Информационные войны и информационное манипулирование в сети «Интернет»

Автор: Халтанов М.Э., Золхоева М.В.

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

В современном мире, где информация стала ключевым ресурсом его существования и развития, исследование приемов и способов информационного манипулирования приобретает колоссальное значение. Автор анализирует наиболее важные особенности сети Интернет, выступающей в эпоху цифровизации главной ареной информационного противоборства, где проходят апробацию и находят последующее активное применение основные приемы манипулирования общественным мнением, а также различные способы разрушительного воздействия на информационные ресурсы противоположной стороны, направленные на сознательное искажение информации, поступающей от реального и потенциального противника, перехват процесса принятия им стратегических и тактических решений и, напротив, служащие средством достижения собственных целей и интересов. Делается вывод о необходимости целенаправленного развития критического мышления и навыков медийной грамотности для защиты от информационного манипулирования и связанных с ним вызовов и угроз.

Еще

Интернет, информация, информационная война, ложная информация, фейк, критическое мышление, манипулирование, информационное манипулирование, информационные операции

Короткий адрес: https://sciup.org/148329895

IDR: 148329895   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2024-4-83-90

Текст научной статьи Информационные войны и информационное манипулирование в сети «Интернет»

Халтанов М. Э., Золхоева М. В. Информационные войны и информационное манипулирование в сети «Интернет» // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2024. Вып. 4. С. 83–90.

Современные информационные технологии, средства информатизации, телекоммуникации и связи все активнее входят в нашу жизнь. Информация становится реальной, почти физически ощутимой силой, а информационные ресурсы приобретают такое же значение, как природные, финансовые и трудовые ресурсы. Ключевую роль информация играет и в жизни отдельного человека. Мы постоянно делимся с окружающими своими мыслями, чувствами, опытом и знаниями. На основании известной и доступной нам информации мы осуществляем выбор, принимаем те или иные решения, встраиваем траекторию своих действий. Информация формирует наше мышление, поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Помимо прочего информация выступает двигателем эволюции, причем как в биологическом, так и в культурном контексте, фундаментальным фактором изменений, адаптации и развития системных объектов материального и духовного мира, в природе и обществе. В биологии информация хранится в генах, которые передаются от одного поколения к другому и определяют жизненно важные характеристики организмов, обеспечивая их развитие и совершенствование. В культурном контексте информация, знания и технологии также оказывают определяющее влияние на все жизненные процессы социума. Не прекращающийся в обществе транзит знаний, инноваций и способов адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды способствует прогрессу и эволюции человеческой культуры.

В то же время в эпоху цифровой революции и развития интернет-технологий в обществе появляются новые вызовы и угрозы, обусловленные сознательным манипулированием данными, их целенаправленным искажением и контролем в интересах определенной части человеческого сообщества, что препятствует дальнейшему развитию и процветанию общества.

По мнению Д. Ананашиной, «информационное манипулирование прочно вошло в нашу реальность, и именно поэтому правящий политический класс с иными акторами, в том числе многообразными институтами гражданского общества, должны сделать все возможное, чтобы противостоять данному явлению, ведь изначально информация была средством познания окружающей действительности и обогащения духовного мира, а не его разрушения и искажения убеждений, веры и нравственных установок людей» [1, с. 278].

Согласна с данной точкой зрения И. Гончарова: «Информационные войны стали необратимой реальностью, постоянно вторгающейся не только в пространство функциональных полей отдельных государств, но и в повседневную жизнь каждого отдельно взятого человека... Авторитарные механизмы воздействия сменились многоканальными механизмами манипуляции общественным сознанием, трансформировались в систему тотального контроля над человеческим сознанием» [2, c. 30].

Информационное манипулирование общественным сознанием как форма воздействия на восприятие и мнение людей с помощью искажения или управления информацией в интересах определенных социальных групп сегодня является одним из ярчайших проявлений современных информационных войн, в которых основным театром военных действий стала глобальная сеть Интернет.

