Инновационная политика России в условиях новых вызовов глобального развития

Автор: Кононов Владимир Михайлович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Социология и социальные технологии

Статья в выпуске: 1 (27), 2015 года.

Бесплатный доступ

Проблемное поле статьи включает социально-политический анализ государственной политики РФ в сфере развития науки и инноваций. Использование международных и российских политико-правовых, статистических источников, позволило выделить ресурсы, технологии и приоритеты отечественной инновационной политики, связанные как с долгосрочными перспективами развития России, так и, ответными мерами на санкционную политику стран Европейского союза и США в связи с событиями в Украине 2014-2015 годов.

Инновационная политика, политическое управление, государственное регулирование, инновационные риски, политические технологии, эффективность инновационной системы

Короткий адрес: https://sciup.org/14974694

IDR: 14974694

Текст научной статьи Инновационная политика России в условиях новых вызовов глобального развития

В современном мире, характеризующемся высокой динамикой генерации продуктов фундаментальных научных исследований и их последующей реализацией в глобальной системе разделения труда, решающую роль приобретает качественно новый, по сравнению с предшествовавшими историческими периодами, механизм функционирования производства. В свою очередь, для выработки подобного механизма необходи- мо рационально использовать имеющиеся и потенциальные возможности инновационной активности национальной экономики, гармонично сочетая их с применением широкого спектра технических решений и устройств. Во многих отношениях именно от сформировавшегося научно-технического уклада зависит позиция каждой страны в глобальной системе разделения труда. В этой связи представляется важным понимание того, что среди на- циональных приоритетов существенное значение имеет разработка инновационных стратегий, формирование и реализация эффективной, отвечающей вызовам времени государственной инновационной политики.

Следует признать, что декларируемая формула современного бизнеса: «Лидер производит новые технологии, аутсайдер производит вещи», адекватно отражает как реальность жесткой конкуренции на мировых рынках, так и усиливающуюся тенденцию прямого политического и геополитического противостояния государств и регионов. При этом уже в 80-е гг. прошлого века научное сообщество артикулировало суть нового феномена «эффекта мультипликатора техники» (Дж. Даннинг), проявляющегося в «интенсификации накопления достижений техники в странах (отраслях, фирмах), где сложились центры развития техники мирового значения… Благодаря обильным «встречным» влияниям (приток инвестиций обуславливает рост технических достижений, что в свою очередь активизирует притягательность для новых капиталовложений и притока технических решений – авт. В.М. Кононов) наиболее мощные центры усиливают свои позиции в создании технологий более высокого уровня, а слабые центры оказываются замкнутыми («порочным кругом» отставания)» [1. c. 137].

Следует иметь в виду, что в сферу разработки инновационных решений, внедрения инновационных технологий в равной степени включены, в том числе как отдельные политические институты, так и политическая система в целом. При этом в рамках политологического дикурса важно акцентировать внимание на соотношении приоритетов, целей и стратегии государственной инновационной политики РФ, что связано в первую очередь с противоречивостью реализации национальной модели модернизации, задачами обеспечения устойчивого и безопасного развития личнос-ти-общества-государства. С точки зрения автора, в глобализирующемся мире именно интеллектуальные ресурсы вместе с передовыми технологиями не просто определяют перспективы роста национальной экономики, но и отражают уровень и качество жизни населения страны, состояние ее реального экономического и политического суверенитета.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров»[6].

В условиях современной российской действительности важнейшим стимулом развития инноваций выступает государственное регулирование инновационного процесса. И дело не только в том, что у государства в любой сфере есть значительные ресурсы (от финансовых до организационных), но и в том, что в силу сложившихся исторических, ментальных, социально-экономических и других факторов, определяющих структурно-функциональные характеристики отечественного социума, инновационный процесс как таковой нуждается, в государственном регулировании на всех уровнях. Выверенная государственная инновационная политика и четкая, проработанная законодательная база могут в значительной мере способствовать более динамичному протеканию инновационных процессов, создать благоприятную среду для появления хозяйствующих субъектов различных форм собственности в разных отраслях. Наряду с этим, государство может стимулировать значительные капиталовложения в процесс создания инновационных товаров, услуг, технологий и т. д., которые будут способствовать последующему устойчивому развитию в экономике и других важнейших сферах.

Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что в РФ государственная политика и инновационная деятельность объективно неразделимы. Государство – важнейший субъект инновационной деятельности в любом национальном сообществе, нуждающийся в разветвленной и отлаженной системе инновационного менеджмента, специфицированной с точки зрения целей государственного управления. Как показывает международный опыт модернизационных преобразований, институт государства – не просто ключевой участник инновационной деятельности (то есть деятельности по инициированию и стимулированию инновационных процессов), но и в значительной степени является главным регулятором этой деятельности [9, с. 32–42].

В рамках российской политической повестки дня определен сегодня ряд основополагающих направлений инновационной политики. Среди них – ориентация на длительное и конструктивное развитие в рамках инновационной среды, повышение конкурентоспособности отечественных инновационных товаров на мировом научно-техническом и технологическом рынке, а также создание наукоемких отраслей промышленности в рамках реализации внутриполитической деятельности, направленных на развитие национальной экономической системы и отход от сырьевого доминирования.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., развитие инновационной отрасли должно быть сопряжено с усиленным ростом и привести к 20 % ВВП. Затраты на инновационные разработки необходимо увеличить к 2020 г. до 3 % ВВП. В качестве вектора инновационного развития курс государственной политики определен следующим образом: «Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества» [4].

В Концепции определены основные направления инновационной политики России в рамках долгосрочного планирования. Среди них: развитие человеческого потенциала в экономике, создание благоприятной среды для развития инновационных институтов, дифференциация экономики, расширение поля инновационных преимуществ России, активная инновационная деятельность в рамках международного сотрудничества. Перевод страны на рельсы инновационного развития, безусловно, должен опираться на характерные для современного этапа общие принципы государ- ственной инновационной политики, а также институтов инновационного развития [10]. В их числе целесообразно обозначить:

– отказ от узкоотраслевого подхода в пользу межотраслевого при определении приоритетов промышленной политики и инструментария их реализации с целью укрепления межотраслевых связей при осуществлении НИОКР и внедрении их результатов [8];

– стимулирование инвестиций в фундаментальные исследования. Сохранение фундаментальной науки, наращивание ее производственного и технологического потенциала, совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров, усиление текущего и переход к новому научно-технологическому уровню развития науки;

– участие государства в регулировании рынка международных договоренностей. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 1883 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 1971 г., Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей, Кодекс поведения в области передачи технологий и т. п. документы представляют собой основу подобного регулирования;

– поддержка стартапов и венчурных проектов, поощрение предпринимательства. Это предполагает создание и сохранение комфортной среды (прежде всего, финансово-экономических условий) для роста инновационной деятельности, развития венчурного предпринимательства, инвестиционной активности, а также добросовестной конкуренции [11, с. 81].

– проведение политики протекционизма (формирование эффективной рыночной инфраструктуры, повышение инвестиционного спроса, финансово-кредитное подкрепление общенационального рынка инвестиций, расширение инновационных возможностей участников рынка);

– координация действий общенациональных органов исполнительной и законодательной власти, а также вертикальная координация действий уровней власти, направленные на формирование комплексного подхода к решению целей и задач инновационного развития, поиску эффективной модели функционирования инновационной системы и действен- ных механизмов осуществления инновационной политики государства;

– стимулирование инновационной культуры;

– формирование сети «институтов развития», децентрализация государственной поддержки, сохранение многообразия в сфере инновационной политики с целью уменьшения управленческих рисков при неэффективности того или иного института, свертывания той или иной программы. Сохранение старых инновационных институтов с их встраиванием в новую систему или постепенным замещением новыми институтами. Создание новых институтов инновационной поддержки и формирование общественного доверия к ним.

Как отмечалось выше, инновационная политика РФ должна опираться на мощную национальную составляющую, включающую особенности социокультурной среды, характер отечественных традиций, конкретно-исторические приоритеты, определяемые встающими перед страной вызовами. Последнее хотелось бы оговорить особо.

Россия сегодня находится в сложном положении. Причины достаточно понятны. Это и «сырьевая игла», на которую страна (тогда еще – СССР) стала основательно «подсаживаться» еще с 60-х гг. прошлого века, это и непродуманные экономические реформы 90-х гг., обернувшиеся фактически деиндустриализацией страны и во многом утратой научного потенциала и др. В результате Россия оказалась в ситуации заметного отставания от ведущих государств мира. Сократилась доля предприятий, реально участвующих в технологических инновациях – с 50 % в СССР накануне распада до нынешних 9,4 %. Между тем оптимальным стартовым уровнем для развития экономики является 25-30 %. На мировом рынке высокотехнологичных продуктов доля России не превышает в настоящее время 0,5 %. В рейтинге стран, составленном по индексу глобальной конкурентоспособности за 2010–2011 гг. Россия занимает 63 место среди 139 стран мира, а по позициям «внедрение высоких технологий» и «технологичность производства» расположилась на 120 и 122 местах соответственно [3, с. 122].

