Иконостас Петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни Доминико Трезини

Бесплатный доступ

Впервые через призму религиозной жизни католика Доминико Трезини на предмет потенциального конфессионального влияния в статье исследуется иконостас петербургского Петропавловского собора. Установлено, что иконостас несет в себе барочную эстетику европейских католических стран, идущую вразрез с традициями русского православного зодчества. Иконостас вбирает в себя ряд идей, порожденных римской религиозной культурой, а именно содержит элементы католической сакраментологии (учения о Евхаристии), мариологии и учения об апостоле Петре как невидимом главе христианского мира. Автор развивает гипотезу о привнесении зодчим Трезини католических идей в русское искусство в силу активной религиозной позиции прославленного мастера.

Еще

Петропавловский собор в петербурге, иконостас петропавловского собора, доминико трезини, влияние католичества на русское искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/147151124

IDR: 147151124   |   DOI: 10.14529/ssh160314

Список литературы Иконостас Петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни Доминико Трезини

  • АВПРИ. Ф. 10. Оп. 10/1 (1724 г.). Д. 4.
  • Андреев, А. Н. Доминико Трезини -староста римско-католического прихода в Санкт-Петербурге/А. Н. Андреев//Российская история. -2014. -№ 4. -С. 126-138.
  • Андреев, А. Н. Католики Трезини в России/А. Н. Андреев//Гуманитарные научные исследования. -2014. -№ 3.
  • Андреев, А. Н. Католицизм и общество в России XVIII в./А. Н. Андреев. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. -393 с.
  • Андреев, А. Н. Католическая составляющая в творчестве Доминико Трезини: к постановке проблемы/А. Н. Андреев, Ю. С. Андреева//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -Т. 13. -2013 -№ 1. -С. 94-99.
  • Андреев, А. Н. К вопросу о строительстве и местоположении католического храма Греческой слободы в Петербурге/А. Н. Андреев//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -Т. 15. -№ 2. -2015. -С. 6-16.
  • Андреев, А. Н. «На иконе написан тут же и Мартин Лютер…» «Дело» об обнаружении в православном Спасопреображенском соборе г. Нарвы “иконы” Мартина Лютера. 1774 г./А. Н. Андреев, Ю. С. Андреева//Исторический архив. -2014. -№ 4. -С. 186-195.
  • Андреев, А. Н. «Хождение в святую землю» московского священника Иоанна Лукьянова как источник по истории восприятия католичества русским обществом начала XVIII века/А. Н. Андреев//Наука ЮУрГУ: материалы 67-й науч. конф. Секция социально-гуманитарных наук. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. -С. 550-555.
  • Апостолос-Каппадона, Д. Словарь христианского искусства/Д. Апостолос-Каппадона. -Челябинск: Урал LTD, 2000. -266 с.
  • Архитектурная графика России. Первая половина XVIII в. Собрание Эрмитажа: научный каталог. -Л.: Искусство, 1981. -176 с.
  • Базен, Ж. Барокко и рококо/Жермен Базен. -М.: Слово/Slovo, 2001. -288 с.
  • Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись/под ред. Рольфа Томана. -Кёльн: Könemann, 1998. -504 с.
  • Бусева-Давыдова, И. Л. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге: к истолкованию иконографической программы/И. Л. Бусева-Давыдова//Петр Великий -реформатор России. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. -Вып. 13. -М., 2001. -С. 160-166.
  • Бусева-Давыдова, И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции/И. Л. Бусева-Давыдова//Иконостас. Происхождение -Развитие -Символика. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С. 621-649.
  • Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии/Г. Вельфлин. -СПб.: Азбука-классика, 2004. -288 с.
  • Герасимова, Ю. В. Византийские источники скульптурной композиции царских врат иконостаса Петропавловского собора в Ленинграде/Ю. В. Герасимова//Из истории Византии и византиноведения: межвуз. сб. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -С. 124-137.
  • Грабарь, И. Э. И. П. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVIII в./И. Э. Грабарь//Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы. -М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1954. -С. 39-92.
