Индекс адаптации предприятий: крупные приспосабливаются лучше
Автор: С. Цухло
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 19 (80), 2018 года.
Бесплатный доступ
Индекс адаптации промышленных предприятий в разные периоды развития российской экономики свидетельствует о том, что самые крупные лучше приспосабливаются к внешним условиям. Малые и средние – адаптируются хуже. Это подтверждают и данные за январь-сентябрь 2018 г.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176989
IDR: 170176989
Текст научной статьи Индекс адаптации предприятий: крупные приспосабливаются лучше
Индекс адаптации (нормальности) промышленности рассчитывается лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара с конца 2015 г. Этот сводный показатель строится как среднее арифметическое доли предприятий, оценивающих в качестве «нормальных» запасы готовой продукции, сырья и материалов, имеющиеся мощности, количество работников, финансово-экономическое положение. Индекс таким образом показывает, насколько промышленность адаптировалась к текущим экономическим условиям.
ДЕФОЛТ 1998 г.
251-1000 чел.
I кв. 2015 г.
I кв. 2009 г.
Рис. 1. Индексы адаптации по размерам предприятий, 1994–2018 гг., % (доля предприятий, оценивающих свои основные показатели как «нормальные»)
1-250 чел.
Опросы Института Гайдара позволяют рассчитывать Индекс ежеквартально с 1994 г. и демонстрируют, насколько российская промышленность смогла адаптироваться ко всем этапам экономических реформ, в том числе по такому критерию, как размер предприятий. В данном случае используются следующие группы: малые и средние предприятия – с численностью занятых до 250 человек, крупные – от 251 до 1000 человек и очень крупные – свыше 1000 человек (см. рис. 1 ).
19(80) 2018
Как показывают наши расчеты, сложнее всего было адаптироваться к экономическим реалиям последних 25 лет малым и средним предприятиям российской промышленности. Исключениями стали 90-е годы прошлого столетия и кризис 2008–2009 гг., когда предприятия всех размеров оценивали свое состояние одинаково негативно – имели низкую долю «нормальных» оценок своих основных показателей. Но как только российская промышленность выходила из кризисов, Индексы адаптации (нормальности) начинали демонстрировать расслоение предприятий по размерам, причем с постоянным ранжированием: лучше всего в некризисные периоды чувствовали себя очень крупные предприятия, хуже – крупные, очень плохо – малые и средние.
Ситуация в экономике в 2015–2016 гг. не оценивалась как кризис ни одной из рассматриваемых групп российских промышленных предприятий. Индекс нормальности как в целом, так и для предприятий разных размеров не претерпел в I квартале 2015 г. существенного снижения. Показатели остались в границах прежних значений и сохранили предшествующий уровень расслоения в зависимости от размера предприятий.
2016-й год не внес принципиальных изменений ни в динамику Индексов нормальности по размерам предприятий, ни в различия между рассматриваемыми группами. «Нормальным» 2016 г. стал для 58% малых и средних предприятий, для 64% крупных и для 76% очень крупных.
2017-й год улучшил условия функционирования всех групп. Среди очень крупных предприятий Индекс нормальности достиг 82% (предыдущий квартальный максимум был получен в 2016 г. и составлял 79%), среди крупных – 70% (предыдущий квартальный максимум был получен в 2007 г. и составлял 68%). Лучший результат малых и средних предприятий в 2017 г. был равен лишь 59% и не смог превзойти показатель 2007 г.
Торможение в 2018 г. процесса выхода из кризиса снизило удовлетворенность российской промышленности условиями функционирования, причем в основном за счет оценок очень крупных предприятий. Итоги уже I квартала этого года привели к сокращению удовлетворенности результатами среди флагманов российской промышленности: Индекс нормальности опустился до 76%, потеряв 6 пунктов. Такого сокращения данного показателя не было с периода начала кризиса 2008–2009 гг. Во II квартале 2018 г. оценки нормальности текущего положения в этой группе предприятий восстановились до 80%, но в III квартале вновь снизились до 77%. Сектор очень крупных промышленных предприятий определенно начал испытывать проблемы в 2018 г. Предприятия других размеров продемонстрировали лучшую приспосабливаемость к условиям 2018 г., сохранив значения своих Индексов практически на уровне предыдущего года.
