Информированность педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга

Автор: Лукашкова Ирина Леонидовна, Садикова Екатерина Юрьевна

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Рубрика: Гуманитарные науки

Статья в выпуске: 2 (12) т.6, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования осведомленности родителей и педагогов о проблеме кибербуллинга в подростковой среде. Выявлена недостаточная компетентность родителей в оценке распространенности кибербуллинга, его негативных последствий для подростков и способах защиты. Обозначена значимость информированности педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга в целях организации эффективной профилактической работы.

Кибербуллинг, подростки, информированность родителей и педагогов, проблема, актуальное состояние

Короткий адрес: https://sciup.org/142231092

IDR: 142231092

Текст научной статьи Информированность педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга

Стремительно развиваясь и встраиваясь во многие сферы жизнедеятельности, информационно-коммуникационные технологии способствуют существенной трансформации социального пространства. Массовая интернетизация, размывание границ между «реальным» и «виртуальным» миром, специфика самой сетевой коммуникации создают благоприятные условия для реализации негативных эмоций и проявления различных форм агрессии в киберпространстве [1, с. 90], вовлечения в деструктивное взаимодействие детей и подростков.

В настоящее время наибольшую тревогу вызывают риски, связанные с масштабным распространением феномена кибербуллинга в подростковой среде. Кибербуллинг как форма проявления киберагрессии представляет собой намеренное, повторяющееся, враждебное 332 поведение лица или группы лиц, включающее оскорбление, запугивание, унижение, бойкотирование, хулиганство, совершаемое с помощью интернет-тех-нологий в виртуальной среде [2, с. 62; 3, с. 19]. Высокая социальная опасность кибербуллинга обусловлена серьезностью и глубиной его негативных последствий, среди которых школьная неуспеваемость, заниженная самооценка, психические расстройства, делинквентность, суицидальные мысли и намерения [2, с. 63]. Доступность Интернета и его активное использование несовершеннолетними повышает вероятность угрозы их физическому и психологическому здоровью, а следовательно, подчеркивает значимость профилактики подросткового кибербуллинга.

В системе профилактической работы с детьми и подростками ключевая роль принадлежит родителям и педагогам как субъектам профилактики. Поэтому одним из важнейших условий, определяющих эффективность реализации профилактических мер в отношении кибербуллинга, является информированность педагогов и родителей об актуальном состоянии данной проблемы в подростковой среде, знание специфики феномена интер-нет-травли и его последствий.

В связи с этим нами был проведен анкетный опрос родителей и педагогов, направленный на изучение их осведомленности о феномене кибербуллинга, его распространенности в подростковой среде, негативных последствиях, наличия у подростков опыта участия в кибертравле, определение компетентности родителей и педагогов в вопросах обеспечения защиты детей от кибербуллинга.

В опросе приняли участие родители (n=240) учащихся 6-8 классов и педагоги (n=60) учреждений общего среднего образования г. Могилева и г. Гомеля. Общий объем выборки составил 300 человек.

В ходе проведенного анкетного опроса были получены следующие результаты. Из ответов родителей следует, что их дети активно пользуются Интернетом. 332 По мнению родителей, чаще всего подростки используют интернет-ресурсы для поиска информации, необходимой для учебы (29%), общения в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и др. (24%) и для онлайн-игр (28%). Респонденты считают, что реже подростки используют Интернет для просмотра и обмена личными фото, видео (5%), общения в мессенджерах (4%).

Родители полагают, что наибольшую опасность для несовершеннолетних представляют такие формы кибербуллинга, как открытые угрозы физической расправы (20%); размещение обидных, оскорбительных комментариев о ребенке (19%); размещение оскорбительного видео с участием ребенка и/или его фото (16%); использование имени подростка для рассылки негативной информации его знакомым (14%); размещение грубых, оскорбительных картинок (13%). Наименьшую опасность для несовершеннолетних, по мнению родителей, представляют такие формы кибербуллинга, как удаление из группы, из списка друзей, отказ в общении, распространение слухов и сплетен. Тем самым родители недооценивают роль общения со сверстниками в подростковом возрасте и то, что деструктивное взаимодействие может привести к деформации развития личности несовершеннолетнего.

К наиболее распространенным последствиям для ребенка, ставшего жертвой кибербуллинга, родители отнесли снижение самооценки подростка и уверенности в себе (28%); депрессивные состояния (22%) и повышенную тревожность (17%). Такие последствия, как замкнутость, уход от общения с друзьями и родными; снижение успеваемости; развитие хронических заболеваний; суицидальные мысли и намерения отметили только 7% родителей, что указывает на недооценку с их стороны кибербуллинга как фактора угрозы безопасности несовершеннолетних.

333 Возможность того, что их ребенок может быть кибербуллером, исключили 63% родителей. Более половины родителей (52%) допускают незначительную возможность того, что их дети могут стать свидетелями ситуаций кибербуллинга, а 30% – вообще ее отрицают. Только 6% родителей допускают возможность того, что их ребенок может стать жертвой кибертравли. Такая оценка родителями возможности участия их детей в различных ролевых позициях в кибертравле является свидетельством низкой степени информированности о распространенности подросткового кибербуллинга и неосведомленности о поведении их ребенка в Интернете.

Вызывает тревогу то, что 48% родителей считают, что их ребенок не являлся свидетелем проявлений кибербуллинга, а 54% полагают, что их дети не оказывались в позиции жертвы, тогда как в результате опроса подростков было установлено, что 78% из них являлись свидетелями проявлений кибербуллинга несколько раз или постоянно, 75% в ролевой структуре кибертравли занимали позицию жертвы, причем 13% несо- вершеннолетних постоянно испытывают на себе негативное воздействие киберагрессоров [4]. Это в очередной раз подтверждает необъективность оценки родителями актуального состояния кибербуллинга в подростковой среде.

