Информационно-психологическая безопасность личности и проблема восприятия радиационного риска
Автор: Рыбников Виктор Юрьевич, Мельницкая Татьяна Борисовна
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психологические аспекты напряженности и конфликтологии
Статья в выпуске: 4 (35), 2008 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены теоретические основы, психологические механизмы информационно-психологической безопасности личности в связи с проблемой восприятия риска радиационного поражения. Обоснована структурно-функциональная модель информационно-психологической безопасности и дано ее детальное описание.
Информационно-психологическая безопасность, риск радиационного поражения, копинг-поведение, структурно-функциональная модель
Короткий адрес: https://sciup.org/14988836
IDR: 14988836
Текст научной статьи Информационно-психологическая безопасность личности и проблема восприятия радиационного риска
Сегодня информационная сфера стала такой же важной составляющей общественной жизни, как экономическая, экологическая, внешнеполитическая, военная или правоохранительная сферы (14; 15). Однако внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней.
Конкретные формы влияния информационной среды на духовную сферу общества определяют как информационное воздействие на социальные субъекты различных уровней общности, системно-структурной и функциональной организации, на индивидуальную, групповую и общественную психологию, а терминологически в общем виде обозначаются как информационно-психологическое воздействие. Суть этого понятия отражает процесс изменения психических состояний и характеристик людей под влиянием информационнокоммуникативных процессов как динамического компонента информационной среды.
В связи с этим все больше психологов и юристов обращают внимание на необходимость активного исследования проблематики информационной и психологической безопасности личности, общества и государства. В течение нескольких лет ведущими учеными и юристами разрабатывается Федеральный закон «Об информационно-психологической безопасности», который в настоящее время проходит необходимые длительные процедуры согласования (9).
Выделение информационно-психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что технологии воздействия информационной среды на духовную сферу обладают качественно новой спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.
Содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуального, группового и общественного сознания и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина (9).
В полной мере это относится и к проблеме защиты населения от неадекватной психотравмирующей информации, связанной с возможным воздействием радиационного фактора. Ведь именно различные слухи и недостоверная информация в СМИ стали причиной нарушения информационно-психологической безопасности ликвидаторов последствий крупномасштабной радиационной аварии на ЧАЭС и населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях (1-6).
Поэтому значительный научно-практический интерес представляет обоснование теоретических основ и рекомендаций по информационно-психологической защите населения от неадекватной психотравмирующей информации, связанной с возможным воздействием радиационного фактора.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволил отметить, что особое место в информационной сфере занимают индивидуальное, групповое и массовое сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям. Это наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества, приводит к дестабилизации социально-политической обстановки (5-9; 13).
Защита индивидуального, группового и массового сознания российских граждан от противоправных информационных воздействий составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационнопсихологической безопасности – относительно нового и еще недостаточно разработанного направления национальной безопасности.
Нами обоснована структурно-функциональная модель информационно-психологической безопасности (рис.), суть которой состоит в следующем. Разнообразные информационные стресс-факторы выступают в качестве объективных и субъективных угроз индивидуальному, групповому и массовому сознанию и определяют необходимость включения механизмов и средств защиты.
Источники информации, которые можно классифицировать на две основные группы – официальные и неофициальные, могут выступать в качестве стресс-факто-ров или, наоборот, защитных механизмов.
К официальным источникам информации необходимо отнести прежде всего представителей органов власти, специалистов (ученые, профессионалы – например, спасатели МЧС, персонал радиационно-опасных объектов и др.) и официальные СМИ. Их своевременная и достоверная информация в связи с возникновением различных угроз (например, об аварии или аварийном происшествии на АЭС или радиационно-опасном объекте) может явиться защитным механизмом противодействия информационным угрозам. И наоборот, замалчивание или запаздывание информации от официальных источников зачастую приводит к превалированию неофициальной информации, росту информационных угроз, широкому распространению слухов, сплетен (8-9). Ведущую роль здесь играют особенности информации о стресс-факторе. При этом информация может быть достоверной и адекватной или, наоборот, недостоверной и неадекватной и т. п. (4; 11).
