Императрица из Митавы

Автор: Валиахметова И.Д.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 2 (20), 2017 года.

Бесплатный доступ

Десять лет царствования императрицы Анны Ивановны, или Анны Иоанновны, как принято ее называть (1730-1740), слабо освещены в истории, а то, как она жила до правления практически не рассматривается, поэтому в данной работе затрагивается ее жизнь до 1725 г.

Российская империя, xviii век, анна иоанновна, герцогиня курляндская, дочь царя ивана v

Короткий адрес: https://sciup.org/140270663

IDR: 140270663

Текст научной статьи Императрица из Митавы

Жизнь Анны Иоанновны сложилась неудачно. Она была исковеркана чужой, могучей волей, подчинена интересам других, прошла в страхе, унижении, бедности, без тепла и семьи. А ведь началось все так лучезарно: 28 января 1693 года в Кремле родилась царская дочь.

Вряд ли Анна помнила отца – царь Иван V Алексеевич умер, когда ей едва исполнилось три года. Он был слабоумным, косноязычным и немощным с детства, Иван был не способен управлять страной. Но волею старшей сестры царевны Софьи он в 1682 году был сделан соправителем своего брата – Петра I.

Софья всегда стояла за спиной Ивана. Именно она заставила восемнадцатилетнего царя в 1684 году жениться. В невесты Ивану подобрали двадцатилетнюю русскую красавицу Прасковью Федоровну из боярского рода Салтыковых [1, c.205].

В 1689 году она родила Марию, а в 1690-м – Федосью, в 1691-м – Екатерину, в 1693-м – Анну и в 1694 году – Прасковью. Мария и Федосья умерли в младенчестве, остальные девочки выжили.

Не прожив и тридцати лет, Иван умер в 1696 году. Вдовствующая царица Прасковья Федоровна с тремя девочками окончательно покинула Кремль и переселилась в загородный дворец своего покойного свекра царя Алексея Михайловича – Измайлово.

Бывая в Москве, Петр Великий навещал и Измайлово. К невестке Прасковье он относился хорошо. В 1708 году по царскому указу Прасковья Федоровна с дочерьми переселились в Петербург. Семья вдовой царицы Прасковьи поселилась в приготовленном для нее доме на Городской (Петербургской) стороне.

Царевне Анне жилось невесело. Здесь, в Петербурге, особенно отчетливо проявилась неприязнь к ней матери. Она росла молчаливой, даже угрюмой1.

Петр решил накрепко связать Романовых кровными узами с иностранными династиями. В 1709 году при встрече с прусским королем Фридрихом I он договорился о женитьбе племянника короля на одной из своих племянниц. Выбор невесты Петр предоставил Прасковье, и она решила первой выдать замуж не старшую, любимую Катюшку, а среднюю дочь – Анну. К тому же приехавший в 1710 году в Петербург жених, герцог Курляндский Фридрих Вильгельм, будущей теще не понравился: слишком молодой, худосочный, дебошир и выпивоха.

31 октября 1710 года состоялось венчание, и была сыграна пышная свадьба. Спустя два месяца после свадьбы, 8 января 1711 года, герцогская пара отправилась домой, в Митаву. Но доехала она только до первой почтовой станции по Рижской дороге – до Дудергофа. Там Фридрих Вильгельм умер. Тело герцога повезли в Митаву, в родовую усыпальницу Кетлеров, а несчастная юная герцогиня, ставшая на третьем месяце своего супружества вдовой, в слезах вернулась обратно, во дворец своей матери. Анна жила то в Петербурге, то в Москве, то в Измайлове с матушкой и сестрами. И только через полтора года Петр окончательно решил участь племянницы – он приказал ей ехать в Митаву и жить там. Поначалу царь намеревался отправить с Анной в Митаву и ее мать, и обеих сестер, но потом передумал, и летом 1712 года Анна одна снова поехала в незнакомую ей Курляндию [2, c. 128].

Курляндия была государством сопредельным Пруссии, Польше и России. И каждая из этих держав мечтала прибрать ее к рукам. Петр многое сделал для усиления русского влияния в герцогстве. Брак Анны с Фридрихом Вильгельмом был одним из шагов на этом пути. Петр давно бы оккупировал Курляндию, но обострять отношения с Пруссией и Польшей не хотел и действовал осторожно и осмотрительно. Присутствие в Митаве Анны, вдовы герцога, устраивало царя – он теперь всегда мог прийти ей на помощь и не допустить ничьих посягательств на герцогство. Вместе с Анной в Митаву приехал русский резидент Петр Михайлович Бестужев-Рюмин. Он и стал настоящим хозяином Курляндии и, согласно указу Петра, мог в любой момент вызвать солдат из Риги для защиты интересов герцогини. Положение же самой Анны было незавидное.