Основной причиной снижения Индекса адаптации в группе очень крупных предприятий стали проблемы со сбытом. Только 65% крупнейших производителей промышленной продукции считали объемы сбыта «нормальными» на протяжении всех трех кварталов 2018 г. Предприятия же других размеров в первые три квартала 2018 г. повысили степень удовлетворенности объемами сбыта своей продукции: малые и средние – с 32 до 36%, крупные – с 42 до 52%. Но даже такой прогресс не позволил этим группам производителей подняться на уровень адаптации крупнейших российских компаний. Субъективные оценки объемов продаж вполне коррелируют с объективными данными о загрузке производственных мощностей. Малые и средние промышленные предприятия использовали свои мощности на 52%, крупные – на 66%, очень крупные – на 70%.
19(80) 2018
Если в 2017 г. в среднем имеющиеся мощности считали «достаточными в связи с ожидаемыми изменениями спроса» 81% крупнейших производителей (в III квартале даже 87%), то в 2018 г. удовлетворенность имеющимися мощностями снизилась до 74%. При этом выросли оценки как избыточных, так и как недостаточных мощностей. Последнее говорит о росте непонимания предприятиями перспектив выхода из кризиса. Крупные заводы оценивали свою обеспеченность мощностями как «нормальную» в 70% случаев, малые и средние – в 65%. Данные
3. Индекс адаптации предприятий: крупные приспосабливаются лучше об избыточности мощностей подтверждают тезис о лучшем положении крупнейших промышленных предприятий. Если избыточные мощности в связи с ожидаемыми изменениями спроса в 2018 г. имеют 26% малых и средних предприятий, то среди крупных предприятий таковых 22%, а среди крупнейших – только 13%.
Оценки крупнейшими предприятиями в 2018 г. численности работников тоже отражают сложности в понимании экономических перспектив. Если квартальные оценки достаточности кадров в 2017 г. находились в пределах 82–88%, то в 2018 г. границы этого интервала расширились до 74–89%. Аналогичные изменения произошли и с оценками численности работников как избыточной, так и недостаточной. Предприятия других рассматриваемых нами размеров в течение трех кварталов 2018 г. снижали свои оценки достаточности работников – в основном за счет роста оценок их численности как избыточной.
Вместе с тем затягивающийся выход из кризиса заставляет крупнейшие предприятия с осторожностью подходить к формированию запасов готовой продукции и не прибегать к поддержанию их на уровне небольшого избытка, характерного для периодов уверенности в устойчивом росте спроса. Аналогичной политики придерживаются и крупные предприятия, избавившиеся в 2018 г. от небольшого оптимистичного избытка запасов, который они поддерживали годом ранее. Малые и средние предприятия никогда не отличались высоким оптимизмом относительно перспектив сбыта продукции и в лучшие периоды российской экономической истории оценивали свои запасы как недостаточные, не рискуя иметь даже скромные и необходимые в таких случаях излишки. Однако вялая динамика 2018 г. позволила им довести долю «нормальных» оценок до рекордных для себя 60%.
Малые и средние предприятия хуже всего обеспечены запасами и сырья, и материалов. Особенно с 2012 г., когда в промышленности началось торможение выхода из кризиса 2008–2009 гг. В такой ситуации эта группа предприятий не имела ресурсов для поддержания высокой обеспеченности своего производственного цикла запасами сырья и материалов. Доля их «нормальных» оценок снизилась с 67% в 2011 г. до 55% в 2013 г. Затем, по мере адаптации к особенностям того периода, доля «нормальных» оценок стабилизировалась в интервале 58–60%. При этом другие группы предприятий оценивали свои запасы сырья на 70–80%-м уровне «нормальности».
19(80) 2018
Подводя итог анализу адаптации промышленных предприятий к условиям первых трех кварталов 2018 г., можно сделать следующие выводы. Во-первых, крупнейшие предприятия по-прежнему демонстрируют самую высокую приспосабливаемость к экономическим реалиям этого непростого периода, хотя и стали испытывать затруднения в оценке перспектив окончательного преодоления негатива предыдущих лет. Во-вторых, оценки ситуации 2018 г. предприятиями других размеров более стабильны. В-третьих, малые и средние предприятия с момента выхода из кризиса 2008–2009 гг. хуже всего оценивают свое экономическое положение.