При этом принципиально важно, чтобы используемая на разных уровнях информация отвечала ряду общих требований. Среди них следует отметить адекватность информации, ее объективность и точность, релевантность и структурированность, специфичность и доступность, своевременность и непрерывность.
Значимым компонентом предложенной нами структурно-функциональной модели информационнопсихологической безопасности является блок информационно-коммуникативного воздействия, которое может реализовываться в трех основных видах – межличностное взаимодействие, контакт-коммуникация и СМИ.
В качестве объектов и субъектов информационнокоммуникативного воздействия выступают личность, группа, общество, точнее, сознание – индивидуальное, групповое, массовое, а также бессознательные компоненты сознания.
Рассматривая детально второй уровень структурнофункциональной модели информационно-психологической безопасности, необходимо кратко рассмотреть основные объекты и угрозы информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального, группового и массового сознания.
Основным объектом обеспечения безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии с жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними (11, 12).
Информационные стресс-факторы (объективные и субъективные угрозы)
Источники информации
Официальные:
органы власти, специалисты, СМИ
Неофициальные: слухи, сплетни, СМИ
Особенности информации о стресс-факторе (достоверная – недостоверная, адекватная – неадекватная и т. п.)
Информационно-коммуникативное воздействие

Контакт-коммуникация
Макросоциальные:
(макросредовые):
1-й уровень (организации, системы);
2-й уровень (специалисты )
Микросоциальные (микросредовые):
– семья; друзья;
– близкие; коллеги
Межличностное взаимодействие
Средства массовой информации
ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО объект-субъект информационно-коммуникативного воздействия
СОЗНАНИЕ (индивидуальное, групповое, массовое)
(бессознательные компоненты сознания)
КОПИНГ-РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ
Личностные (индивидуальнопсихологические):
– социально-нравственные качества;
– эмоционально-волевые качества;
– когнитивные качества;
– типология;
– регуляторные качества;
– профессиональная подготовленность;
– опыт, знания, умения, навыки

Адаптивные

1-й уровень
(организации, системы):
– законы; социальные нормы;
– государственные структуры;
– системы мед. воспитания, соц. обеспечения и др.

Дезадаптивные
2-й уровень (специалисты):
– спасатели; пожарные;
– психологи; юристы;
– педагоги;
– мед. и соц. работники и др
Уровень социально-психологической напряженности личности
СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
Рис. Модель информационно-психологической безопасности
В этом случае основной угрозой индивидуальному сознанию будет нарушение этой способности путем применения к человеку без его согласия средств и способов воздействия на его подсознание и сознание. Данная угроза может проявляться в виде целенаправленно осуществляемых посторонними людьми и неосознаваемых человеком воздействий на психические структуры его подсознания (например, так называемый 25-й кадр) или сознания, открывая возможность для «силового» изменения его психических реакций и поведения (12-13).
С этой точки зрения существенную опасность для индивидуального сознания граждан представляют различные движения и группы, ориентированные на глобальное обобщение негативного влияния радиационного фактора. Они требуют полного запрета строительства АЭС, вывода из эксплуатации ядерных реакторов научного и военного назначения и др. (7, 13).
Основными объектами информационно-психологической безопасности в сфере группового сознания являются общие интересы группы, составляющие цель ее создания, принятые и осознанные членами группы и отраженные в их индивидуальном сознании правила поведения, способность к удовлетворению этих интересов и достижению поставленной цели и готовность к противодействию существующим угрозам названным устремлениям.
Угрозы групповому сознанию могут проявляться в виде противоправных информационных воздействий со стороны общественных организаций и СМИ с целью разрушения общности интересов группы, созданию трудностей на пути реализации этих интересов, дискредитации членов группы, оказания психологического давления на них.
Источниками угроз групповому сознанию являются недобросовестная информация, ее искажение или предоставление ложной информации, в том числе об особенностях воздействия радиационного фактора на детей, взрослое население и их потомство.
Третий уровень предложенной нами структурнофункциональной модели информационно-психологической безопасности базируется на теоретических основах трансактной когнитивной теории стресса – теории копинг-поведения и выделенных В. Ю. Рыбниковым и Е. Н. Ашаниной (10) ее структурных компонентов, которые, по нашему мнению, могут быть положены в основу понимания личностного уровня реагирования на информационные стресс-факторы и угрозы.
