Имитация как атрибут трансформационной социальной среды
Автор: Хабибуллина З.Н.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье представлено исследование имитации как широко распространенной характеристики трансформационных процессов в социуме. Экспансия имитационных характеристик в системе общественных отношений требует от человека более активной жизненной позиции, чтобы не терять грань между добром и злом, подлинным и искусственным. Рассматриваются подходы, типологии и причины возникновения имитации в условиях трансформирующегося общества. Отмечается, что в социогуманитарной науке данный феномен репрезентируется как метод адаптации или социализации человека в процессе деятельности. Распространение имитаций-симулякров в социальных практиках напрямую связано с деформацией ценностей общества и личности, с поиском более доступных механизмов социальной адаптации. Осмысливаются конфликты, ситуации кризиса, неопределенности, связанные с общественной имитацией и ведущие к манипулированию людьми. Автор исходит из необходимости осознания иллюзий, когда место подлинных ценностей в трансформирующемся обществе может занять симулякр. Изменение социума предполагает реализацию определенных стратегий его развития. Симуляция как форма имитации становится способом существования современного виртуального общества, где прежние знания об окружающем мире подвергаются значительной трансформации.
Имитация, симуляция, трансформация, общество, реальность, адаптация, деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/149145920
IDR: 149145920 | DOI: 10.24158/fik.2024.5.4
Текст научной статьи Имитация как атрибут трансформационной социальной среды
,
,
взаимодействие становится все более активным и информативным, в результате чего стирается грань между подлинным и искусственным, между правдой и ложью, между существенным и незначимым. Имитация выступает в роли важного фактора изменений реалий современной социокультурной действительности.
Существуют разные подходы к определению интересующего нас термина. Изначально слово сохраняло прямой смысл и в переводе с латинского языка обозначало подражание и воспроизведение. Социальная имитация многогранна (Красавина, 2012: 93). В сфере естественнонаучного и технологического знания она проявляется как способ моделирования определенных процессов и систем, то есть как метод познания. Социогуманитарная наука рассматривает имитацию в контексте метода социализации человека в процессе деятельности, а также адаптации, так как в процессе социализации личность сталкивается с трансляцией определенных ценностей, способов поведения, идеалов, которые не всегда соответствуют ее внутренним убеждениям. Поэтому в целях реализации личных интересов индивид прибегает к имитации общественно одобряемых форм поведения и деятельности.
Экспансия социально-имитационных практик тоже является атрибутом трансформирующегося общества, так как включенность каждого в межчеловеческую коммуникацию настолько велика, что определяющим становится не качество, не результат деятельности, а всего лишь факт действия, чтобы поставить галочку. Действительно, информационный поток, который продолжает довлеть над нами, несет много суррогата. Поэтому задача общества состоит в поиске возможностей и реальных путей, способствующих формированию подлинно творческих целей.
В данной работе нами проработана проблема имитации как значимой характеристики современной социальной среды. Мы исходим из того, что трансформирующееся общество представляет собой нестабильное, неустойчивое, подвергающееся внутренним и внешним воздействиям преобразование общественной системы. Социокультурный кризис приводит к разрушению устоявшихся норм и традиций. Все новое, которое приходит на смену старого, не отличается устойчивостью и основательностью. Для приобретения этих свойств нужно время и переосмысление ценностей общества, так как в ситуации кризиса есть деструктивная и конструктивная стороны (Григоренко, 2011: 34). Когда тенденция отклонения от нормы перерастает в деформацию с маргинализацией массового сознания и криминализацией экономических отношений, то происходит деградация общественных отношений. Глобальные трансформации влекут за собой количественные и качественные сдвиги на уровне индивидуального и коллективного сознаний , провоцируя возникновение ситуаций непредсказуемости человеческого существования.
Социальную реальность трансформирующегося общества невозможно представить только в позитивных тонах. Протекающий в России в последние три десятилетия масштабный процесс изменения общественных отношений, сопровождается переоценкой ценностей. «Основополагающие ценности русской культуры… дискредитируются, деформируются и просто обесцениваются, в то время как трансформация общественного бытия порождает новые ценностные идеалы, которые не равноценны интенсивно разрушаемым ценностным ориентирам, складывавшимся в российском обществе в течение многих столетий» (Бурукина, 2020: 12).
Происходит определенная поиск новых путей социокультурного развития. Порой бывает трудно отличить реальное от воображаемого, мнимое от первозданного. Социальная символизация, таким образом, повсеместно приобретает имитационную форму. Примеры такого отношения наблюдаются во всех сферах жизни людей. Например, в сфере медицины, где регулярно предпринимаются попытки лечить людей биологически активными добавками (БАДы), так как их производство – это целая финансовая индустрия, приносящая большие доходы, или в сфере пищевой индустрии, где столько всяких заменителей настоящих продуктов и генетически модифицированных организмов (ГМО), о действии которых на человеческий организм все еще нет достоверных данных, но полки магазинов давно уже забиты такими товарами, так как основной целью генной инженерии, как считается, является улучшение качества и количества продуктов питания. Аналогичные примеры можно обнаружить и в сфере моды. Если люди раньше одевались, чтобы выглядеть прилично в социуме, согласно утверждению «в человеке все должно быть прекрасно…», то сейчас гонка за брендами приобретает неимоверные масштабы, и, увы, редко соответствует требованиям к «прекрасному». Здесь, как нигде, имитация и фальсификация становятся вызывающими и демонстративными, приглашая человека «выйти за узкие рамки» общепринятого, призывая бросить вызов всем прежним традициям.
