Информатизация и глобальное "киберпространство"

Бесплатный доступ

В статье рассматривается модернизация ценностей современного человека в информационном обществе. Выявлены негативные и положительные стороны информатизации для индивида и социального порядка. Показана взаимосвязь среды «киберпространства» со вступлением индивида в новые группы и, следовательно, изменения его социальных ролей и функций, а также мировоззрения в целом. На основе теорий классиков социологической мысли проанализированы социальные отношения и взаимодействия в эпоху господства информации, также описана проблема феномена идентичности для современного социума.

Информатизация, "киберпространство", ценности, социальная структура, общественные отношения, коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/147228593

IDR: 147228593

Текст научной статьи Информатизация и глобальное "киберпространство"

Тенденциозность модернизации современного общества необратимо устремлена к завязке в социуме принципиально новых моделей, структур и систем. Человек осознанно изменяет собственную среду обитания, пытаясь упростить жизнь, сделать ее максимально комфортной, но одновременно с этим достигает усложнения социального пространства, следовательно, неосознанно производит «запутывание» социальных связей, межличностных и групповых взаимодействий, а также форм общественных отношений, которые выводят человечество на новый этап развития.

Стоит лишь протянуть нить истории, как станет предельно ясно: меняется не общество, модифицируются технологии. Возможность передавать такой ценный ресурс как информация на любые расстояния благоприятствует интегрированию интеллек-

туальных и духовных сил общества, что приводит в действие процесс глобализации.

Допустимо ли расценивать процесс информатизации, посредством которого человек оказывается в двух мирах, реальном и виртуальном, как возможную причину деформации социального пространства, порождающую изменение положения индивидов и групп, переквалификацию социальных ролей и функций? Данная проблема особенно актуальна для социологии в условиях необходимости сохранения идентичности каждого индивида и общества в целом.

Основываясь на положениях структурного функционализма, Т. Парсонса и Р. Мертона, необходимо рассматривать общество как социальную систему, выдержанную в единой структуре с ее элементами и механизмами взаимодействия. Поддержание функционирования и согласование различных элементов общественной структуры говорит о том, что изменения и прогресс неизбежны, а внедрение новых элементов должно быть четко принято или отвергнуто системой [1]. Поэтому допустимо утверждать, что информатизация – неизбежный фактор прогресса. Технологически обоснованный социальный и культурный процесс сопряжен со значительными изменениями в социальной действительности, что требует адаптации от общества.

Мышление современного индивида изменяется под действием преобразующей силы информационной инфраструктуры в рамках глобального «киберпространства». Именно поэтому формируются новые социальные группы, человек берет на себя дополнительные роли и, соответственно, выполняет ранее не известные функции.

Результатом слияния реального и виртуального мира является создание информационного контента, который запускает механизм трансформации классических социальных институтов и систем. Примером может являться появление шеринговой экономики, концепция которой призвана поддерживать мобильность современного человека. Благодаря распространению модернизированной модели экономического обмена в Интернете, на поверхность исследовательских поисков всплывают актуальные ценности социума: забота о природе и экологии, ориентация на благотворительность, временное пользование, которое 470

становится важнее владения, особое значение приобретают такие характеристики сделок как скорость, доступность, индивидуальная выгода, экономия, наглядность приобретаемой вещи или услуги [2].

Главным плюсом информатизации и киберпространства является обогащение социальной структуры новыми связями и коммуникациями, которые выводят общество на новый этап развития [3]. Вспоминая «Теорию систем» Н. Лумана, необходимо упомянуть важный факт. Общество – система аутопойети-ческая, то есть самовоспроизводимая, основывающаяся на построении коммуникации между социальными группами, классами и институтами [4]. За пределами коммуникации общества не существует – и это справедливое положение, потому что структурные элементы системы должны функционировать отнюдь не по отдельности, а взаимодействуя между собой, то есть коммуникация является процессом смысловым, опирающимся на различение информации, передачи сообщений – вербальных и невербальных, а главное – понимание индивидами друг друга, на этом и основывается успех коммуникации [5]. В рамках «киберпространства» система закрытого общества преобразовывается в открытую, коммуникация осуществляется без непреодолимых барьеров, стираются временные и территориальные границы, люди могут взаимодействовать напрямую, образовывая новые группы и объединяясь в «круги по интересам». Действительно, в современном обществе найти себе подобных в «киберпространстве» гораздо легче, появляется стимул к самораскрытию, побеждающий желание остаться анонимным.

