Иммунологическая и микробиологическая характеристика слизистой оболочки полости рта у детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба (обзор литературы)

Автор: Рогова Л.Н., Фоменко И.В., Тимошенко А.Н.

Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed

Рубрика: Обзорные статьи

Статья в выпуске: 3 (51), 2016 года.

Бесплатный доступ

При ВРГН создаются благоприятные условия для увеличения колонизации энтеротоксичных микроорганизмов и микрофлоры полости носа в зубодесневых бороздках III и IV зубов, а также в области краёв расщелины нёба. Уровень энтеротоксичных бактерий вдоль расщелины почти в 6 раз выше, чем у детей без патологии. В СОПР базальная мембрана тонкая и недифференцированная, аморфное вещество более проницаемо, что создает благоприятные условия для распространения условно-патогенной микрофлоры. Возникающий феномен «ротового дыхания» приводит к гипосаливации и снижению выработки муцина, лизоцима, лактоферрина, sIgA и других факторов защиты слизистой полости рта. Также на фоне снижения местной иммунологической реактивности изменяется магний-кальциевый баланс, участвующий в механизмах резистентности и регенерации СОПР.

Еще

Врожденная расщелина губы и нёба

Короткий адрес: https://sciup.org/142149188

IDR: 142149188

Текст обзорной статьи Иммунологическая и микробиологическая характеристика слизистой оболочки полости рта у детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба (обзор литературы)

Врождённая расщелина губы и нёба (ВРГН) является одной из распространённых аномалий развития ЧЛО. По данным статистических исследований, сохраняется высокий уровень распространенности врожденной расщелины верхней губы и (или) нёба (ВРГН) у новорожденных (1–2 случая на 1 000 новорожденных) [2].

Иммунный ответ и характер микрофлоры полости рта у детей с ВРГН имеет свои характерные черты, которые в большей степени обусловлены местными анатомо-функциональными особенностями тканей в целом и несостоятельностью иммунокомпетентных клеток в частности и вносящие существенный вклад в развитие и течение послеоперационного раневого процесса [1, 11].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве материала была использована современная научная литература.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При полных двусторонних расщелинах верхней губы, альвеолярного отростка и нёба резцовая кость определяется как самостоятельное анатомическое образование, задние отделы которого переходят в сошник. Основание его располагается свободно и не связано с нёбными пластинками.

У таких детей резцовая кость обычно резко выстоит вперед, иногда повернута вокруг своей оси, боковые отделы альвеолярной дуги верхней челюсти смещены к средней линии.

На резцовой кости недоразвиты фильтрум и ткани кожно-хрящевого отдела перегородки носа. Расщелина альвеолярного отростка создаёт благоприятные условия для увеличения колонизации зубодесневых борозд в области III и IV зубов.

Мягкое нёбо короткое, слаборазвитые нёбные мышцы не фиксированы между собой по средней линии. При сокращении мышц нёба поперечные размеры расщелины увеличиваются, что способствует расстройству речи и глотания.

Постоянное попадание жидкой и мягкой пищи из полости рта в носовую полость вызывает раздражение слизистой оболочки носа и носоглотки, что приводит к развитию в этой области стойких очагов хронического воспаления. Воспаление слуховой трубы, хронический средний отит часто ведут к понижению слуха. Неполноценность внешнего дыхания, очаги хронической инфекции в верхних дыхательных путях отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом (см. табл.) [4, 10, 11].