Так же дело обстоит и со свободами человека. Априори человек обладает гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами. Сплошь и рядом воспеваются возможности современной личности. Однако на самом деле человек тотально и всесторонне связан самого разного рода обязательствами. Ему необходимо везде и во всем оставаться порядочным, законопослушным, заботливым, кредито- и работоспособным и т.д. В современных жизненных реалиях человек имеет возможность получить множество статусно-ролевых функций и реализовать их как в сфере трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Однако не всегда такие попытки способствуют появлению новой устойчивой идентичности. Трансформации в социуме постоянно вносят свои коррективы в «правила игры», и не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям.
В кризисный период развития общества накопленное человечеством культурное достояние часто воспринимается как некий механический фон, параллельно с которым в жизнь индивида входят примитивные ценности, манипуляция, искаженные образы реальности, все это очень быстро тиражируется социальными технологиями и ведет к обострению существующих противоречий.
Выявление причин и факторов такого рода тенденций, связанных с повсеместным распространением социально-имитационных практик, необходимо для осуществления междисциплинарного стратегического осмысления специфики имитации на определенном этапе развития общества.
В настоящее время известны разные контексты употребления термина «имитация». У З. Фрейда она рассматривается как психологический механизм первичной социализации в виде попытки ребенка копировать модель поведения (Фрейд, 2016: 241). У Э. Дюркгейма – уже как основной механизм социализации (Дюркгейм, 1996: 35), посредством которого индивид интегрируется в общество со своими ценностными предпочтениями. Развивая эту линию, Т. Парсонс считает, что далее происходит воспроизводство коллективных ценностей, основанных на сакральных культурных символах, где имитация выступает как системообразующий процесс, определяющий содержание общества (Парсонс, 1998: 18).
В отличие от структурно-функционального подхода, экзистенциализм акцентирует внимание на роли имитации через социальную адаптацию субъекта. По Ж.-П. Сартру, например, человеческая личность не сводится к какой-то одной функции, она многомерна и изменчива, может проявляться в самых разных ролевых функциях, демонстрирующих мобильность человека и способность к адекватной оценке ситуации (Сартр, 2001). Имитация как ролевая игра сопоставима с постоянным воспроизведением индивидом определенного поведения, превращающего его в абстрагированную и отчужденную «форму» этой роли.
Таким образом, при такой имитации-подражании происходит копирование содержательной ролевой деятельности ценностных предпочтений сообщества. Наряду с этим процессом заслуживает внимания характеристика «имитации-симулякра», для которой более предпочтительно внешнее выражение индивидуального целеполагания. Симулякр – понятие, которое использовал еще Платон для обозначения неподлинного, иллюзорного, известного в большей степени как копия не-настоящего1. Симулякры часто используются для характеристики сферы искусства, где художник создает образы, полагаясь на воображение и творческое вдохновение. Есть и более неприглядный контекст смысла симулякра, связанный с обманом, искажением реальности, то есть с симуляцией.
Когда индивид привыкает иметь дело с подобным явлением в повседневной жизни, у него изменяется восприятие подлинного и неподлинного – место первого занимает симулякр. Человек постмодерна считает его единственно доступной, правдоподобной иллюзией, вытесняющей реальность.
Термин «симулякр» описан в трудах Ж. Бодрийяра (2015), Ж. Делеза (1998). Им обозначается современная реальность, в которой место подлинного, настоящего, оригинала занимает нечто вторичное, повторяемое, придуманное. В этом контексте тотальное обесценивание ценностей общества и личности ведет к поиску более доступных механизмов социальной адаптации вместо воспроизводства усвоенных норм поведения.
Симулякр трактуется как нечто отличное от оригинала, воспроизводящее его формально. Современный мир культуры настолько многогранен и многолик, что возникает потребность в иллюзии, симуляции, игре как атрибутах реальности постмодерна. Такой вид социальной имитации представляет собой процесс симулятивной деятельности, в котором акцент делается на эффектности вопреки эффективности, то есть формируется «общество симуляции и спектакля» (Бод-рийяр, 2020: 123). Ж. Бодрийяр предупреждает об опасных тенденциях симулятивной деятельности в современном обществе, так как их распространение приобретает характер повсеместной операциональности, трансформируя социум до неузнаваемости (Бодрийяр, 2020). Симуляция становится способом существования современного виртуального общества, при этом прежние знания об окружающем мире подвергаются значительной трансформации.