В кратком изложении их суть сводится к следующему.
Результаты комплексного изучения психологами стрессоустойчивости населения после аварии на Чернобыльской АЭС показали, что одно из лидирующих мест в структуре стресс-факторов радиационной аварии занимает психологический фактор, связанный с радиотревожностью и неадекватной информацией (1-3; 7; 11). Его воздействие обусловливает высокие уровни психосоматических нарушений и нервно-психических расстройств у населения и определяет необходимость обоснования эффективных способов их коррекции и реабилитации (1).
Радиотревожность, воздействие противоречивой информации, слухи резко снижают психические (защит- ные) резервы организма, вплоть до их полного истощения. Влияние этих и ряда других неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении населения с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний (7; 11).
Мы полагаем, что жизнедеятельность населения в условиях риска радиационного поражения является периодом, в котором, в отличие от предыдущей жизни, у людей должно быть сформировано новое, специфическое копинг-поведение, позволяющее эффективно бороться со стрессом ежедневно и адекватно реагировать на многочисленные стрессовые воздействия в виде слухов, паники, противоречивой информации.
Одним из продуктивных теоретически обоснованных подходов к оценке и формированию стрессоустой-чивости личности в условиях риска радиационного поражения населения является трансакционная когнитивная теория стресса и копинга R. Lazarusа (14). Однако это требует проведения комплексных исследований проблемы копинг-поведения населения в условиях риска радиационного поражения, выявления особенностей их базисных копинг-стратегий, оценки ведущих личностносредовых ресурсов и психологических резервов копинг-поведения.
Научный и значительный практический интерес представляют материалы обоснования психологических механизмов реализации населением копинг-поведения в условиях риска радиационного поражения с позиций современных теорий многоуровневой семантической организации сознания, когнитивной теории стресса, теорий психологической защиты личности. В раскрытии психологических механизмов копинг-поведения важная роль принадлежит пониманию роли бессознательных и сознательных психических компонентов психики, выступающих в качестве взаимодополняющих и взаимодействующих многоуровневых детерминант поведения человека в условиях стресса, в том числе в связи с риском радиационного поражения. Достаточно наглядно это отражено на предложенной нами структурно-функциональной модели.
Воздействие стресс-факторов при снижении или отсутствии копинг-ресурсов у населения в условиях риска радиационного поражения приводит к возникновению социально-психологической напряженности личности, группы и населения в целом. В этом случае у населения формируются и начинают реализовываться поведенческие копинг-стратегии преодоления стресса, которые подразделяются на адаптивные и дезадаптивные.
Таким образом, информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного поражения рассматривается нами как состояние защищенности индивидуального, группового и общественного сознания от воздействия информационных факторов (угроз), вызывающих дисфункциональные социальные процессы в обществе и в жизнедеятельности отдельной личности. Эта новая научная категория имеет прямое отношение к проблеме психологии восприятия радиационного риска и информационно-психологической безопасности личности от возможного воздействия радиационного фактора.
Список литературы Информационно-психологическая безопасность личности и проблема восприятия радиационного риска
- Абрамова В.Н. Взгляд психолога на Чернобыльскую аварию//Наука и жизнь. 1988. № 11.
- Вишневская В.П. Психология образа болезни у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с психосоматической патологией (концепция, феноменология, особенности формирования и коррекции): дис.... д-ра психол. наук. Минск, 2004.
- Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб., 2007.
- Гулина М.А., Козлова А.Л. Защитные механизмы личности//Психология/под ред. А.А. Крылова. М., 1999.
- Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул, 2000.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
- Марченко Т.А. Социальная зашита и реабилитация населения после крупномасштабных радиационных аварий и катастроф: монография. М., 2003.
- Лебедев И.Б. Психологические основы стресс-преодопевающего поведения сотрудников ОВД. М., 2001.
- Лепский В.Е. и др. Проект Концепции информационно-психологической безопасности РФ. М., 1997.
- Рыбников В.Ю., Аишнина Е.Н. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности//Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № 1.
- Рыбников В.Ю., Марченко Т.А. Медико-психологическая реабилитация населения после крупномасштабных радиационных аварий: монография. М.,2004.
- Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.
- Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. М., 1999.
- Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N.Y., 1966.