Индекс индивидуального рациона питания как показатель обеспеченности вооруженных сил: сравнительный анализ
Автор: Ежов Дмитрий Александрович, Калинин Даниил Михайлович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 6, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья отражает результаты сравнительного анализа разработок индивидуального пищевого рациона для военнослужащих разных стран. Перечень государств, вошедших в выборку для исследования, был определен на основе рейтинга «GFP» (GLOBAL FIREPOWER), согласно которому они составляют пятерку лидеров в мировой военной сфере: Россия, США, Китай, Индия и Южная Корея. Отмечается значимость сухпайков для организации питания военнослужащих в походных условиях, в связи с чем они должны соответствовать ряду требований по сбалансированности белков, жиров и углеводов, калорийности и т.д., определенных пищевыми технологами военных министерств разных стран в соответствии со степенью сложности задач, выполняемых личным составом. Результаты сравнительного анализа наборов индивидуального пищевого рациона показали, что российские сухпайки по ряду показателей превосходят прочие, в частности, по энергетической ценности рационов питания, соотношению цены и качества. В целом, они находятся на среднем уровне в выборке.
Вооруженные силы, рацион питания, индивидуальный рацион питания, экономический показатель, военный потенциал
Короткий адрес: https://sciup.org/149142708
IDR: 149142708 | DOI: 10.24158/pep.2023.6.17
Текст научной статьи Индекс индивидуального рациона питания как показатель обеспеченности вооруженных сил: сравнительный анализ
1,2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ,
1,2Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ,
сил1, которые поддерживаются на самом высоком уровне. Ряд высказываний президента США Д. Байдена о голодных российских военных – яркое тому подтверждение2. Таким образом, рост ложных инфоповодов, дискредитирующих состояние армии нашей страны и способность государства ее содержать, обуславливают необходимость беспристрастного прояснения ситуации, что определяет практическую значимость нашей работы.
Информационная повестка в свете необходимости опровержения сфабрикованных западными недобросовестными средствами массовой информации и неосведомленными политиками данных, касающихся нехватки ресурсов Российской Федерации для обеспечения собственных вооруженных сил, наталкивает на поиск такого показателя, который бы пенить состояние дел в этой сфере. За основу предлагается взять продовольственное обеспечение, без которого цикл жизнедеятельности военнослужащего невозможен, что составляет научную новизну настоящего исследования.
Исследуемой проблематике в различных ее аспектах посвящены работы Е.Ю. Хрусталёва, Г.А. Лавринова, В. Русакова, Д.С. Колеухо и других авторов (Лавринов, Хрусталёв, 2006; Русаков, 2014; Хрусталёв, Колеухо, 2014, 2016; Колеухо, 2015; Шаронов и др., 2018; Пыркин и др., 2023; Фатыхов и др., 2022; Новоселов и др., 2019).
Г.А. Лавринов и Е.Ю. Хрусталев выдвинули в качестве основного критерия механизм ценообразования на продовольственное довольствие, а также нормативно-правовое регулирование заказов на продукцию военного назначения (ПВН) (Лавринов, Хрусталёв, 2006)
На наш взгляд, оптимальным для оценки уровня продовольственного обеспечения военнослужащих российской армии показателем является индивидуальный рацион питания (далее – ИРП), разработанный специалистами в соответствии с потребностями человеческого организма при выполнении военных задач и реализованный в виде пайка, предназначенного для питания солдат в мобильных условиях.
Полковник В. Русаков определил паек как важнейший элемент в обеспечении личного состава при выполнении боевых операций вне зон постоянной дислокации, однако акцент на наполнении ИРП им не делался (Русаков, 2014).
Условия хранения и доставки также являются важным критерием оценки ИРП, но они крайне ситуативны, и получение актуальных данных в области организации логистики в западных государствах в настоящих реалиях не представляется возможным, поэтому наше внимание вокруг них не сосредоточено.