Назовем наиболее значимые особенности указанной сети, позволившие ей стать уникальным инструментом агрессивного воздействия противника, участвующего в информационных войнах современности. Это прежде всего невероятная скорость распространения информации, с которой способны сравниться только радио и телевидение. Но, как известно, последние стремительно теряют аудиторию и влияние в современном мире масс-медиа: интерес аудитории смещается от вещательных приемов, выстроенных по типу «один-ко-многим» (радио и телевидение), к тем способам ретрансляции данных, которые действуют по принципу «многие-ко-многим», что характеризует диалоговые средств информации (интернет, мессенджеры, социальные сети) [4, с. 213].

Кроме того, интернет не знает границ и расстояний. Точнее, в сети Интернет вообще отсутствует традиционное восприятие расстояния. Каждый пользователь может одинаково легко общаться как с соседом по лестничной площадке собственного многоквартирного дома, так и с человеком, находящимся за тысячи километров на другом континенте планеты.

Третье преимущество глобальной сети — относительная «вечность» хранения информации. Однажды попавшая в интернет информация, будет сохраняться в сети до тех пор, пока ее намеренно не удалят. При этом пользователи, уже ознакомившиеся с ее содержанием, имеют возможность сохранить и скопировать данные, а в дальнейшем использовать их по своему усмотрению. Не случайно от самых разных людей по самым различным поводам можно часто услышать фразу «Интернет помнит все».

Интернет привлекает и предоставляемой им анонимностью. Сама возможность для любого пользователя действовать инкогнито, придумать себе любой никнейм, а не указывать в обязательном порядке свое настоящее имя и фамилию, порождает ощущение безнаказанности и отсутствия ответственности за все последующие действия, совершенные как автором сообщения, так и его реципиентами.

Нельзя не отметить и постоянный рост проникновения интернета во все сферы общественной жизни. По данным сайта , на июль 2024 г. интер-нет-пользователей насчитывается 5,45 млрд человек, а пользователей социальных сетей — 5,17 млрд1. Если учитывать, что население мира, по данным сайта www. , на 1 июля 2024 г. составило 8,161 млрд человек2, то не менее 66,78 % населения мира сегодня по тем или иным причинам и поводам использует возможности глобальной сети.

И, наконец, важнейшим преимуществом обсуждаемой сети является увеличивающийся в невероятных масштабах объем предоставляемой информации. Так, в 2023 г., по данным сайта , объем данных в интернете составил 120 зеттабайт (1 зеттабайт — это 1024 эксабайт, 1 эксабайт — это 1024 петабайта, 1 петабайт — это 1024 терабайта), при этом в среднем ежедневно создается более 328,77 млн терабайт новых данных. Каждую минуту выполняется 6,3 млн запросов только в поисковой системе Для сравнения: в 2015 г. объем данных составлял лишь 15,5 зеттабайт3.

Описанные преимущества сети Интернет используются отнюдь не только для просвещения и образования пользователей. Они фактически обусловливают возможность превращения указанной сети в важнейшее средство ведения информационных войн в современном мире.

Исследователи А. Г. Караяни и Ю. М. Караяни описывают две метастратегии информационного противоборства, сложившиеся сегодня в рамках стратегических коммуникаций:

  • а)    «жесткая сила», основанная на принуждении оппонента;

  • б)    «мягкая сила», использующая привлечение оппонента к желаемым видам активности.

Главным инструментом «жесткой силы» являются информационные операции, представляющие собой комплексное применение информационных возможностей в сочетании с другими направлениями работы для нарушения, искажения, перехвата процесса принятия решений реальными и потенциальными противниками и защиты своих решений. Информационные операции включают широкий спектр различных методов, которые, пересекаясь, оказывают совместное разрушительное воздействие на психическое состояние войск и населения противника [3, c. 7–8].

