Индивидуальный профиль асимметрии как фактор двигательного стереотипа квалифицированных спортсменов
Автор: Тришин А.С., Тришин Е.С., Кудряшова Ю.А., Бердичевская Е.М., Кудряшов Е.А.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Теория и методика спортивной тренировки
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
Межполушарный профиль асимметрии коррелирует с успешностью в различных видах спортивной деятельности. Командные игровые виды спорта предъявляют особые требования к проявлению симметрий-асимметрий. Однако исследований функциональной симметрии-асимметрии в командных ситуативных видах спорта недостаточно, хотя их актуальность не вызывает сомнений. Цель исследования - сравнительная характеристика особенностей распределения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), его сенсорных и моторных компонентов у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в баскетболе и футболе. Индивидуальный профиль асимметрии определяли в 44 пробах для выявления предпочтений в моторике верхних и нижних конечностей, зрении и слухе. В результате исследования систематизированы латеральные предпочтения для игроков в зависимости от избранного вида спорта. Для абсолютного большинства спортсменов вне зависимости от специализации показано правшество сенсомоторных функций. Наиболее распространенными в рейтинге оказались варианты «пппЛ», «пппп» и «ппЛп». Интегральная количественная оценка выраженности асимметрии с расчетом коэффициента интегральной асимметрии (КИА) выявила значительное функциональное доминирование левого (аналитического) полушария в обеих группах спортсменов. Для баскетболистов показана высокая концентрация «абсолютных» левшей, среди футболистов часто встречается амбидекстрия нижних конечностей. Особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, с одной стороны, свидетельствуют о закреплении латеральных предпочтений спортсменов в соответствии с характером нагрузок в избранном виде спорта, а с другой - несомненно, являются следствием многолетнего систематического спортивного отбора игроков. Полученные результаты могут послужить дополнительным резервом оптимизации научно-обоснованного спортивного отбора, индивидуализации тренировочного процесса, адекватного специфике спортивной техники и восприятия спортсмена, совершенствованию модельных эталонов в избранном виде спорта.
Баскетбол, футбол, квалифицированные спортсмены, индивидуальный профиль асимметрии
Короткий адрес: https://sciup.org/142225873
IDR: 142225873
Текст научной статьи Индивидуальный профиль асимметрии как фактор двигательного стереотипа квалифицированных спортсменов
Актуальность. На данном этапе развития науки вопросы о механизмах функциональной межполушарной асимметрии вызывают большой интерес у специалистов различных областей знаний [3, с. 17; 6, с. 33]. Латерализованные локальные сети широко распространены в человеческом мозге [10, с. 187]. Так, наряду с типом высшей нервной деятельности, латерализация гемисфер признана индивидуально-типологическим свойством человека [1, с. 67]. Известно, что в основе паттернов поведения лежит структурная латераль-ность [3, с. 18].
Большой интерес для исследователей представляют механизмы адаптации человека к физическим нагрузкам [1, с. 96]. Фундаментальные работы последних лет позволяют говорить о функциональной специализации гемисфер в контексте главных предикторов, определяющих успешность спортивной деятельности [7, с. 118; 8, с. 193]. Известно, что функциональные асимметрии генетически детерминированы, но в онтогенезе под действием тренировочного процесса могут корректироваться и даже видоизменяться [9, с. 24]. Следовательно, учитывать функциональные асимметрии необходимо не только на этапе высшего спортивного мастерства, но прежде всего на этапе начальной подготовки, так как эти знания могут явиться маркером успешности в избранном виде спорта и адекватного формирования индивидуальности технико-тактической подготовки игрока. Однако, несмотря на явную актуальность, исследований специфических требований к проявлению симметрий-асимметрий в командных ситуативных ви- дах спорта, в том числе в баскетболе и футболе, недостаточно, хотя они несомненно важны для спортивного отбора, оптимизации и индивидуализации тренировочного процесса.
Цель исследования – сравнительная характеристика особенностей распределения ИПА, его сенсорных и моторных компонентов у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в баскетболе и футболе.
