Имя собственное в контексте теории прецедентности

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению имени собственного с позиций современной теории прецедентности. Прецедентные феномены употребляются в процессе образования наименований коммерческих объектов, поскольку они обладают большой информационной насыщенностью: в каждой такой единице скрыт в свернутом виде целый текст и связанный с ним комплекс ассоциаций. В проанализированном материале были выявлены три основных группы эргонимов, основанных на прецедентных феноменах: онимы, основанные на прецедентных именах, прецедентных высказываниях и названиях художественных произведений (прецедентных текстов). Анализ показал, что прецедентность онима может проявляться на различных уровнях: международном, национально-культурном, социально-культурном и субъективном. Для сферы функционирования имен собственных особенно важным является международный уровень.

Еще

Имя собственное, дискурс, теория прецедентности, дискурсивная теория, прецедентный феномен, прецедентное имя, эргоним

Короткий адрес: https://sciup.org/147243542

IDR: 147243542   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-2-31-38

Текст научной статьи Имя собственное в контексте теории прецедентности

,

,

Существование прецедентных феноменов объясняется наличием у носителей языка единой когнитивной базы, которая является «ядром» культурного пространства и понимается как «определенным образом структурированная совокупность знаний и национально маркированных и культурно детерминированных представлений, необходимо обязательных для всех представителей данного национально-лингвокультурного сообщества» [Красных и др., 2004, с. 11]. Когнитивная база существует в языковом сознании и представляет собой лингвокогнитивный план дискурсивной деятельности индивидов, он «обусловливает выбор языковых средств, влияет на порождение (и восприятие) текстов, проявляясь в контексте и пресуппозиции (дискурс как процесс)» [Красных, 2002, с. 11]. Что касается собственно лингвистического плана дискурса, то, по мнению ученого, он проявляется в совокупности порожденных текстов и представляет собой дискурс как результат [Там же]. Как отмечает А. В. Кремнева, «прецедентность связана в первую очередь с феноменом сознания, памяти, способами хранения информации в когнитивной базе писателя / читателя и ее роли в кодировании и интерпретации смысла» [Кремнева, 2017, с. 136]. В настоящее время в большинстве работ явление прецедентности рассматривают на материале художественных и публицистических текстов (см., например: [Артемьева, 2016; Кремнева, 1999; Нахимова, 2011]), что объясняется спецификой данного феномена – он «вырастает» из текстов, хорошо известных лингвокультурному сообществу.

В рамках данной статьи нас интересует прежде всего, как прецедентные феномены используются и функционируют в сфере коммерческой номинации. Целью статьи является рассмотрение имени собственного в контексте теории прецедентности. Рассматривая имя собственное в качестве элемента дискурсивной деятельности носителей языка, мы предполагаем, что оним позволяет номинатору – адресанту «сворачивать» текст-дискурс, таким образом кодируя разнообразную информацию, легшую в основу именования. При восприятии онима адресат выполняет обратное действие – он разворачивает наименование, актуализируя различные смыслы и таким образом декодируя информацию. «Имя собственное в таком случае представляется и как производная, и как производящая единица, способная как вырастать из текстов-дискурсов, в том числе прецедентных, так и порождать новые тексты, имеющие онимический характер, т. е. связанные с референтным значением онима» [Позднякова, 2023,

  • с. 557]. Данные единицы могут и «вырастать» из прецедентных феноменов, и становиться прецедентными в процессе своего употребления.

Материалом исследования послужили наименования коммерческих предприятий – эрго-нимы, функционирующие в языковом пространстве города Барнаула (около 1 000 лексических единиц, зафиксированных в электронном справочнике ДубльГИС). Названия предприятий, учреждений, обществ и т. п. А. В. Суперанская относит к собственным именам «независимо от сохранения ими лексического значения апеллятивов, от которых они образованы, потому что это индивидуальные обозначения отдельных единиц, денотат которых определен, что накладывает ограничения на их коннотации» [Суперанская, 2019, с. 198].

Выбор данной группы имен собственных обусловлен тем, что названия коммерческих объектов городского пространства наиболее часто употребляются и в устной речи горожан, и в различных письменных текстах города – на вывесках, рекламных щитах, в специализированных рекламных изданиях, в городской прессе. Эргонимы погружены в городской дискурс, вовлечены в его существование и зачастую становятся основой для создания новых текстов городской среды.