В интернете для осуществления запланированного воздействия на аудиторию в рамках информационных операций широко используются некоторые присущие психике человека особенности восприятия, обработки информации и принятия решений. Специалисты выделяют и обсуждают наиболее часто применяемые способы привлечения внимания реципиента при создании и тиражировании так называемых «фейковых», недостоверных информационных сообщений.

Во-первых, применение негативного по содержанию контента. Исследования в области психологии показывают, что негативные события или сообщения оказывают на человека гораздо более сильное воздействие, чем позитивные. Это явление связано с тем, что наши предки должны были крайне настороженно относиться к любым потенциальным рискам, угрожающим их жизни и безопасности. Поэтому с давних пор именно негативные аспекты информации запоминаются человеком лучше и вызывают с его стороны более яркие и эмоциональные реакции1.

Не менее важную роль играет страх, представляющий собой одну из самых сильных человеческих эмоций. Люди под влиянием страха в большинстве случаев теряют способность адекватно воспринимать информацию и последовательно, непротиворечиво выстраивать процесс умозаключения. В результате реципиент перестает адекватно воспринимать происходящее и легко становится жертвой обмана и манипуляций.

Широко известно также действие эффекта «большинства», когда намеренно создается иллюзия, что ту или иную идею поддерживает большинство читателей (слушателей, зрителей и т. д.), а любой противник предлагаемого мнения не прав, поскольку таких, как он, — меньшинство. В результате реальное большинство, не поддерживающее, не разделяющее навязываемую идею, приходит к мысли о том, что оно заблуждается, выбрало «неправильную» сторону в дискуссии и по этой причине принадлежит к меньшинству, небольшой группе несогласных. Оказавшиеся в подобной ситуации люди стремятся не демонстрировать открыто свое мнение, скрывать его от окружающих, чтобы не стать мишенью для нападок, насмешек и критики.

Жертвами манипуляций часто становятся те, кто, как их уверяют разнообразные СМИ, придерживается иной точки зрения по сравнению с так называемыми «простыми людьми». Их информации традиционно принято доверять больше, чем любым информагентствам. Однако и в этом случае невозможно исключить возможность манипулирования сознанием индивида. В действительности аккаунты этих «простых людей», выступающих источниками или трансляторами тех или иных нарративов, вполне могут быть целенаправленно созданы для распространения фейковой, недостоверной информации.

И, наконец, нельзя не упомянуть о технологии вовлекающих заголовков и влиянии визуального контента. Их цель — спровоцировать читателя, обратившего свой взор на приметный заголовок или необычный, парадоксальный тезис, ознакомиться с полным объемом предлагаемой информации, не ограничиваясь только броским заголовком или картинкой. Давно известно, что человек гораздо больше внимания обращает на наглядные, визуальные образы. Если картинка его заинтересовала (заинтриговала), он с готовностью переходит по прикрепленной ссылке и вновь подвергается своего рода информационному зомбированию, манипуляциям со стороны неочевидного источника сообщения [5, с. 15–16].

Применение всех перечисленных методов легко обнаружить, читая новости о специальной военной операции (далее — СВО), проводимой РФ на территории Украины, которые, как правило, подготовлены СМИ недружественных России государств. С началом СВО российское общество столкнулось с массовыми вбросами ложной информации в таких объемах, которые невозможно было представить еще в недавнем прошлом. Исследователь Л. Минаева, анализируя сложившуюся ситуацию, пишет: «С началом СВО на передний план вышли именно информационно-психологические операции, эффективность которых сегодня многократно усиливается благодаря современным цифровым технологиям. Массовый охват населения, вовлечение его в коммуникацию, усиление эмоционального заряда сообщения путем использования визуализации, многократное повторение сообщения на разных каналах, создающее своеобразное уплотнение информационной среды, — все это способствует повышению степени воздействия стратегической коммуникации на общественное сознание и социально-психологическое состояние гражданского населения в период военного конфликта» [6, c. 77].