Родители используют разнообразные способы защиты своих детей от кибербуллинга. Наиболее предпочитаемыми способами являются: просьбы о сообщении им о случаях плохого обращения в Интернете (22%); запрет на использование ребенком грубых (нецензурных слов) в интернет-обще-нии (12%); запрет на предоставление ребенком личной информации о себе в Интернете (7%); информирование об ответственности, предусмотренной за угрозы, грубые и оскорбительные действия, совершаемые в Интернете (7%); информирование ребенка о способах защиты, если он станет жертвой 333 кибербуллинга (6%); информирование ребенка о том, как следует поступить, если он станет свидетелем кибербуллинга (5%). Незначительная часть родителей (8%) рассказывает своим детям о формах кибербуллинга и способах защиты от них, а также об ответственности, предусмотренной за угрозы, грубые и оскорбительные действия, совершаемые в Интернете. Следовательно, родители, осуществляя профилактику подросткового кибербуллинга, в большей степени делают упор на меры запретительного и информационного характера.

Опрос педагогов свидетельствует, что они, в отличие от родителей, более компетентны в оценке негативных последствий для ребенка, пережившего опыт жертвы кибербуллинга. К наиболее серьезным последствиям кибертравли они отнесли суицидальные мысли и намерения (30%); депрессивные состояния (24%); снижение самооценки подростка и уверенности в себе (18%); замкнутость, уход от общения с друзьями и родными (18%).

Значительная часть педагогов (87%) допускает возможность того, что их подопечные могут стать свидетелями ситуаций кибербуллинга. Более половины педагогов (60%) высоко оценили вероятность того, что учащиеся могут стать жертвой кибербуллинга, а 53% подтвердили возможность участия подростков в кибертравле в качестве буллеров. Кроме того, педагогам известны факты участия учеников в ситуациях кибербуллинга: 20% – в позиции жертвы и 20% – как свидетели.

Наиболее предпочитаемыми способами защиты несовершеннолетних от кибербуллинга среди педагогов являются предупреждение об опасности размещения личной информации о себе в Интернете (25%); информирование об этических правилах интернет-общения и последствиях использования в нем гру 334 бых (нецензурных слов) (19%); просьбы о сообщении им о случаях плохого обращения с детьми в Интернете (14%); информирование о том, как следует поступить, если они станут свидетелями кибербуллинга (14%). Педагоги, в отличие от родителей, в большей степени ориентированы на просветительскую и информационную работу с подростками.

Свою компетентность в вопросах защиты детей от кибербуллинга удовлетворительно оценили 61% родителей и 90% педагогов, однако масштабы распространенности данного феномена в подростковой среде и вовлеченность в него несовершеннолетних указывают на недостатки профилактической работы.

Обобщая результаты анкетирования, можно констатировать, что большинство родителей осознают существование проблемы кибербуллинга, однако неадекватно оценивают ее актуальное состояние. Педагоги в большей степени, чем родители, осознают опасность кибербуллинга для несовершеннолетних. Они проявляют компетентность в комплексной оценке негативных последствий кибертравли для ребенка, имею- щего опыт жертвы, достаточно хорошо осведомлены о масштабах распространенности кибербуллинга в подростковой среде, вовлеченности учащихся в ситуации кибербуллинга в различных ролевых позициях, о наиболее распространенных формах кибертравли среди подростков, глубине и серьезности последствий такого деструктивного взаимодействия для несовершеннолетних. Предпринимая действия по защите учащихся от кибербуллинга, педагоги, в отличие от родителей, в большей степени ориентированы на просвещение и информирование подростков, чем на запретительные меры.

Все педагоги и родители, участвовавшие в анкетном опросе, указали на значимость и необходимость проведения профилактической работы с несовершеннолетними. При этом большинство респондентов полагает, что деятельность по профилактике кибербуллинга должна 334 осуществляться в триаде «родители – представители правоохранительных органов – педагоги».

Несмотря на то, что значительная часть педагогов и родителей удовлетворительно оценили свою компетентность в вопросах защиты детей от кибербуллинга, они выразили желание развивать свои компетенции по данной проблеме. Респонденты отметили, что нуждаются в помощи представителей правоохранительных органов для проведения профилактической работы с учащимися по вопросам предупреждения подросткового кибербуллинга и получения информации о мерах защиты несовершеннолетних от кибертравли.

С учетом актуальности проблемы подросткового кибербуллинга и серьезности его последствий, одним из важнейших направлений профилактики должно стать повышение уровня цифровой компетентности подростков, родителей и педагогов. Также деятельность по предупреждению и пресечению этого негативного явления в подростковой среде должна базироваться на систематическом сборе и ана- лизе информации о сетевой активности профилактики – учащихся, родителей, несовершеннолетних, предусматривать педагогов, сотрудников правоохранитель-активное взаимодействие всех субъектов ных органов.

Список литературы Информированность педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга

  • Лукашкова И.Л., Сулимова М.Н. Феномен агрессии в интернет-коммуникации: причины и особенности проявления // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сб. науч. статей. Могилев: Могилевский институт МВД, 2020. С. 89 - 95.
  • Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 62 - 66.
  • Шевко Н.Р., Исхаков И.И. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 2 (3). С. 19 - 22.
  • Лукашкова И.Л., Сулимова М.Н. Кибербуллинг в подростковой среде: актуальное состояние проблемы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 451 - 457.
Статья научная