Методы исследования. В обследовании приняли участие квалифицированные спортсмены (I спортивный разряд, КМС), специализирующиеся в баскетболе (n=35) и футболе (n=54), в возрасте 18-21 года.
ИПА изучали комплексным способом: 1) для выявления предпочтений в моторике верхних и нижних конечностей, зрении и слухе были использованы 44 показателя, с последующим расчетом коэффициента асимметрии отдельно для каждого парного органа [1, с. 15]; 2) для интегральной количественной оценки выраженности латеральных признаков применен метод расчета КИА [5, с. 40]. Исследования проводили на базе научной лаборатории кафедры физиологии КГУФКСТ с информированного согласия участников.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ особенностей распределения ИПА у квалифицированных спортсменов продемонстрировал специфику рейтинга в зависимости от избранного вида спорта (рисунок 1).
Для баскетболистов установлено 8 предпочтительных вариантов ИПА. Наиболее распространенным явился «преимущественно правый» (46%), диапазон которого был представлен двумя вариантами – «пппЛ» и «ппЛп». Односторонний правый профиль («пппп») обнаружен у 25% спортсменов, а левый («ЛЛЛЛ») – у 12%. Следует подчеркнуть, что для абсолютного большинства баскетболистов характерен односторонний моторный профиль – правый («пп», 76%) или левый («ЛЛ», 21%). Признаки сенсорного «левшества» отмечены у 69% спортсменов.
Баскхчболшчы
12%
Рисунок 1. Варианты индивидуального профиля асимметрии квалифицированных спортсменов
Таблица 1
Величина коэффициента интегральной асимметрии (КИА, %) у квалифицированных спортсменов
Типы межполушарной асимметрии |
Контингент исследуемых |
|
баскетболисты (n=35) |
футболисты (n=54) |
|
Абсолютное левшество |
20 |
10 |
Сильное левшество |
- |
10 |
Амбидекстрия |
5 |
15 |
Сильное правшество |
55 |
40 |
Абсолютное правшество |
20 |
25 |
Спектр ИПА футболистов состоял из 16 различных вариантов (рисунок 1). Первое место в рейтинге занял, так же как и у баскетболистов, «преимущественно правый» профиль («ппЛп» и «пппЛ»), составляя в сумме 26%. Число футболистов с правым («пппп») и левым («ЛЛЛЛ») односторонним профилем было практически аналогичным баскетболистам (24 и 11% спортсменов, соответственно). Число «скрытых» левшей («пппЛ», «ппЛп», и т.д.) достигало 65%. В целом футболисты с 1-4 признаками «левшества» встречались в 76% случаев, что отражает важную роль правого полушария в обеспечении сложнокоординационной деятельности футболистов в ситуативных условиях.
Таким образом, сравнительный анализ особенностей ИПА между баскетболистами и футболистами обнаружил как сходные признаки сенсомоторного доминирования, так и очевидную специфику их проявления.
Независимо от вида спорта первые четыре позиции рейтинга ИПА занял одинаковый набор вариантов – «пппЛ», «пппп», «ппЛп» и «ЛЛЛЛ». Как известно, баскетбол и футбол объединяет единая соревновательная цель – решение ситуационных двигательных задач (набор максимального количества очков за отведенный промежуток времени), постоянно изменяющихся в условиях дефицита времени и спортивной борьбы [4, с. 71]. Это определяет единые требования к методике и средствам, направленным на коррекцию симметрии-асимметрии.
Для баскетболистов характерен гораздо меньший спектр вариантов ИПА (8) по сравнению с футболистами (16). Низкая вариабельность рейтинга ИПА баскетболистов свидетельствует о более высоком уровне спортивной квалификации игроков, так как рост спортивного мастерства сопровождается «сужением» рейтинга ИПА за счет многолетнего «отбора» наиболее результативных игроков и, соответственно, унификации их признаков [1, с. 73].