На уровне социализации имитация сопровождает человека с момента осознания им самого себя, то есть с детства до взрослости. Все социальные трансформации предполагают участие человека, которое может осуществляться на абсолютно разных началах – от бескорыстного служения интересам общества до расчетливых действий во имя личной выгоды. Трудно определить грань между общественным и личностным, так как они тесно взаимосвязаны и предполагают друг друга. В трансформирующемся обществе социальная имитация становится неотъемлемой характеристикой существующей системы социальных отношений. Повседневная жизнь человека связана с имитацией разных ролей в процессе межчеловеческого взаимодействия. Имитация, пронизывая практически все значимые сферы жизни человека и общества, определяет их мировоззренческий и социальный порядок. Распространение имитаций-симулякров в общественных практиках поддерживается теми процессами и явлениями, которые задают основной фон происходящим в современном социуме трансформациям. Это глобальная цифровизация и массовое внедрение информационных технологий, виртуализация социальных процессов и неопределенность, изменчивость современного мира.
Согласно представлениям Ж. Делеза, симулякр напрочь убирает все характеристики и иерархии, отвергая оригинал и предлагая маску как внешний эффект. В результате трудно определиться с иерархией между подлинным и имитацией, ответ на этот вопрос теряется в глубинах симуляции и искажения (Делез, 1998).
Таким образом, имитация в современном обществе становится повсеместно распространенным явлением, репрезентирующимся как подражание или симулякр. В первом случае она связана с воспроизводством формы и содержания роли, во втором – речь идет об исполнении роли, отчужденной от содержания и сопоставимой с симуляцией.
Ситуации кризиса, неопределенности, конфликты зачастую тесно связаны с именно имитацией. На уровне социальных институтов и отдельного субъекта решение назревших проблем осуществляется посредством практик общественной имитации и манипулирования сознанием людей. Социальные технологии позволяют целенаправленно конструировать и внедрять в него, например, образ виртуального врага или перераспределять внимание масс на менее или более значимые проблемы в обществе.
Не всегда управление социумом осуществляется с сохранением власти и контроля со стороны власти и одобрением проводимой политики разными слоями населения (Мельникова, 2020: 56). Зачастую причиной такой несогласованности является отсутствие четких целей, прозрачной стратегии развития и недостаточная работа с гражданами, граничащая с игнорированием общественного мнения или искажением взглядов масс в угоду каким-то бюрократическим отчетам.
Когда в социуме имеют место процессы имитации, фальсификации, позволяющие реализовывать непопулярные среди населения экономические и политические решения, это чревато потерей властью доверия в среде граждан, ростом коррупции и социальной апатией. Иллюзия стабильности, вызванная имитацией, провоцирует рост социальной неопределенности, размывание границ добра и зла, отчуждение и потребительство в сфере культуры.
Трансформация современного общества предполагает реализацию стратегий социального развития. Однако при игнорировании особенностей модернизации, когда не учитываются национальные и социокультурные особенности развития, реальные поступки и деятельность уступают место имитации и иллюзии. Этот процесс экстраполируется на все сферы общественной жизни. Официально декларируемые ценности и идеалы не всегда соответствуют желаниям и чаяниям повседневного характера, поэтому социальная имитация в такой ситуации выступает как средство адаптации, позволяющее приспособиться к утопическим или далеким от реальности ситуациям. Человек вынужден, проживая в подобной социальной среде, играть не просто множественные роли, а по разным правилам – демонстрировать лояльность к системе, быть законопослушным гражданином, чтобы делать карьеру, получать награды, звания и т.п. Другая, скрытая от общества сторона – личная, где зреет недоверие, обеспокоенность, отсутствие уверенности в будущем, поиск альтернативных источников информации. Феномен подобной раздвоенности получил название имитационной личности (Волков, 2012: 7).
Любая социальная группа в процессе социализации характеризуется определенной моделью поведения, имитационной практики. Активность декларативного характера с бурной демонстрацией элементов казуистики и симуляции легко представить себе на примере карьеристов, бюрократов, демагогов, которые для достижения своей цели используют неконструктивные формы социальной имитации.
Сохранение и развитие общности как целостности предполагает развитие социальных отношений на основе нравственных ориентиров, принципов и идеалов. Если же имитация и симуляция начинают подтачивать подлинные основы общности, тормозить прогресс, впору говорить о социальной деформации.
Список литературы Имитация как атрибут трансформационной социальной среды
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2020. 384 с.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 2015. 238 с.
- Бурукина О.А. Структурная деформация общественных ценностей как основы русской культуры и менталитета //
- Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1. С. 11–19.
- Волков Ю.Г. Имитационная личность в контексте социального. Ростов н/Д., 2012. 31 с.
- Григоренко Д.Е. Трансформация общества и его неуправляемость // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3 (20). С. 30–35.
- Делез Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. C. 225–240.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 432 с.
- Красавина Е.В. Формы социальной адаптации: имитация-подражание и имитация-симулякр // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 93–103.
- Мельникова Т.П. Феномен социальной имитации как фактор, влияющий на состояние национальной безопасности // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2020. № 1. С. 53–59.
- Орлова Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 160–175.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. 270 с.
- Сартр Ж.П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001. 318 с.
- Фрейд А. Введение в психоанализ. М., 2016. 544 с.