чтений Священного Писания за богослужением. Одним из центральных моментов в его формировании стало создание храма Воскресения в Иерусалиме в 335 г., имеющее как ветхозаветные аллюзии, так и литургические реминисценции.

Еще

Литургическая традиция, лекционарий, литургика, библеистика, новый завет, ветхий завет, церковные праздники

Короткий адрес: https://sciup.org/140301611

IDR: 140301611   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_2_143

Список литературы Иерусалимское наследие новозаветного лекционария

  • Алексеев (1993) — Алексеев А.А. Молитва Иуды // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 48. С. 238-241.
  • Алексеев (2008) — Алексеев А. А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб., 2008.
  • Алексеев (2012) — Алексеев А.А. Текстология нового Завета и издание Нестле-Аланда. СПб., 2012.
  • Антонин Капустин (1874) — Антонин (Капустин), архим. Древний канонарь синайской библиотеки // Труды Киевской духовной академии. 1874. № 5. С. 95-216; № 6. С. 458-497.
  • Кекелидзе (1912) — Кекелидзе К. С. Иерусалимский канонарь VII века. Тифлис, 1912.
  • Мещерская (2007) — Мещерская Е.Н. Протоевангелие Иакова в сирийской традиции. Тексты. Издания. Версии // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2007. Т. 30. С. 13-27.
  • Прохоров (1997) — Прохоров Г. М. Хождение игумена Даниила // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4. С. 26-117, 584-599.
  • Aland (1994) — Aland K. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Berlin; New York, 1994.
  • Baldovin (1987) — Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. Roma, 1987.
  • Baumstark (1897) — Baumstark A. Das Kirchenjahr in Antiocheia zwischen 512 und 518 // Römische Quartalschrift. 1897. Bd. 11. S. 31-66.
  • Baumstark (1953) — Baumstark A. Liturgie comparée. 3me ed. Chevetogne, 1953.
  • Beissel (1907) — Beissel S. Entstehung der Perikopen des Römischen Messbuches. Zur Geschichte der Evangelienbücher in der ersten Häfte des Mittelalters. Freiburg im Bresgau, 1907.
  • Burkitt (1923) — Burkitt F. C. The Early Syriac Lectionary System // Proceedings of the British Academy. 1921-1923. P. 301-338.
  • Cabrol (1895) — Cabrol F. Etude sur la Peregrinatio Silviae. Les églises de Jérusalem, la discipline et la liturgie au IVe siècle. Paris, 1895.
  • Daniélou (1958) — Daniélou J. Bible et liturgie. Paris, 1958.
  • Devos (1968) — DevosP.P. Égérie à Bethlehem: le 40e jour après Pâques à Jérusalem en 383 // Analecta Bolandiana. 1968. T. 86. P. 87-107.
  • Donovan (1978) — Donovan K. The Sanctoral // The Study of Liturgy / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold. New York, 1978. P. 472-484.
  • Drijvers (1997) — Drijvers H.J.W., Drijvers J.W. The Finding of the True Cross: The Judas Kyriakos Legend in Syriac. Introduction, Text and Translation. Louven, 1997.
  • Encyclopaedia Judaica — Ydit M. Lag ba-omer // Encyclopaedia Judaica. S. l.e.a. Vol. 12. P. 436-437.
  • Fenoyl (1960) — Fenoyl M. de. Le sanctoral copte. Beyrouth, 1960.
  • Garitte (1958) — Garitte G. Le calendrier palestino-géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle). Bruxelles, 1958.
  • Garitte (1977) — Garitte G. Un évangliare grec-arab du Xe siècle (cod. Sin. ar. 116) // Studia codicologica (= TU 124). Berlin, 1977. P. 207-225.
  • Gregory (1900-1909) — Gregory C. R.. Textkritik des Neuen Testamentes. Leipzig, 1900-1909. Bd. I-III.
  • Grumel (1958) — Grumel V. La chronologie. Paris, 1958.
  • Junack (1972) — Junack K. Zu den griechischen Lektionaren und ihrer Überlieferung der katholischen Briefe // Die alten Überzetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenväterzitate und Lektionare. Die gegenwärtige Stand ihrer Erforschung und ihre Bedeutung für die griechischen Textgeschichte / Hrsg. von K. Aland. Berlin; New York, 1972. S. 498-591.
  • Klauser (1969) — Klauser T.A. A Short History of the Western Liturgy. Oxford, 1969.
  • Kleinheyer (1984) — Kleinheyer B. Maria in Liturgie // Handbuch der Marienkunde / Ed. by W. Beinert und H. Petri. Regensburg, 1984. S. 420-421.
  • Mateos (1971) — Mateos J., S.J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Étude historique. Roma, 1971.
  • Osburn (1995) — OsburnC.D. The Greek Lectionaries of the NT // The Text of the NT in Contemporary Research: Essays on the Status Quaestionis. A Volume in Honour of Bruce M. Metzger / Ed. by B. Ehrman and M. Holmes. Grand Rapids, 1995. P. 57-73.
  • Pressott (2005) — Pressott G. La liturgia a Aquilea nel XII secolo. Trieste, 2005.
  • Renoux (1961) — Renoux A. Un manuscrit du lectionnaire arménien de Jérusalem (cod. Jérus. ar. 121) // Le Muséon. Vol. 74. 1961. P. 361-385.
  • Renoux (1969) — Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121, I // Patrologia orientalis. Vol. 163. Turnhout, 1969.
  • Renoux (1971) — Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121, II // Patrologia orientalis. Vol. 168. Turnhout, 1971.
  • Rücker (1918) — Rücker A. Ein weiter Zeuge der älteren Perikopenordnung der syrischen Jakobiten // Oriens Christianus. Neue Serie. 1918. Bd. 17. S. 146-152.
  • Sozomen (1960) — Sozomen. Ecclesiastical History / Ed. by J. Bidez and G. Hansen. Berlin, 1960.
  • Stökl Ben Ezra (2003) — Stökl Ben Ezra D. The Impact of Yom Kippur on Early Christianity. The Day of Atonement from Second Temple Judaism to the Fifth Century. Tübingen, 2003.
  • Strange (1992) — Strange J.R. Emmaus // The Anchor Bible Dictionary. 1992. Vol.2. P. 497-498.
  • Talley (1986) — Talley T. The Origins of the Liturgical Year. New York, 1986.
  • Tarchnischvili (1959) — Tarchnischvili M. Le grand lectionnaire de l'église de Jérusalem (Ve-VIIIe siècle) // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, 1959. Vol. 188/189.
  • Tarchnischvili (1961) — Tarchnischvili M. Le grand lectionnaire de l'église de Jérusalem (Ve-VIIIe siècle) // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 204/205. Louvain, 1961.
  • Van Tongeren (2000) — Van Tongeren T. Exaltation of the Cross. Toward the Origins of the Feast of the Cross and the Meaning of the Cross in Early Medieval Liturgy. Leuven, 2000.
  • Zarren-Zoher (1999) — Zarren-Zoher E. From Passover to Shavuot // Passover and Easter. The Symbolic Structure of Sacred Seasons / Ed. by P. F. Bradshaw and L. A. Hoffman. University of Notre Dame Press, 1999. P. 78-84.
  • Zerfass (1968) — Zerfass R. Die Schriftlesung im Kathedralofficium Jerusalems. Münster, 1968.
Еще
Статья научная