Абсолютному большинству спортсменов, независимо от специализации, присуще «правшество» сенсомоторных функций. Наиболее распространенными вариантами ИПА являлись «пппЛ», «пппп» и «ппЛп» (у 73% баскетболистов и 50% футболистов). И это логично, так как представители правого варианта ИПА отличаются высокой подвижностью нервных процессов, а в сочетании с доминированием левого глаза еще и боль- шей уравновешенностью по силе нервных процессов [6, с. 34].
Кроме того, полученные результаты демонстрируют несомненную взаимозависимость латеральности сенсомоторных функций и занимаемой спортсменом игровой позиции (защитники, нападающие). Так, 76% баскетболистов с односторонним правым моторным профилем являются преимущественно защитниками, отвечающими за построение взаимодействий игроков команды. В то же время среди футболистов нередко встречаются варианты с проявлениями амбидекстрии (18%), что практически отсутствует среди баскетболистов (3%). Возможной причиной отсутствия амбидекстров среди баскетболистов является влияние многолетних занятий на симметрию-асимметрию физического развития, так как основные технические приемы и их разновидности чаще выполняются доминантной половиной тела и конечностей.
В группах баскетболистов и футболистов обнаружена высокая концентрация «абсолютных» и «скрытых» левшей. В целом признаки сенсомоторного «левше-ства» игроков отражают высокую активность правого полушария в реализации двигательного потенциала спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности. Правое полушарие обеспечивает целостное и быстрое восприятие информации различной модальности (в том числе пространственно-временные характеристики), отличается образной холистической стратегией мышления, интуицией и в результате играет ведущую роль в механизмах экстраполяции [6, с. 33].
Для более глубокого количественного анализа не только стороны доминирования, но и выраженности функциональной межполушарной асимметрии рассчитали величину КИА (%). Это позволило четче дифференцировать латеральные фенотипы спортсменов (таблица 1). У 75% баскетболистов и 65% футболистов подтвердилось выраженное доминирование функциональной активности левого (аналитического) полушария, которое играет ведущую роль в концентрации внимания на фоне высокого эмоционального напряжения в быстро изменяющейся ситуации [6, с. 34].
Абсолютное левшество, т.е выраженное доминирование функциональной активности правого полушария («ЛЛЛЛ»), встречается у здоровых людей крайне редко (менее 1% случаев). Однако среди баскетболистов и футболистов оно составило 20 и 10%, соответственно. Высокая концентрация левшей свидетельствует об их успешности в избранном виде спорта, являясь следствием систематического спортивного отбора [8, с. 119; 2, с. 36]. Согласно мнению многих специалистов, наличие в команде игроков с «неудобной» ведущей стороной усиливает эффективность игры [2, с. 38].
Амбидекстрия среди баскетболистов и футболистов составила 5 и 15%, соответственно. Высокий уровень амбидекстрии в группе футболистов обусловлен симметрией моторики ног. Возможно, это результат внедрения тренировочных программ, согласно которым рекомендовано выполнять двигательные действия обеими ногами [8, с. 196].
Заключение. Сравнительный анализа особенностей ИПА у квалифицированных игроков в командных видах спорта продемонстрировал взаимозависимость между типом функциональной межполушарной асимметрии и спортивной специализацией, где характер латеральных предпочтений, с одной стороны, связан с долговременной адаптацией к специфической двигательной активности, а с другой – является следствием систематического спортивного отбора наиболее успешных спортсменов.
Полученные результаты позволяют рекомендовать учет профиля сенсомоторной асимметрии спортсменов как компонента модельных характеристик в избранном виде спорта. ИПА и его компоненты (моторный и сенсорный) можно использовать в качестве дополнительных критериев при проведении спортивного отбора и в выборе игрового амплуа, определении индивидуальной стратегии и тактики подготовки в системе многолетней тренировки, нацеленных на максимальную реализацию двигательного и психологического потенциала спортсмена в профессиональной деятельности.
Список литературы Индивидуальный профиль асимметрии как фактор двигательного стереотипа квалифицированных спортсменов
- Бердичевская Е.М. Функциональные асимметрии в спорте: курс лекций / Е.М. Бердичевская, Е.С. Тришин. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 120 с.