Для исследователя вызывает интерес то, как реагировали государственные институты и общество в целом на агрессивные информационные выпады. Отметим прежде всего деятельность государственных органов, отвечающих за работу средств массовой информации, действующих на территории России. Как сообщает новостной портал «Коммерсант» (по состоянию на 9 июня 2023 г.), 24 февраля 2022 г. Роскомнадзор заблокировал 206 тысяч информационных ресурсов из-за предоставляемой ими недостоверной информации о спецопе-рации1. Среди «фейковых» сообщений постоянно присутствовали «новости» об очередной волне мобилизации, о всеобщей мобилизации российских граждан, которые так и не были объявлены, однако информационные вбросы о которых заставили многих испытывать негативные эмоции, нарушая их душевное равновесие, порождая панические настроения и беспочвенные страхи. Что касается общественной реакции, то сегодня очевидно, что подобные информационные атаки в итоге породили обратный эффект. Российское общество в значительной степени выработало своего рода невосприимчивость к «фейкам» и сейчас уже не демонстрирует сколько-нибудь активной реакции на подобные недостоверные, лживые сообщения.

Однако этот результат не является абсолютно предсказуемым и единственно возможным. Одной из важнейших целей информационной войны всегда выступает стремление заставить аудиторию, оказывая влияние на общественное сознание, на индивидуальный жизненный опыт, жизненное пространство человека, совершить нужный для агрессора в настоящий момент или даже в отдаленном будущем поступок, способный нарушить, ослабить оборону своей страны, действуя в интересах противника.

Любая информационная война — это всегда война против того, что думает, что любит и во что верит общество, война за изменение, извращение его восприятия и ценностных ориентиров. Последнее достигается посредством информационного манипулирования массовым сознанием, мнением и поведением людей с помощью целенаправленного искажения информации, создания потока дезинформации, несуществующих событий и обстоятельств.

В современном мире, где каждый день человек вынужденно поглощает огромные объемы данных, этот способ воздействия на человека, на большие социальные группы и сообщества становится все более актуальным. Вместе с ним пропорционально возрастает необходимость противостоять негативному информационному манипулированию, что, по нашему мнению, означает целенаправленное развитие критического мышления и навыков медийной грамотности на всех уровнях социальной структуры общества, во всех социальных группах, слоях российского социума с тем, чтобы каждый был способен распознавать и противостоять потенциальным манипуляциям, сохраняя способность к осознанному выбору и независимому суждению.

Список литературы Информационные войны и информационное манипулирование в сети «Интернет»

  • Ананашина Д. Д. Информационная война в условиях цифровизации // Современная политическая наука о траекториях развития государства, бизнеса и гражданского общества: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Минск, 15 декабря 2023 г.). Минск: Изд-во Белорус. гос. эконом. ун-та, 2023. С. 275-279. Текст: непосредственный. EDN: IIGNXM
  • Гончарова И. В., Ницевич В. Ф., Судоргин О. А. Информационная война как инструмент политического противостояния в современном многополярном мире // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Государственное и муниципальное управление. 2024. Т 11, № 1. С. 19-31. Текст: непосредственный. DOI: 10.22363/2312-8313-2024-11-1-19-31 EDN: ZIXNDI
  • Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций // Национальный психологический журнал. 2021. № 1(41). С. 3-14. Текст: непосредственный. DOI: 10.11621/npj.2021.0101 EDN: ROYSWL
  • Карпенко В. И., Логунов А. Б., Иванов Б. В. Информационная война: концепция и технологии / В. И. Карпенко, // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2022. № 2(34). С. 211-227. Текст: непосредственный. EDN: RLHVWQ
  • Нежданов И. Методичка инфобойца // Литрес. 2023. URL: https://www.litres.ru/book/igor-urevich-nezhdanov/metodichka-infoboyca-69846271/?ysclid=m32za739eq954415384 (дата обращения: 27.10.2024). Текст: электронный.
  • Минаева Л. В. Стратегическая коммуникация и информационная война // Российская школа связей с общественностью. 2022. № 26. С. 59-82. Текст: непосредственный. EDN: RCDALQ
Еще
Статья научная