Иммуноморфологическая оценка вакцинных препаратов из инактивированных культур бруцелл
Автор: Авзалов Ф.З., Свинцов Р.А.
Статья в выпуске: 3 т.211, 2012 года.
Бесплатный доступ
На мелком рогатом скоте проведены исследования по сравнительной иммуноморфологической оценке γ- инактивированных противобруцеллёз- ных вакцин.
Вакцина, γ-инактивирование, иммуноморфология, штаммы, бруцелла
Короткий адрес: https://sciup.org/14287560
IDR: 14287560
Текст научной статьи Иммуноморфологическая оценка вакцинных препаратов из инактивированных культур бруцелл
Основу современной системы противобруцеллёзных мероприятий составляет вакцинопрофилактика [1,2,3]. С целью создания у животных активного иммунитета разработаны и предложены целый ряд живых и инактивированных вакцинных препаратов. Однако они не лишены тех или иных недостатков и не всегда отвечают требованиям, предъявляемым практической ветеринарией. В связи с этим во всём мире идут активные поисковые работы по созданию новых, более эффективных вакцин. В их числе новый биопрепарат, полученный из γ- инактивированных культур бруцелл, иммуноморфологической оценке которого посвящена настоящая работа.
Материалы и методы. В опыте было использовано 10 голов овец. Иммунизация проводилась по нижеследующей схеме. Первая группа, состоящая из 2 животных, была иммунизирована культурой из штамма 86 γ-инактивированной в дозе 50 млрд м.к. подкожно с внутренней стороны за локтевым суставом на фосфатно-забуференном физиологическом растворе хлористого натрия в объеме 2,2 мл. Вторая группа, состоящая из двух овец, вакцинирована штаммом 82-инактивированным γ-лучами, в дозе 50 млрд м.к. в объеме 2 мл. Третья группа, была привита штаммом живой вакцины B.abortus 82 в дозе 40 млрд м.к. в объеме 2 мл. Четвёртая группа овец – контрольная из 4 голов оставалась невакцинированной.
После иммунизации через 1, 2, 3 и 4 месяца брали кровь для серологического и биохимического исследований. Спустя 4 месяца после вакцинации всех подопытных и контрольных животных, заразили культурой вирулентного штамма B.melitensis 102-Н подкожно в дозе 200 тыс.м.к. Убой инфицированных овец был проведен через 30 дней после заражения.
Результаты исследований. В селезенке подопытных животных первой группы, иммунизированной 86-γ инактивированным штаммом, рисунок фолликулярного строения был выражен, выявлялись многочисленные фолликулы с базофильно окрашенными центрами. В основной массе фолликулов характерные центры размножения, светлые участки отсутствовали, соотношение белой и красной пульпы было изменено в пользу последнего. Стенки многих центральных артерий, особенно артерий трабекул, были заметно утолщены за счет их плазматического пропитывания и мукоидного набухания, в них находили явления плазморрагии и периваскулярных отеков. В маргинальной зоне пульпы выявлялось умеренное количество активированных лимфоцитов и клеток плазмоцитарного ряда разной степени зрелости. Вокруг центральных артерий находили клеточную муфту, состоящую из Т-лимфоцитов, расположенных с умеренной плотностью. Венозные синусы красной пульпы несколько расширялись и содержали умеренное число лимфоидно-плазмоцитарных клеток, макрофагов и небольшое число базофилов и эозинофилов.
В печени дольчатое и балочное строение сохранялось. Просветы центральных вен были расширены. Наблюдался умеренный отек синусоидных пространств. Гепатоциты были в состоянии умеренно выраженной зернисто-вакуольной дистрофии, в периваскулярных пространствах триад наблюдались очаговые инфильтраты, состоящие из лимфоидно-гистиоцитарных клеток.
В легких сосуды были малокровными, во многих их них находили картину продуктивного васкулита, местами с явлениями фибротизации периваскулярной соединительной ткани, а также очаговую пролиферацию лимфоидно-гистиоцитарных клеток в перибронхиальной и межальвеолярной соединительной ткани.