От прецедентного феномена к имени собственному

При образовании коммерческих имен чаще всего используются прецедентные имена и прецедентные тексты. Прецедентный текст ученые рассматривают как (поли)предикатив-ную единицу, это «сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу» [Красных и др., 2004, с. 17]. К числу прецедентных текстов относят произведения художественной литературы, публицистики, тексты песен, рекламы и т. д. В качестве прецедентного имени выступает имя собственное (обычно это антропоним – имя реального или вымышленного персонажа), особенностью которого в процессе употребления является «апелляция не к собственно денотату (в другой терминологии – референту), а к набору дифференциальных признаков данного ПИ» [Там же]. К прецедентным высказываниям принадлежат цитаты из текстов различного характера, пословицы и пр. [Там же, с. 18].

В проанализированном материале выявлены наименования, образованные на базе прецедентных имен, прецедентных высказываний и названий художественных произведений (прецедентных текстов). Процесс номинации в этом случае идет от хорошо известных лингвокультурному сообществу прецедентных феноменов путем выделения наиболее важных компонентов их значения к свертыванию до одной лексической единицы (либо словосочетания или лаконичной фразы) в полученном эргониме. Например:

  • а)    наименования, образованные от прецедентных имен: турагентство «Арго» ; банкетный зал «Афродита» ; салон ортопедической обуви «Ахиллес» ; продуктовый магазин «Гермес» ; торговая сеть «Дарвин» ; магазин «Ермак» ; магазин разливных напитков «Демидовъ» ; ресторан «Дон Корлеоне» ; ресторан «Камелот» ; кафе «Ноев ковчег» ; лаундж-бар «Онегин» ; ресторан «Ползуновъ» ; дом-ресторан «Ясная поляна» ; свадебный салон «Callipso» ; магазин детских товаров «Chipollino» ; магазин стильной детской одежды и обуви «Gulliver» и др.;

  • б)    наименования, основанные на названиях художественных произведений (прецедентных текстов): туристическое агентство «Алые паруса» (название повести А. Грина); ресторан-поэма «Живые души» (в названии содержится аллюзия на роман Н. В. Гоголя «Мертвые души», расположен на ул. Гоголя); магазин «Мастер и маргаритки» (аллюзия на роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») и др.;

  • в)    наименования, в основу которых легли прецедентные высказывания: винный бар «In Vino» (начало латинского выражения «In vino veritas, in aqua sanitas» – «Истина – в вине, здоровье – в воде»); рестопаб «По щучьему велению» ; магазин детской и подростковой одежды «Сто одежек» и др.

В указанных примерах связь между именем собственным и прецедентным феноменом легко прослеживается. Прецедентность в данном случае используется для привлечения по- тенциального клиента и, кроме того, для указания на специфику деятельности коммерческого предприятия, например, в таких эргонимах, как турагентство «Арго»; салон ортопедической обуви «Ахиллес»; магазин детских товаров «Chipollino»; винный бар «In Vino» и др.

А. В. Кремнева отмечает, что имена собственные, «при их использовании в качестве прецедентных, в значительной степени утрачивают свою референтную соотнесенность и становятся средствами номинации определенных качеств» [Кремнева, 2017, с. 139-140], впоследствии такие имена могут переходить в разряд имен нарицательных. В коммерческой номинации эргонимы, образованные при помощи трансонимизации антропонимов, обладающих признаками прецедентных имен, используются, скорее, как некое широко известное имя, способное привлечь клиента, чем как указание на специфику объекта номинации или его качеств, например : бар «Уинстон» , клуб-бар «Che Guevara» , ресторан «Cas^n^va» и др .

  • а)    эргонимы, основанные на универсально-прецедентных именах: торгово-развлекательный центр «Европа» , торговый центр «Москва» и др.;

  • б)    эргонимы, образованные от национально-прецедентных феноменов: микрорайон «Невский» и магазин ^(Александр Невский» в г. Барнауле, дом-ресторан «Ясная поляна» и др.;

  • в)    эргонимы, в основу которых легли социумно-прецедентные феномены (распространенные в определенном регионе или социуме), например, наименования с «сибирской» спецификой: магазин «Ермак» , ресторан «Демидовский» , ресторан «Ползунов» и др.;

  • г)    эргонимы, основанные на автопрецедентах: субъективный уровень предполагает отражение личностного опыта и фиксацию его в создаваемом ониме , например: фабрика натяжных потолков «Милана» названа так в честь дочери владельца; турагентство «Алладина» , по внешней форме название напоминает имя сказочного героя - Аладдина, однако оно образовано в результате соединения имен двух хозяек - Алла и Дина; и др. Очевидно, что автопрецеденты не могут быть интерпретированы в том же виде, в каком задумывал номинатор, поэтому такие наименования интерпретируются адресатом в соответствии с его личностными смыслами и субъективными ассоциациями.