На первых порах Анна была вынуждена остановиться в заброшенном мещанском доме – дворец к ее приезду готов не был. Доходы с домена были ничтожны, и их едва хватало на содержание двора. Взыскивать их удавалось с большим трудом: Курляндия была совершенно разорена в Северную войну, сильно пострадала от эпидемий.

Жизнь Анны Иоанновны на чужбине можно охарактеризовать тремя словами: бедность, неопределенность и зависимость. Отправив племянницу в Курляндию, Петр мало думал о ее обеспечении там. Между тем, она должна была, как герцогиня, содержать штат придворных, тратиться на приличные государыне нужды.

Анну держали в большой строгости. Без ведения царя, его секретаря или Бестужева она не могла потратить ни гроша. Не вольна она была и во внешнеполитических делах герцогства. Получив официальное письмо из-за рубежа, Анна всякий раз посылала его в Петербург, чтобы там подготовили ответ от ее имени.

Жизнь ее складывалась из унизительных мелочей, больших и маленьких страхов. Особенно боялась Анна грозного «батюшку-дядюшку» царя, который был суров к племяннице и беспощадно отправлял ее обратно всякий раз, когда она приезжала в Россию. По-прежнему тяжелы были отношения с матушкой. В последние годы жизни Прасковья была особенно сурова к дочери.

Постепенно Анна привыкла к Митаве и даже не хотела покидать ее. Но и в Митаве ее все больше мучили неопределенность, неясность ее положения. Неоднократно она просила Петра и Екатерину подобрать ей достойного жениха.

Петр думал о подходящей партии для племянницы, но сделать выбор было весьма сложно: жених становился герцогом Курляндии и мог нарушить то зыбкое равновесие, которое сложилось в герцогстве и вокруг него. По этой причине не состоялся брак Анны с Иоанном Адольфом Саксон-Вейзенфальским. В 1723 году был, наконец, подписан брачный контракт с племянником прусского короля, но потом Петр, не особенно доверяя прусскому партнеру, мечтавшему о присоединении Курляндии к Пруссии, разрешения на брак не дал. Снова потянулись годы ожидания[3, c.167].

В 1726 в Митаву приехал сын польского короля Августа II граф Мориц Саксонский. Его кандидатура на пустовавший столько лет курляндский трон подошла местным дворянам, которые, вопреки предостережениям Петербурга, избрали Морица в герцоги. В Митаву срочно выехал Александр Данилович Меншиков, и Морица с помощью русских солдат изгнали из Курляндии.

Через некоторое время у герцогини появился новый фаворит – Эрнст

Иоганн Бирон. С тех пор и до конца жизни она не расставалась с ним.

У Бирона было трое детей: дочь и два сына. В историографии существует мнение, что матерью его младшего сына Карла была сама Анна Иоанновна, так как императрица не расставалась с ребенком. Отправляясь по зову Верховного тайного совета в Москву, она взяла с собой Карла, которому было всего полтора года. Французский посланник И. Ж. Т. де ла Шетарди в 1740 году сообщал в своем донесении, что «молодой принц Курляндский спал постоянно в комнате царицы». Об этом знали и другие современники. Вполне вероятно, что огромное влияние Бирона на Анну было обусловлено и тем, что у императрицы был ребенок от фаворита.

В остальном же в конце 1720-х годов положение Анны было таким же, как и раньше: безвластие, зависимость, неуверенность. Все шло как обычно до 25 января 1730 года [4, c.60-61].

… С этого дня вся предыдущая жизнь Анны осталась позади. 13 февраля 1730 года она вышла из саней во Всесвятском, на пороге Москвы. И начался новый этап в ее жизни…

Список литературы Императрица из Митавы

  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1993. - 596 с.
  • Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб.: Норинт, 2008. - 420 с.
  • Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М.: Молодая гвардия, 2002. - 362 с.
  • Павленко Н.И. Страсти у трона. Анна Иоанновна // Родина. - 1998. - №9. - С.60-61.
Статья научная