Информационное пространство постепенно стирает границы и рамки коммуникации в обществе, а социальная система становится более свободной и открытой. Но в чем главное противоречие? В том, что преобразование общественной структуры в пользу технологического и информационного развития имеет не только положительное, но и отрицательное влияние на жизнь людей. А именно – риск перевода отношений преимущественно в «киберпространство». Человек часто выбирает то, что ему проще дается, а виртуальный мир удобнее реального, на него затрачивается меньше сил и энергии, эта эгоистическая натура человека может нарушить соответствующий социальный порядок. 471

Так, символический интеракционализм Дж. Мида и Г. Блумера рассматривает социальные отношения, ссылаясь на установки и ценностные ориентации людей. Взаимодействия осуществляются не с помощью конкретных объектов деятельности, а с помощью их дефиниций, иными словами: человек интерпретирует факты социальной действительности, вычленяя наиболее значимые и читаемые для себя символы [5]. В условиях информационного общества поведение людей значительно меняется, так как появляются новые ценности, социальные роли и потребности. Человеку необходима информация, при чем неважно в каком объеме и качестве, это просто характеристика нового «клипового мышления» – поглощать информацию потоками и желательно в мультимедийной и интерактивной форме.

Еще у человека «киберпространства» появляется потребность визуализировать свою идентичность с помощью социальных сетей. Эта современная практика с одной стороны кажется утверждением индивидуализации личности, раскрытием собственного мира индивида, но с другой стороны действия находятся в пределах существующих шаблонов, которые ограничены конкретными правилами социальной сети. В итоге, чтобы взаимодействовать на уровне «киберпространства», приходится быть индивидуально идентичным пользователем.

На основе «Теории личности» Ч. Кули можно выявить более очевидную тенденцию общества к феномену идентичности. Множества взаимодействий с окружающим миром создают «Зеркальное Я» человека. Оно формируется на основе восприятия личности другими, на их реакции и ответе на воспринятую реакцию. Осуществляя повседневные практики общения, люди формируют представления о том, как нужно поступать на определенном этапе развития отношений [6]. Это значит, что человек усваивает нормы поведения в сети и действует по этим негласным законам. Но недостаточный уровень информационной культуры дезориентирует индивидов в поиске адекватных знаний в Интернете. Современный человек не до конца понимает и осознает свое место и роль, недостаточно владеет информационными технологиями и не всегда грамотно может осуществлять поисковый процесс.

Роль «киберпространства» в социализации молодого поколения выражается в формировании их ценностей, мировоззрения, моральных и политических установок. Воздействие интернет-взаимодействий носит прямой характер, характеризующийся нашим мышлением. На современного человека легко повлиять, используя средства визуализации информации [7]. В конечном итоге социальные действия соотносятся по смыслу с действиями других, ориентированных на него.

Коммуникация и образование интернет-сообществ позволяют реализовать важный критерий существования социальной системы – обмен опытом [8]. Жизнь в условиях большого количества информации, которую можно без особых затруднений найти на просторах Интернета, требует обмена информационными ресурсами или опытом. Так, например, метки, создаваемые в Google Maps, используют путешественники различных стран мира. А создатели в свою очередь берут на себя ответственность за информирование людей. Данная практика сближает общество, позволяет информации выходить на новый уровень, облегчает взаимообмен социальными ресурсами.

Целесообразно заключить, что Интернет меняет мировоззрение поколений, заставших развитие глобальных информационных сетей и растущих в период бурного использования мессенджеров. О значении «киберпространства» в процессе деформации нравственных установок и ценностных ориентиров размышляет А.В. Вараксин в своем исследовании «Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи». Автор приходит к выводу, что из сознания современного человека вытесняются ценности и моральные нормы, а виртуальная среда препятствует целостному пониманию картины мира [9].

Общество стремительно трансформируется, выявляются новые связи, формируются новые институты, происходит кажущееся сближение социальных групп, классов и индивидов, но на самом деле «киберпространство» порождает отчуждение людей от реального мира и взаимодействия с людьми. Забываются практики живого общения, поиска информации в библиотеках, обмена опытом напрямую.

Неизвестно, к чему приведет преобразование социальной системы. Но процессы формирования языка гипертекста, решения повседневных задач с помощью виртуализации данных и абстракция людьми реальности следует воспринимать как явления производные от технического прогресса [3]. Интернет-среда не отдельна, она взаимосвязана с реальностью, контролируется и управляется людьми. На сегодняшний день «киберпространство» остается лишь виртуальной реальностью, которая не только вписывается в социальную реальность, но и отражает действительную сущность жизни.

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/techn ology-media-telecommunications/russian/media-consumption-in-Russia-2017-rus.pdf (дата обращения 08.08.2019).

Perm State University

Список литературы Информатизация и глобальное "киберпространство"

  • Козер Л.А. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006. 528 с.
  • Адактилос А.Д., Чаус М.С., Молдован А.А. Шеринговая экономика // Economics. 2018. № 4(36). С. 95-100.
  • Горшков М.К. К вопросу об информатизации российского общества: взгляд социолога (вместо предисловия) // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2011. М.; СПб.: Ин-т социологии РАН: Нестор-История, 2011. № 10. С. 5-21.
  • Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. СПб.: Наука, 2007. 648 c.
  • Фотеев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. С. 146-156.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
  • Рождественская Е.Ю. АВАТАР: визуализация идентичности в сети // ИНТЕР. 2014. № 7. C. 124-127.
  • Медиапотребление в России - 2017. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-in-Russia-2017-rus.pdf (дата обращения 08.08.2019).
  • Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель ХХI век. 2016. № 2-1. С. 205-212.
Еще
Статья научная