Для сферы функционирования имен собственных особенно важны международный, национально-культурный и социально-культурный уровни, причем международный уровень, несомненно, превалирует над остальными, что подтверждают многочисленные примеры: турагентство «Арго» ; банкетный зал «Афродита» ; салон ортопедической обуви «Ахиллес» ; продуктовый магазин «Гермес» ; торговая сеть «Дарвин» ; ресторан «Дон Корлеоне» ; ресторан «Камелот» ; кафе «Ноев ковчег» ; свадебный салон «Callipso» ; магазин детских товаров «Chipollino» ; магазин стильной детской одежды и обуви «Gulliver» ; бар «Уинстон» ; клуб-бар «Che Guevara» ; ресторан «Casanova» и мн. др. Довольно редко индивидуально-субъективные прецеденты (автопрецеденты) воплощаются в национально-культурном пространстве и начинают воспроизводиться в дискурсивных практиках говорящих и пишущих.

От имени собственного к прецедентному феномену

Мы полагаем, что любое имя собственное потенциально может обладать свойством пре-цедентности, однако одни имена вырастают из прецедентных феноменов - текстов, цитат, имен и пр., хорошо знакомых данной лингвокультуре, либо нескольким лингвокультурам, другие же могут приобретать прецедентность в процессе своего функционирования. Появле- ние данного свойства у имен собственных, первоначально не имевших его, можно объяснить включением имени в интерпретационную деятельность адресата, поскольку только в процессе своей «действительной» жизни оним приобретает устойчивые признаки и качества, которые затем закрепляются за ним как компоненты его значения. Л. Г. Ким указывает на то, что «совмещение отражательных (мотивированных) и условных (произвольных) свойств языковых знаков позволяет говорить о символической природе языковых знаков, смысл которых не дан, а лишь задан намеком их внутренней формой, допускающей неоднозначную интерпретацию и бесконечно порождающей новые смыслы» [Ким, 2012, с. 17]. Действительно, если рассматривать имя собственное как свернутый текст или «текст-примитив», то оним предстает как речевой акт номинатора в свернутом виде, который может быть рассмотрен как первая реплика в диалогическом дискурсе, провоцируемом онимом. Движение от онима к прецедентному феномену оказывается возможно, поскольку наименование при восприятии адресатом встраивается в социально-культурный контекст, интерпретируется и приобретает новые смыслы, не всегда адекватные замыслу номинатора.

Возьмем в качестве примера некоторые онимы, которые приобрели прецедентность на разных уровнях, однако изначально данного свойства не имели:

  • а)    международный уровень: корабль « Титаник », кабаре « Мулен Руж» , парк развлечений «Дисней-Лэнд » и др.

  • б)    национально-культурный: микрорайон Черемушки , Арбат , Рублевка , Барвиха и др.;

  • в)    социально-культурный: магазин « Мария Ра », микрорайон Поток в г. Барнауле; магазин « Под шпилем» в г. Барнауле и др.

По мнению А. В. Кремневой, «превращение имен собственных в прецедентные имена происходит в результате их семантического обогащения, суть которого состоит в том, что закрепление за именем собственным определенных качеств, характерных для референта, приводит к расширению семантики имени собственного, к появлению в ней квалититатив-ных компонентов, именующих эти качества» [Кремнева, 2019, с. 22]. Исследователь утверждает, что имена собственные (антропонимы) обогащаются в концептуальном плане, не только отражая знания об определенной категории объектов, но и ассоциативно соотносясь с прецедентным феноменом, в результате становясь знаками-символами [Там же, с. 2223]. Мы полагаем, что сказанное справедливо и по отношению к другим группам собственных имен, в частности эргонимам и топонимам.

Имена собственные, с одной стороны, могут быть созданы на основе прецедентных феноменов, а с другой - могут становиться прецедентными в процессе функционирования . Любое имя собственное - эргоним, топоним, антропоним, астионим и пр. - обладает свойством пре-цедентности. Различие может состоять только в уровне, на котором данное свойство проявляется. Онимы приобретают прецедентность, входя в дискурс и обогащаясь дополнительными оттенками смысла для носителей языка.

Оним в дискурсивной деятельности

Имя собственное являет собой результат номинативной деятельности создателя наименования, заключающейся в свертывании необходимой для него информации и личностных смыслов и образования лаконичной, информационно емкой лексической единицы - онима. Воспринимая наименование, адресат актуализирует в своем сознании всю имеющуюся информацию, все фоновые знания, тексты и высказывания, связанные с именем собственным. Мы утверждаем, что «оним имеет двунаправленные связи с текстом: на этапе создания номинатор “вычерпывает смыслы” из всех актуальных для него текстов (в том числе прецедентных) для создания имени, сворачивая их в лексическую единицу (слово или словосочетание, иногда - предикативную конструкцию), и в готовом виде вводит имя собственное в узус и в ономастическое пространство» [Позднякова, 2022, с. 164].