Методика данного исследования построена на сопоставлении ряда показателей индивидуального рациона питания в разных странах: калорийности, объема, стоимости, соотношения белков, жиров и углеводов (БЖУ) в процентном выражении при идеальной пропорции 3:3:4. Затем проводилось суммирование по всем позициям в 6 рейтингах и последующая градация результатов по странам.
Составные части ИРП военнослужащего являются балансом между необходимым минимумом для выживания и возможностью обеспечения комфортной деятельности по выполнению боевых задач. Безусловно, существует ряд продуктов, которые невозможно включить в ИРП, например, из-за сроков хранения, содержания алкоголя, тяжёлых для усвоения и т. д.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 9463, ИРП устанавливается коллегией Военно-промышленной комиссии РФ. В других государствах он регламентируется органами со схожим функционалом. В частности, в США за рацион военнослужащих отвечают Объединенный кулинарный центр армии США и Исследовательский центр солдатского снаряжения. ИРП разрабатывается, тестируется и утверждается пищевыми технологами вплоть до граммов, чтобы солдат мог получить нужное количество питательных веществ и энергии для выполнения поставленной задачи.
В рамках сравнительного анализа выбрано 5 стран, исходя из их военного потенциала и индекса GFP1: это Россия, США, Китай, Индия и Южная Корея (рис. 1). В данном ряду пропущена Япония, которая находится на пятом месте и обгоняет Южную Корею на 0,0066 доли рейтинга, однако согласно 9 статьи Конституции Страны Восходящего Солнца: «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»2, что позволяет не учитывать ее в данном сравнительном анализе. Однако считаем оправданным привести данные о ИРП, принятом на Украине, с учетом актуальной военно-политической обстановки.

Рисунок 1 – Сопоставление военной мощи по индексу Global Firepower3
Существует несколько классификаций солдатских ИРП. В каждой из них представлены наборы, обладающие определёнными характеристиками, а также имеющие свои достоинства и недостатки.
Военные пайки обычно разрабатываются в соответствии с национальными вкусовыми предпочтениями, чтобы обеспечить высокий уровень приемлемости и потребления. Однако разнообразие и выбор также являются ключевыми факторами для современного рациона военнослужащих в дополнение к общепринятым стандартам вкусовых качеств и пищевой ценности продуктов. Калорийность и сбалансированность рациона военнослужащего имеют особое значение при осуществлении миссий, ориентированных на пролонгированную перспективу. Изменения во вкусовых предпочтениях или диетических потребностях, в том числе вследствие пищевой аллергии или непереносимости представляются значимыми, но оценка гипоаллергенной составляющей продуктов не является предметом нашего исследования.
Классифицировать ИРП предлагается по следующим критериям: калорийность, стоимость, соотношение белков, жиров и углеводов для обычных ИРП, аналогичные критерии устанавливаются для усиленных рационов питания.
По назначению ИРП делятся на повседневные и боевые. К первым относят продуктовые наборы, рассчитанные на прием пищи в течение одного дня. Такие комплекты могут содержать самые разнообразные блюда, не требующие приготовления, а также различные приспособления для подогрева еды в полевых условиях. Второй тип – боевые (на одного человека или на группу людей). Этот тип сухпайков используется только в случае начала боевых действий или в период военных учений. Такие продуктовые наборы более калорийные, чем повседневные. Также они имеют больший срок годности и содержат множество вспомогательных предметов.
Можно выделить также еще один специфический тип сухпайков – индивидуальные (горные, заказные, профилактические, рационы экипажей самолётов и вертолётов, вегетарианские и др.). Они также предназначены для разового или однодневного приёма пищи, имеют разные варианты меню, в котором учитываются особенности войск или выполняемых ими боевых задач.
Наше внимание сосредоточено вокруг боевого типа ИРП, так как он отражает уровень потенциальной сложности стоящей перед солдатом задачи. Калории – это энергия для работы организма, и чем сложнее стоят задачи перед военнослужащим, тем больше источников для ее восполнения пищевые технологи закладывают в рацион питания. Исходя из фактической невозможности оценки себестоимости товара, нами проводится учет средней розничной цены анализируемых сухпайков. Кроме этого, в качестве критериев сравнения выступают: калорийность продуктов и индивидуальные качества ИРП, подразумевающие баланс БЖУ и комплектацию соответственно.