Микробная флора полости рта в норме

Микроорганизмы

В слюне

Частота обнаружения в зубодесневых карманах, %

Частота обнаружения, %

Кол-во, в 1 мл

1. Аэробы и факультативные анаэробы:

S. mutans

100

1,5 × 105

100

S. salivarius

100

107

100

S. mitis

100

106–108

100

Сапрофитные нейссерии

100

105–107

++

Лактобактерии

90

103–104

+

Стафилококки

80

103–104

++

Дифтероиды

80

Не определяются

+

Гемофилы

60

Не определяются

Не определяются

Пневмококки

60

Не определяются

Не определяются

Другие кокки

30

102–104

++

Сапрофитные микобактерии

++

Не определяются

++

Тетракокки

++

Не определяются

Не определяются

Дрожжеподобные грибы

50

102–103

+

Микоплазмы

50

102–103

Не определяются

2. Облигатные анаэробы:

Вейллонеллы

100

106–108

100

Анаэробные стрептококки

100

Не определяются

100

Бактероиды

100

Не определяются

100

Фузобактерии

75

102–103

100

Нитевидные бактерии

100

102–104

100

Актиномицеты и анаэробные дифтероиды

100

Не определяются

++

Спириллы и вибрионы

++

Не определяются

++

Спирохеты (сапрофитные боррелии, трепонемы и лептоспиры)

+

Не определяются

100

П р и м е ч а н и е: ++ обнаруживаются часто; + не очень часто.

При нарушениях физиологического состояния полости рта представители непостоянной флоры могут задерживаться в ней, размножаться и вызывать патологические процессы. Определенную роль при этом играют бактерии, входящие в микробиоценозы кишечника человека.

В норме в составе микрофлоры ротовой полости не должно быть представителей энтеробактерий, появляющихся там при данной аномалии. Уровень энтеротоксичных бактерий вдоль расщелины почти в 6 раз выше, чем у детей без патологии [1, 8]. Также при ВРГН могут быть выделены представители четырех родовых таксонов кишечного семейства: Escherichia, Aerobacter, Proteus, Klebsiella. К непостоянной микрофлоре полости рта также относятся бактерии, принадлежащие к роду Clostridium. Это грамположительные спорообразующие палочки, облигатные анаэробы. При этом наибольшую роль в патологии полости рта играет Clostridium perfiringens [6].

При ВРГН, ввиду нетипичного ороназаль-ного сообщения, происходит смешение микрофлоры ротовой и носовой полостей. На слизистой носовых ходов индигенными обитателями являются коагулазоотрицательные стафилококки (S. epidermidis, S. album, S. lentus, S. haemolyticus, S. warneri ) и грамположительные палочки рода Corynebacterium . Реже выделяются нейссерии ( N. subflava, N. sicca ), зеленящие и негемолитические стрептококки ( S. sangius, S. mitis, S. salivarius ), грамотрицательная палочка Haemo-philius influenzae , грампозитивные кокки рода Micrococcus и палочки рода Bacillus . [4].

В условиях гипосекреции муцина снижается бактерицидный барьер слизистой дна полости носа, что неминуемо ведет к распространению стафилококкового биотопа в область краёв расщелины нёба [6]. В 1–3 года в специализированном и покрывном типах эпителия, имеет место невысокий уровень гликогена и РНК. Базальная мембрана тонкая и недифференцированная, поэтому обладает повышенной проницаемостью, что создает благоприятные условия для распространения условно-патогенной микрофлоры. Дефект верхней губы и альвеолярного отростка, с одной стороны, и расщелина нёба – с другой, способствуют проявлению феномена «ротового дыхания», что приводит с гипосаливации и снижению выработки муцина в полости рта. Также на фоне снижения местной иммунологической реактивности наблюдается склонность к развитию хронического назофарингита и тонзиллита, что приводит к изменениям в обмене веществ, о чем свидетельствуют сдвиги в уровне активности протеолитических ферментов с общим и в особенности с ограниченным спектром действия, энзимов окислительно-восстановительных процессов, системы свертывания крови и фибринолиза, гиалуронидазы, лизоцима как в тканях патологически измененных нёбных миндалин и их функционально активных структурных компонентах – лимфоцитах, так и в периферической крови и секретах слюнных желез. Всё это, в свою очередь, ещё больше снижает выработку защитных факторов (муцин, лизоцим, лактоферрин, sIgA и др.), то есть формируется порочный круг [1, 10, 11].