- Бердичевская Е.М. Индивидуальный профиль асимметрии как фактор оптимизации спортивного отбора ватерполистов / Е.М. Бердичевская, Ю.А. Кудряшова, Д.А. Ровный // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 34-39.
- Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии / М. Газзанига; пер. с англ., под ред. А. Якименко. - М.: CORPUS, 2017. - 368 с.
- Игнатьева Л.Е. Диагностика межполушарной асимметрии у спортсменов - игровиков / Л.Е. Игнатьева, Л.Г. Майдокина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 66-74.
- Казин Э.М. Практикум по психофизиологической диагностике / Э.М. Казин. - М.: Владос, 2000. - 128 с.
- Котцова О.Н. Структурно-функциональные особенности физиологических систем у лиц с различными типами полушарного доминирования (обзор) / О.Н. Котцова, Н.Ю. Аникина, А.В. Грибанов // Экология человека. - 2019. - № 8. - С. 32-40.
- Мазикин И.М. Влияние профиля латеральной организации головного мозга на результативность спортивной деятельности человека и методы его выявления / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, Н.А. Вощинина, В.Д. Прошляков // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2016. - № 2. -С. 117-126.
- Худик С.С. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопутствующий спортивному результату / С.С. Худик, А.И. Чикуров, А.Л. Войнич, С.В. Радаева // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421. - С. 193-202.
- Чермит К.Д. Спортивный латеростресс (научная гипотеза) / К.Д. Чермит, А.В. Шаханова, А.Г. Заболотний // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№11. - С. 24-26.
- Gilissen E.P. Structural symmetries and asymmetries in human and chimpanzee brains. In Evolutionary anatomy of the primate cerebral cortex / E.P. Gilissen, D. Falk, K.R. Gibson // Cambridge: Cambridge University Press. 2001. - P. 187-215.
- Berdichevskaya E.M., Trishin E.S. Funkcional'nye asimmetriivsporte [Functional asymmetries in sport]. Krasnodar, KGUFKST, 2017, 120 p.
- Berdichevskaya E.M., Kudryashova Yu.A., D. Rovniy D.A. Individual asymmetry profile as an optimization factor of sport selection of water polo players. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktikaa [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 34-39 (in Russian).
- Gazzaniga M. Kto za glavnogo? Svoboda voli s tochkizreniia neirobiologii [Who's in Charge? Free Will and the Science of the Brain]. Moscow, CORPUS, 2017, 368 p.
- Ignateva L.E., Maydokina L.G. Diagnosis of asymmetry in-igroviki athletes. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education], 2016, no. 4, pp. 66-74 (in Russian).
- Kazin E.M. Praktikum po psikhofiziologicheskoi diagnostike [Workshop on psychophysiological diagnostics]. Moscow, Vlados, 2000, 128 p.
- Kottsova O.N., Anikina N.Yu., Gribanov A.V. Structural-functional peculiarities of physiological systems in persons with different types of hemispheric domination (review). Ekologiia cheloveka [Human Ecology], 2019, no. 8, pp. 32-40 (in Russian).
- Mazikin I.M., Lapkin M.M., Voshinina N.A., Proshlyakov V.D. Influence of the brain lateral organization profile on effectiveness of sporting activity of a human and methods of its identification. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeniakademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald], 2016, no. 2, pp. 117-126 (in Russian).
- Khudik S.S., Chikurov A.I., Voynich A.L., Radaeva S.V. Functional asymmetry as a biological phenomenon associated with athletic performance. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2017, no. 421, pp. 193-202 (in Russian).
- Chermit K.D., Shakhanova A.V., Zabolotniy A.G. Sports Lateral Stress (Scientific Hypothesis). Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 11, pp. 24-26 (in Russian).
- Gilissen E.P., Falk D., Gibson K.R. Structural symmetries and asymmetries in human and chimpanzee brains. In Evolutionary anatomy of the primate cerebral cortex. Cambridge: Cambridge University Press, 2001, pp. 187-215.