В почках выявляли расширение и полнокровие сосудов. Многие сосудистые клубочки имели овально -вытянутую форму из-за сдавливания набухшими канальцами. Эпителий канальцевого аппарата подвергался зернистой дистрофии со слущиванием их в просвет и образованием белковых цилиндров. В интерстиции органа находили очаговую пролиферацию лимфоидно-макрофагальных клеток.
В миокарде у животных первой группы находили явления зернистой и вакуольной дистрофии кардиомиоцитов, умеренно выраженный отек интерстиция и очаговую пролиферацию лимфоидно -гистиоцитарных клеток в последнем.
Во второй группе, вакцинированной штаммом 82- у инактивированным, с последующим заражением вирулентным штаммом, в селезёнке рисунок фолликулярного строения был не выражен. Компактно сформированные фолликулы практически отсутствовали и лишь местами наблюдались редуцированные их остатки, содержащие на месте светлых центров некротический детрит. Вследствие чего соотношение белой и красной пульпы было резко изменено в пользу последней. Венозные синусы красной пульпы были резко расширены и содержали лимфоидно-плазмоцитарные клетки, единичные базофилы, макрофаги. Селезёночные тяжи были заметны за счёт инфильтрации их плазматическими клетками, преимущественно зрелыми их формами. На общем фоне пульпы трабекулы органа выглядели более рельефными, в них отмечалось разрыхление и отёк соединительнотканной основы, за счёт чего они расширялись в своих границах.
В печени данной группы животных рисунок дольчатого и балочного строения был сохранён. Отмечалось умеренное расширение и полнокровие центральных вен. В сосудах триад отмечались явления продуктивного васкулита, местами с полной облитерацией их просвета. Вокруг некоторых из них выявляли картину выраженного отёка. Во многих гепатоцитах наблюдались явления зернистой и вакуольной дистрофии, а также мелкокапельной липидной инфильтрации. В отдельных дольках печени находили очаги микронекроза.
В лёгких обнаруживали картину хронической альвеолярной эмфиземы. Вокруг сосудов крупного калибра и в перибронхиальной соединительной ткани выявляли небольшие очажки пролиферации лимфоидно-макрофагальных клеток.
В почках выявляли явления серозного гломерулита и зернистой дистрофии эпителия канальцевого аппарата.
В миокарде находили умеренное полнокровие сосудов. Стенки, которых находились в состоянии плазматического пропитывания. Отмечалась зернистая и вакуольная дистрофия кардиомиоцитов и отёк интерстиция.
В третьей группе, вакцинированной 82-м живым штаммом бруцелл, с последующим заражением, в селезёнке рисунок фолликулярного строения был хорошо выражен. Фолликулы имели резко расширенные светлые центры, где происходила пролиферация лимфоцитов, состоящих в основном из бластных форм, а также больших и средних лимфоцитов, среди которых встречались плазматические клетки. Стенки центральных артерий были в основном с явлениями продуктивного васкулита. В маргинальной зоне органа находили разреженное количество лимфоидно-плазмоцитарных клеток. Среди синусных клеток выявляли клетки лимфоидно-плазмоцитарного ряда, единичных базофилов, нейтрофилов и загруженных гемосидерином макрофагов. Селезёночные тяжи умеренно инфильтрировались клетками плазмоцитарного ряда, в основном зрелыми их формами. Соединительнотканная основа трабекул была разрыхлена с явлениями отёка. Одновременно с этим отмечалось некоторое огрубение ретикулярной основы органа за счёт пролиферации фибробластоподобных клеток.
В лимфатических узлах отмечали расширение герминативных центров фолликулов, которые содержали в основном бластные клетки. Гиперплазию мякотных тяжей, которые содержали в основном клетки плазмоцитарного ряда. Стенки посткапиллярных венул и артериол были в состоянии мукоидного и фибриноидного набухания. Мозговые синусы были расширены и содержали синусные макрофаги и лимфоциты. Отмечался отёк периваскулярной ткани.