Лизоцим (мураминидаза) – фермент, обладающий бактерицидной активностью. Вместе с другими компонентами слюны, такими как секреторные иммуноглобулины A (sLgA), он способствует уничтожению микроорганизмов в полости рта, что позволяет ограничить их количество. Под влиянием лизоцима бактериальная клетка превращается в сферопласт, разрываемый осмотическим давлением.

Лактоферрин – белок, связывающий железо и обладающий бактериостатической активностью. Связывая железо, он делает его недоступным для бактериального метаболизма, что обуславливает остановку размножения микроорганизмов. При дефекте альвеолярного отростка из-за местного изменения метаболических процессов в маргинальном пародонте уменьшается секреция лактоферрина, содержащегося в выделениях десневой борозды и местно секретируемого полиморфноядерными нейтрофилами.

Секреторный иммуноглобулин A (sIgA) играет важную роль в местной иммунной защите слизистых оболочек. Он ингибируют способность вирусов и бактерий к адгезии на поверхности эпителиального пласта, препятствуя повреждению тканевого барьера. Секретируются плазмоцитами подслизистого слоя миндалин и клетками lamina propria . В слюне содержится гораздо больше slgA, чем других иммуноглобулинов: например, в слюне, выделяемой околоушными железами, соотношение IgA/lgG в 400 раз превышает таковое в сыворотке крови [5, 10].

Клеточные элементы неспецифической защиты полости рта – в основном полиморфноядерные нейтрофилы и макрофаги. При ВРГН в слюне обнаружены оба типа клеток. Макрофаги продуцируют некоторые факторы распространения воспалительного процесса или хемотаксиса для воспалительных агентов. Полиморфноядерные нейтрофилы запускают цепочку окислительно-восстановительных реакций (окислительный метаболизм), сопровождающуюся активацией кислородзависимых и кислороднезависимых киллинговых механизмов. В слюне обнаружены супероксидионы, гидроксидные радикалы и атомарный кислород, которые выделяются клетками в ходе иммунных конфликтов и поступают непосредственно в полость рта, где приводят к гибели захваченной фагоцитами чужеродной клетки. При этом может обостриться местный воспалительный процесс и/или снизиться регенераторная способность слизистой полости рта, что, безусловно, будет сказываться на качестве формирующегося послеоперационного рубца [1, 6].

Производные Т-лимфоцитов-хелперов (CD4) стимулируют специфический и неспецифический иммунитет полости рта, выделяя ряд цитокинов. Так, интерферон Y – активный воспалительный агент, способствующий образованию на мембранах антигенов гистосовместимости класса II, необходимых для взаимодействия иммунокомпетентных клеток (система HLA). Установлено, что выделение интерлейкина-2 стимулирует местный иммунитет, повышая секрецию иммуноглобулинов. Т-лимфоциты-хелперы и цитотоксины могут многократно усиливать местные клеточные защитные реакции [9].

Плазмоциты (и В-лимфоциты), играющие важную роль в синтезе и секреции иммуноглобулинов (IgG; IgM; IgA), эффективны только в присутствии Т-хелперов [1, 3, 8, 9]. Важную роль в механизмах резистентности (включая иммунологическую) играет магний-кальциевый баланс. Известно, что магний активирует более 300 ферментов, участвующих в энергообразовании и энергопотреблении, синтезе белков; прямо или косвенно влияет на механизмы регенерации тканей. Кальций является вторичным мессенджером, регулируя метаболизм и функциональную активность клеток, их способность к пролиферации и репарации тканей [3, 5, 7, 8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при врожденных расщелинах губы, альвеолярного отростка и нёба на фоне изменения метаболических процессов, гипосекреции защитных факторов слюны, увеличении проницаемости базальной мембраны и основного вещества слизистой оболочки полости рта, происходит изменение микробиоценоза в области краёв расщелин с преобладанием энтеротоксичных бактерий.