Сразу отметим тот факт, что состав ИРП может меняться, и представленная информация актуальна на момент проводимого анализа. Объектами для него послужили ИРП, находящиеся в свободной продаже. В России предоставляется на выбор 7 вариантов ИРП. Наиболее распространенные – обычный и усиленный. ИРП 1-4 обычный: цена – 12,36 долл., калорийность – 2 180 (ккал), состав: белков – 95 г, жиров – 166 г, углеводов – 267 г. Разогрев происходит благодаря химическому пакету. ИРП 5-7 усиленный: цена – 19,11 долл., калорийность: 4 707 (самая высокая ценность у ИРП № 7); состав: белков – 102,1 г, жиров – 278,3 г, углеводов – 419,7 г.
США обеспечивает своих военнослужащих ИРП в 24 вариантах. MRE (Meal, Ready-to-Eat) – обычный: цена – 54,22 долл., калорийность – 1 300 ккал; состав: белков – 14 г, жиров – 34 г, углеводов – 52 г. Разогрев происходит благодаря химическому пакету. FSR (First Strike Ration) – усиленный: цена – 91,16 долл., калорийность – 2900 ккал; состав: белков – 23 г, жиров – 54 г, углеводов – 102 г. Разогрев происходит благодаря химическому пакету.
Анализируя ИРП Китая, которые существуют в 63 вариациях, можно отметить, что в них предусматривается сравнительно лучшее сочетание БЖУ продуктов. 13 обычный: цена – 87,31 долл., калорийность – 2 450 ккал; состав: белков – 75 г, жиров – 40 г, углеводов – 235 г. Разогрев происходит благодаря химическому пакету. 54 – усиленный: цена – 111,22 долл., калорийность – 3 420 ккал; состав: белков – 102,1 г, жиров – 278,3 г, углеводов – 419,7 г.
Индия поставляет своим вооруженным силам всего 5 видов ИРП, что меньше, чем у всех приведенных в анализе рационов питания стран. Помимо этого, Индия не имеет усиленных сухпайков. Большая часть продуктов в них требует приготовления, что увеличивает их срок хранения. Среди ИРП всех стран, у индийского он является самым долгим. Также отличительной особенностью сухого пайка Индии становится отсутствие вегетарианского рациона питания. Цена ИРП составляет 158,56 долл., калорийность – 2 800 ккал; состав: белков – 76,6 г, жиров – 115,2 г, углеводов – 234,1 г.
Южная Корея предоставляет своим солдатам 12 рационов питания, в число которых помимо усиленных входят «укомплектованные», однако это не является предметом нашего анализа, так как укомплектование не поддается систематизации. Первичный рацион питания имеет цену 67,24 долл., калорийность – 2 800 ккал; состав: белков – 125,6 г, жиров – 44,32 г, углеводов – 186,3 г. Усиленный рацион питания: цена – 113,45 USD; калорийность – 3680 ккал; состав: белков – 156,9 г, жиров – 79,4 г, углеводов – 340,7 г.
Украинские ДПНП-П предполагают 7 вариаций: обычный набор продуктов имеет цену 14,53 долл., калорийность – 2 150 ккал; индивидуальные качества: белков – 111,3 г, жиров – 45,57 г, углеводов – 146,4 г Укрепленный набор продуктов: цена – 18,44 USD; калорийность – 3280 ккал; состав: белков – 135,4 г, жиров – 56,12 г, углеводов – 267,8 г.
Проанализировав индивидуальные рационы питания разных стран, мы можем установить соотношение цены ИРП и его сбалансированности (рис. 2).

Как видим, лучшим по соотношению цены и качества оказался ИРП Российской Федерации, однако сухпаек индийских военнослужащих более сбалансирован по белкам, жирам и углеводам.