В печени рисунок дольчатого строения был сохранен. Центральные вены долек и сосуды триад были умеренно кровенаполнены. Многие гепатоциты центролобулярной части были в состоянии зернистой и вакуольной дистрофии. Внутридольковые капилляры были сдавленные и запустевшие. В отличие от предыдущих групп овец в данной группе животных наблюдалась более сильно выраженная пролиферация лимфоидно-гистиоцитарных клеток по ходу междольковой соединительной ткани и особенно в периваскулярных пространствах в области триад. Отмечали набухание и пролиферацию эпителия желчных протоков. В некоторых дольках органа происходило формирование эпителиоидноклеточных гранулём, но с отсутствием некроза.
В лёгких отмечали полнокровие сосудов, а межальвеолярные перегородки были утолщены за счёт пролиферации лимфоидномакрофагальных клеток.
В почках находили полнокровие сосудов с резким утолщением стенок артерий за счёт плазморрагии и мукоидного набухания. В мальпигиевых тельцах наблюдался серозно-экссудативный процесс, они имели не круглую, а овально вытянутую форму вследствие сдавливания набухшими канальцами.
Их эпителий подвергался дистрофии, с последующей десквамацией и образованием в просвете белковых цилиндров. В интерстиции органа между канальцами находили слабовыраженную пролиферацию лимфоидно-макрофагальных клеток.
В миокарде у животных данной группы находили полнокровие сосудов. Выраженную зернистую дистрофию кардиомиоцитов и очаговые пролифераты, состоящие из лимфоидно-гистиоцитарных клеток.
У животных четвертой – контрольной - группы после заражения болезнетворной дозой вирулентной культуры бруцелл во внутренних органах и лимфатических узлах происходило развитие эпителиоидноклеточных гранулем со склонностью к некрозу в их центрах, а также структурные изменения в лимфоидных органах, указывающие на умеренно выраженную иммуноморфологическую перестройку, происходящую в их организме.
Заключение. Таким образом, как вытекает из проведенных исследований, инактивированные γ- облучением испытуемые штаммы бруцелл, использованные в качестве прививочных препаратов, оказались менее иммуногенными и вызывали слабо выраженную иммуноморфологическую перестройку иммунной системы организма привитых овец, по сравнению с живым вакцинным штаммом B. abortus 82 . В этой связи следует рекомендовать разработчикам этой вакцины, изготовленной на основе γ-облучённых культур бруцелл, в дальнейшей работе по усовершенствованию этого препарата обратить особое внимание на режим (дозу и экспозицию) облучения исходного материала. А перспективность этого вакцинного препарата очевидна и определяется его ареактогенностью и безвредностью для организма привитых животных.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Иванов А.В. Состояние и перспективы специфической профилактики бруцеллеза мелкого рогатого скота в Российской Федерации / А.В. Иванов, Р.Х. Юсупов, К.М. Салмаков, А.М. Фомин // Ветеринарный врач. – 2007 - спецвыпуск. – С. 16-18. 2. Свинцов Р.А. Морфологическая перестройка лимфоидных органов морских свинок при применении противобруцеллёзной вакцины из штамма 82- Tr / Р.А. Свинцов, Ф.З. Авзалов, А.М. Фомин // Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 75-ти летию Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии г. Махачкала. - 2007г - С. 250-251.
3. Салмаков К.М. Бруцеллёз животных и его специфическая профилактика / К.М.Салмаков, А.М.Фомин // Ветеринарный врач. – 2005 - № 1.– С.44-47.
ИММУНОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВАКЦИННЫХ ПРЕПАРАТОВ ИЗ γ-ИНАКТИВИРОВАННЫХ КУЛЬТУР БРУЦЕЛЛ
Авзалов Ф.З., Свинцов Р.А.
Резюме
На мелком рогатом скоте проведены исследования по сравнительной иммуноморфологической оценке γ- инактивированных противобруцеллёз-ных вакцин.
IMMUNOMORPHOLOGY THE ASSESSMENT OF VACCINATION MEDICATIONS FROM γ - INACTIVATED CULTURES BRUSELLS
Avzalov F.Z., Svintsov R.A.