Снижение активности местного специфического и неспецифического иммунитета при ВРГН, первично обусловленной параллельным влиянием тератогенных факторов в период внутриутробного развития на формирование иммунной системы, вторично усугубляется гипосекрецией слюнных желёз. Однако в доступной литературе мы не нашли конкретные механизмы возникновения гипосаливации, нарушения минерального обмена в тканях маргинального пародонта, в изменении местного клеточного и гуморального иммунитета.

Список литературы Иммунологическая и микробиологическая характеристика слизистой оболочки полости рта у детей с врождённой расщелиной верхней губы и нёба (обзор литературы)

  • 25-летний опыт комплексного лечения детей с расщелиной губы и нёба в условиях Волгоградского центра диспансеризации детей с врождённой патологией лица./И. В. Фоменко, В. И. Исмайлова, А. Л. Касаткина и др.//Актуальные вопросы стоматологии: материалы науч.-практич. конф., посвящённой 75-летию проф. В. Ю. Миликевича. -Волгоград: ВолгГМУ, 2007. -С. 6-10.
  • К вопросу об эффективности применения материала «Биоосс» в комплексном лечении пациентов с врождённой расщелиной верхнеё губы альвеолярного отростка и нёба/А. Е. Нестерова, А. Н. Тимошенко, И. В. Фоменко; под ред. к. м. н., проф. РАЕ Н. Е. Старченковой//Международный студенческий научный вестник. -№ 2.
  • Концентрация магния и кальция в биологических средах и репарация тканей ЖКТ у стрессустойчивых и стресснеустойчивых крыс с экспериментальными язвами желудка до и после применения магнийсодержащей лекарственной комозиции/Л. Н. Рогова, Н. В. Григорьева, В. В. Ермилов, В. Н. Поветкина //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. -2013. -№ 2 (46). -С. 28-31.
  • Манак Т. Н. Микрофлора полости рта и ее роль в развитии заболеваний периодонта//Стоматол. журн. -2012. -Т. XIII, № 3. -С. 178-181.
  • Поветкина В. Н., Рогова Л. Н. Особенности магниевого баланса у стрессустойчивых и стресснеустойчивых крыс и его роль в механизмах формирования ацетатной и стрессовой язвы желудка//Вестник новых медицинских технологий. -2011. -№ 2. -С. 83-85.
  • Правосудова Н. А., Мельников В. Л. Микробиология полости рта: учеб.-метод. пособие. -Пенза: ГОУ ВПО ПГУ, 2011.
  • Рогова Л. Н., Шестернина Н. В., Старавойтов В. А. Влияние магнийсодержащей композиции на магниевый баланс, интенсивность пероксидации и активность антиоксидантных ферментов у крыс с ацетатной язвой желудка//Вестник новых медицинских технологий. -2011. -Т. 18, № 2. -С. 89-91.
  • Старавойтов В. А., Рогова Л. Н., Стаценко М. Е. Регенерация экспериментальной язвы желудка: роль магниевого баланса//Вестник Российского университета дружбы народов (серия медицина). -2008. -№ 7. -С. 532-535.
  • Цитокиновые маркёры эффективности ортопедического лечения пациентов, страдающих хроническим генерализованным пародонтитом/Е. И. Губанова, В. И. Шемонаев, И. А. Фастова и др.//Вестник новых медицинских технологий. -2012. -Т. 19, № 2. -С. 242-244.
  • Энтеротоксигенность грамотрицательных микроорганизмов, выделенных из области врождённых расщелин нёба у детей/З. О. Вадачкория, Т. Г. Габисония, Т. Я. Пхакадзе и др.//Антибиотики и химиотерапия. -1996. -Т. 41, № 10. -С. 30-31.
  • Periodontal condition and microbiological profile of cleft lip and palate patients/Papaioannou W., Perdikogianni H. M., Nakou M. K., et al.//European Archives of Paediatric Dentistry; Abstracts of EAPD Congress. -2008. -P. 25.
Еще
Статья обзорная