Имя собственное представляется как речевой акт номинатора, обладающий целенаправленностью, интенциональностью, мотивированностью, который может быть рассмотрен с позиции теории речевых актов как иллокутивный акт, «вынуждающий» адресата вступить в диалог. Адресат «пропускает» каждый такой речевой акт через свои личностные смыслы, оценивая и интерпретируя оним. Как отмечает В. Е. Чернявская, «адресат имеет собственные коммуникативно-прагматические установки, собственные фоновые знания, заставляющие по-разному (вариативно) “мерцать” те или иные текстовые смыслы, заложенные в тексте и актуализированные так или иначе субъектом речи» [Чернявская, 2007, с. 311]. Данное утверждение можно отнести и к имени собственному, поскольку наименование мы рассматриваем как свернутый текст-компрессив.

Итак, жизнь имени собственного на всех этапах, начиная от создания и заканчивая появлением новых текстов, напрямую зависит от дискурсивной деятельности носителей языка. По нашему мнению, сколько существует контекстов употребления имени собственного, столько и оттенков смысла может быть у онима. Многие имена собственные приобретают свое значение только в процессе функционирования в дискурсивной деятельности адресатов. Семантика имени собственного носит интегративный характер, поскольку складывается из сосуществующих значений лексемы-онима (энциклопедических, лексических, коннотативных) и разнообразных смыслов, приобретаемых онимом в процессе его функционирования в дискурсивных практиках носителей языка.

Заключение

Имена собственные, таким образом, могут как создаваться на основе прецедентных феноменов, так и приобретать прецедентность в процессе своего функционирования . В проанализированном материале выявлены наименования, образованные на базе прецедентных имен, прецедентных высказываний и названий художественных произведений (прецедентных текстов). Любое имя собственное потенциально обладает свойством прецедентности, при этом направление движения может быть разнонаправленным - от прецедентного текста к ониму либо наоборот. Прецедентность онима может проявляться на различных уровнях: международном, национально-культурном, социально-культурном и субъективном. Для сферы функционирования имен собственных особенно важным является международный уровень.

Имя собственное подлежит интерпретации и развертыванию адресатом в процессе коммуникации. В процессе развертывания оним встраивается в высказывания носителей языка и становится исходной темой разворачивающегося дискурса. При этом происходит обогащение семантики имени за счет личностных смыслов и индивидуальных коннотаций воспринимающего субъекта.

Список литературы Имя собственное в контексте теории прецедентности

  • Артемьева П. С. Прецедентные феномены как выразительное средство: диалог культур в художественном тексте: Дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2016. 163 с.
  • Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, комму-никация: Сб. ст. / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Филология, 1997. Вып. 1. С. 82–103.
  • Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2003. 264 с.
  • Ким Л. Г. Вариативно-интерпретационное функционирование текста. 3-е изд., испр. и доп. Кемерово, 2012. 272 с.
  • Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
  • Красных В. В. Единицы языка vs единицы дискурса и лингвокультуры (к вопросу о статусе прецедентных феноменов и стереотипов) // Вопросы психолингвистики. 2008. № 7. С. 53–58.
  • Красных В. В., Гудков Д. Б., Захаренко И. В. Теоретические положения. Принципы описания // Брилева И. С., Вольская Н. П., Гудков Д. Б., Захаренко И. В., Красных В. В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь: Выпуск первый. М.: Гнозис, 2004. С. 7–54.
  • Кремнева А. В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста (на материале произведений Джона Стейнбека): Дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 1999. 153 с.
  • Кремнева А. В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия в семиотическом пространстве культуры. Барнаул: АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2017. 378 с.
  • Кремнева А. В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: ког-нитивно-семиотический аспект (на материале английского языка): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Барнаул, 2019. 42 с.
  • Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. 276 с.
  • Позднякова Е. Ю. Дискурсивный эксперимент как способ актуализации дискурса онима // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2022. Т. 21, № 5. С. 155–166. DOI 10.15688/ jvolsu2.2022.5.14
  • Позднякова Е. Ю. О дискурсивной природе имени собственного // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42, № 3. С. 556–565. DOI 10.52575/2712-7451-023-42-3-556-565
  • Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / Отв. ред. А. А. Реформатский. М.: Либроком, 2019. 366 с.
  • Чернявская В. Е. Текст в когнитивно-дискурсивной парадигме. К вопросу о градуальном характере текстуальности // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвисти-ческих исследований. 2007. № 1. С. 303–314.
Еще
Статья научная