Самый большой показатель калорийности выявлен у обычных ИРП Индии и Южной Кореи, почетное третье место занял Китай, на четвертом – ИРП РФ, однако ситуация при анализе усиленных рационов меняется (рис. 3).
Калорийность обычных ИРП в боевых действиях

Рисунок 3 – Сравнение калорийности ИРП в разных странах
С точки зрения соотношения цены и баланса белков, жиров и углеводов однозначно лидирует российский рацион индивидуального питания (рис. 4).

^^^^^^ Цена, $ ^^^^^ Коэффициент БЖУ
Рисунок 4 – Соотношение цены и сбалансированности усиленных ИРП
Сравнивая же энергетическую ценность рационов питания, мы можем однозначно выявить лидера – Российскую Федерацию, среди всех проанализированных стран выборки (рис. 5).
Калорийность усиленных ИРП в боевых действиях

Рисунок 5 – Сравнение калорийности усиленных ИРП в разных странах
Исходя из результатов вышеприведённого сравнения по сбалансированности, цене и калорийности индивидуальных рационов питания в двух типах, можно сделать следующие выводы, просуммировав позиции в рейтингах (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительная таблица позиций стран по показателю уровня ИРП
Страна |
Позиция в ИРП индексе |
Россия |
1 |
Китай |
2 |
Южная Корея |
3 |
Украина |
4 |
США |
5 |
Индия |
6 |
Анализ показателей калорийности ИРП показал, что обычный рацион российских солдат находится на среднем уровне среди стран, вошедших в пятерку лучших, а в усиленном рационе питания даже обходит их. Сбалансированность российского рациона питания является одной из самых лучших среди представленных в произведенном анализе, а использование индекса ИРП становится возможным для определения уровня обеспечения вооруженных сил государства в виде обобщенного показателя. Качественная еда и пайки важны для поддержания здоровья, морального духа, боеспособности и дисциплины военнослужащих. По возможности для питания личного состава обычно используется служба столовой. Тем не менее значительные исследования были проведены для создания индивидуальных пайков (боевых), которые можно использовать, когда задачи или тактические оперативные причины препятствуют групповому питанию, данный многофакторный показатель и становится квинтэссенцией показателя обеспечения вооруженных сил страны. В результате проведенного исследования предположения отдельных представителей недружественных государств о недостаточной степени обеспечения российских вооруженных сил продовольствием можно считать опровергнутыми. Вброс в информационную повестку подобных сообщений следует рассматривать исключительно в качестве проявления гибридной войны.
Список литературы Индекс индивидуального рациона питания как показатель обеспеченности вооруженных сил: сравнительный анализ
- Колеухо Д.С. Продовольственное обеспечение российской армии: научные основы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11, № 28 (313). С. 40-51.
- Лавринов Г.А., Хрусталёв Е.Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 87-96.
- Новоселов С.А., Кузнецов С.М., Лопатин С.А. Здоровье сберегающие аспекты совершенствования системы продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2019. № 3-4 (129-130). С. 16-24.
- Пыркин О.П., Гуляева Ю.Н., Демченко В.А. Сравнительный анализ разогревателей, применяемых в рационах питания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. 2023. № 1 (27). С. 89-94.
- Русаков В. Коллективные и индивидуальные пайки для военнослужащих ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 3. С. 29-35.
- Фатыхов Н.А., Иванков А.Д., Готчин Д.Л. Методические рекомендации определения пищевой и энергетической ценности рационов питания // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. 2022. № 2 (24). С. 64-70.
- Хрусталёв Е.Ю., Колеухо Д.С. (2016) Особенности продовольственного обеспечения армий ведущих государств - членов блока НАТО // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12, № 9 (342). С. 178-191.
- Хрусталёв Е.Ю., Колеухо Д.С. Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10, № 23 (260). С. 2-11.
- Шаронов А.Н., Сиваков А.С., Луконин В.А. Некоторые аспекты продовольственного обеспечения военнослужащих армии США // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. 2018. № 2 (8). С. 128-143.