  • Даен, М. В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного/М. В. Даен//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. -М.: Наука, 1970. -С. 207-225.
  • Журавлева, И. А. Праотеческий ряд и завершение символической структуры русского высокого иконостаса/И. А. Журавлева//Иконостас. Происхождение -Развитие -Символика. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С. 490-499.
  • Иванцов-Платонов, А. М. О западных вероисповеданиях/А. М. Иванцов-Платонов. -М.: Тип. Снегиревых, 1888. -100 с.
  • Иконы Русского Севера = Icons of Northern Russia: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств/авт.-сост. О. Н. Вешнякова. -Т. 1. -М.: Северный паломник, 2007. -501, с.
  • Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере/Жан Кальвин; пер. с фр. А.Д. Бакулова. -Т. 2. -Кн. 3. -М.: Изд-во РГГУ, 1998. -479 с.
  • Конский, П. А. Папство/П. А. Конский, А. Г. Готлиб//Христианство: энциклопедический словарь. -Т. 2. -М.: Большая российская энциклопедия, 1995. -С. 264-304.
  • Коченовский, О. Нарва. Градостроительное развитие и архитектура/Олег Коченовский. -Таллинн: Валгус, 1991. -303 с.
  • Логачев, К. И. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость: ист.-культ. путеводитель/К. И. Логачев. -Л.: Аврора, 1988. -143 с.
  • Логунова, М. О. Тема ключей в иконостасе Петропавловского собора/М. О. Логунова//Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. -Вып. 22. Храмы Петровской эпохи: материалы междунар. науч. конф. -СПб.: Нестор-история, 2012. -С. 157-166.
  • Максим (Козлов), прот. Западное христианство: взгляд с Востока/Максим (Козлов), прот., Д. П. Огицкий. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. -608 с.
  • Малиновский, К. В. Доминико Трезини/К. В. Малиновский. -СПб.: Крига, 2007. -232 с.
  • Мозговая, Е. Б. Иконостас/Е. Б. Мозговая//Иконостас Петропавловского собора: . -СПб.: Гос. Музей истории Санкт-Петербурга, 2003. -С. 8-32.
  • Погосян, Е. А. Иконостас Ивана Зарудного в Преображенской церкви Ревеля (Таллинна). Семантика и идеология/Е. А. Погосян, М. А. Сморжевских-Смирнова//Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: сб. ст. -Вып. 14. -М.: Памятники исторической мысли, 2012. -C. 8-22.
  • Постернак, К. В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени/К. В. Постернак//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. -2015. -Вып. 3. -С. 102-119.
  • Постернак, К. В. Особенности архитектурно-декоративного убранства петербургских барочных иконостасов середины XVIII века (1740-е -1760-е годы): дис. … канд. искусств./К. В. Постернак. -М., 2014. -203 с.
  • Прокопович, Ф. Сочинения/Феофан Прокопович. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. -502 с.
  • Религиозный Петербург/ГРМ. Альманах. -Вып. 106. -СПб.: Palace Editions, 2004. -559 c.
  • РГИА. Ф. 470. Оп. 5 (Внутр. оп. 76/188). Д. 33 (1726 г.).
  • Сорокатый, В. М. Праздничный ряд русского иконостаса. Иконографические программы XV-XVI веков/В. М. Сорокатый//Иконостас. Происхождение -Развитие -Символика. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С. 465-489.
  • Флоренский, П. А. Иконостас/П. А. Флоренский; вступ. ст. и примеч. игумена Андроника (Трубачева). -СПб.: Азбука-классика, 2010. -218, с.
  • Хрусцевич, Г. История Замойского собора (1720 года)/Гавриил Хрусцевич. -Вильна: Тип. губ. правл., 1880. -308 с.
  • ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1. Д. 31.
  • Чистович, И. А. Феофан Прокопович и его время/И. А. Чистович. -СПб.: Имп. акад. наук, 1868. -752 с.
  • Элькин, Е. Н. Иконостас Петропавловского собора/Е. Н. Элькин//Краеведческие записки: Исследования и материалы. -Вып. 2. -СПб.: Акрополь, 1994. -С. 149-159.
  • Яковлев, Е. Г. Богородица христианского Востока и Мадонна христианского Запада/Е. Г. Яковлев//Философские науки. -2001. -№ 3. -С. 65-72.
  • Saint Peter and Paul Cathedral and Grand Ducal Burial Chapel. Album. -SPb.: SMHStP, 2006. -160 p.: il.
Еще
Статья научная