Иконописная цветопись в библейских поэмах С. А. Есенина

Автор: Михаленко Наталья Владимировна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Библейские поэмы С. А. Есенина полны пафосом теургических преобразований, творения нового мира. В них всё (образы, пространственно-временная организация, особенности цветописи) подчеркивает значение вершащихся изменений. Цвета в маленьких поэмах не только соответствуют естественным природным краскам, но и несут символическое значение, обращая читателя к иконописной мистике. Красочные предпочтения соответствуют традиции (ветхо- или новозаветной, иконописной или богослужебной, живописной), которой следует Есенин в произведении. Создавая образы космических преобразований, поэт обращается к традиционным иконным сочетаниям цветов, по-новому интерпретирует ветхозаветные и новозаветные образы. Это ставит дела пророка Есенина Сергея в один ряд с деяниями библейских пророков. Все поэмы по своему цветовому решению соответствуют иконописной традиции. В них используются три основных тона, которые повторяют цвета тематически близких икон. Так, «Пришествие» колористически связано с иконой Рождества, «Преображение» соответствует одноименной иконе Христа. Цвета показывают связь, параллелизм процессов, происходящих в дольнем и горнем мире. Это подчеркивает единство поэтического мира, вовлеченность земного и Небесного града в процесс преобразования. Рассмотрение революционного эпоса Есенина в русле библейской и иконописной символики позволяет более подробно и глубоко проанализировать своеобразие поэтического пересотворения мира, раскрыть философско-эзотерическое содержание произведений.

Еще

Иконописная цветопись, библейские поэмы с. а. есенина, иконописная символика в произведениях есенина

Короткий адрес: https://sciup.org/14748909

IDR: 14748909

Список литературы Иконописная цветопись в библейских поэмах С. А. Есенина

  • Евдокимов П. Н. Искусство иконы. Богословие красоты/Пер. с фр. иеромон. Димитрия (Захарова) и Е. Л. Майданович. Клин: Христиан. жизнь, 2005. 500 с.
  • Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 2001. 263 с.
  • Трубецкой Е. Н. Два мира в древнерусской иконописи//Трубецкой Е. Н. Избранное/Науч. ред. О. В. Кирьязев; авт. послесл. и коммент. В. В. Сапов. М.: Канон, 1995. 475 с.
  • Флоренский, П., свящ. Столп и утверждение Истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. 812 с.
  • Рафаил (Карелин), архим. О языке православной иконы//Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа/Сост. А. Н. Стрижев. М.: Православный паломник; Глаголы жизни, 1998. 496 с.
  • Иулиания (М. Н. Соколова), монахиня. Одеяния Пресвятой Богородицы//Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа/Сост. А. Н. Стрижев. М.: Православный паломник; Глаголы жизни, 1998. 496 с.
Статья научная