В России до сих пор не устранены основные барьеры и ограничения на пути интег- рации образования и науки. По внутренним затратам на исследования и разработки в ВВП Россия значительно уступает (30 место) странам – лидерам в инновациях. По абсолютной величине расходов на исследования и разработки (в долларовом эквиваленте) она занимает 8 место [2]. Остается низкой и восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 % в общем количестве предприятий [5].

Ситуацию заметно осложняют события самого последнего времени. Падение цен на нефть, режим санкций, утрата возможностей получения «длинных кредитов» из стран Запада – все это, безусловно, сказывается на осуществлении инновационной политики, покупательной способности рубля, геополитическом потенциале России. Страна вынужденно переходит к режиму антикризисного управления. С этой точки зрения, заслуживают особого внимания меры, которые субъекты хозяйствования осуществляют во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Диверсификация партнеров, многовекторность экономического сотрудничества, переход в расчетах с рядом стран на национальные валюты и т. п. шаги способны в огромной степени смягчить трудности переживаемого периода. Более того, они свидетельствуют о возможностях страны проявлять серьезные инициативы в движении к новому мироустройству, свободному от пороков однополярного мира.

Анализируя стратегии инновационной политики в современной России, следует согласиться с точкой зрения академика Е.М. Примакова, отмечающего, что ошибочным является распространенный среди определенной части отечественной экономической и политической элиты взгляд на причины кризиса, который якобы « у нас только потому и возник, что мы находимся в мировом хозяйстве, что причина кризиса лежит исключительно вне России… Да, кризис (2008–2010 гг., не преодоленный до сих пор. – В. К.), безусловно, пришел к нам извне, но в то же самое время этот кризис приобрел у нас специфические черты именно в результате того, что он развивается в России… Не преуспеем мы в переводе экономики на инновационные рельсы, если будем ставить эту задачу только на словах, а не на деле» [7, с. 31–32, с. 39]. Эти слова в полной мере описывают ситуацию, сложившуюся к началу 2015 года.

Таким образом, для России форсированная инновационная модернизация является вполне вызревшей стратегической задачей, требующей своей последовательной и скоординированной реализации. Необходимо целенаправленно и эффективно использовать уже имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы, для формирования реалистичной инновационной политики, направленной как на утверждение РФ сильным и надежным партнером в глобальном «обществе риска», так и на воспроизводство инновационной среды и культуры во всех сферах жизнедеятельности различных социальных групп. Движение России по пути формирования эффективной национальной инновационной системы – это единственно возможный ресурс и важнейшее условие устойчивого развития в XXI столетии.

Список литературы Инновационная политика России в условиях новых вызовов глобального развития

  • Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в. -М.: РОССПЭН, 2014. -286 с.
  • Ильдяков, А. И. Особенности государственной инновационной политики России/А. И. Ильдяков//Управление экономическими системами: электрон. экономический журнал. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/903-2011-12-24-07-00-06 (дата обращения: 15.12.2014). -Загл. с экрана.
  • Инновационная политика: Россия и Мир: 2002-2010/под общ. ред. Н. И. Ивановой, В. В. Иванова. -М.: Наука, 2011. -451 с.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р//Собрание законодательства РФ. -2008. -№ 47.-Ст. 5489.
  • Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (дата обращения: 15.12.2014). -Загл. с экрана.
  • Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, Кремль, 12 декабря 2012 г.//Официальный сайт Президента Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 17.12.2014). -Загл. с экрана.
  • Примаков, Е. М. Вызовы и альтернативы многополярного мира: роль России/Е. М. Примаков. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. -320 с.
  • Селезнев, П. С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России/П. С. Селезнев. -М.: РОССПЭН, 2013. -302 с.
  • Соколова, Л. С. Формирование технологической политики: концептуальные соображения//Российский экономический журнал. -1997. -№ 11-12. -С. 35-42.
  • Хозяйственные системы инновационного типа. Теория, методология, практика/под ред. А. П. Фоломьева. -М.: Экономика, 2011. -397 с.
  • Шляхов, М. А. Механизмы привлечения инвестиций в национальную инновационную систему России/М. А. Шляхов//Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала/под ред. С. Н. Сильвестрова, Н.А. Новицкого. -М.: ИЭ РАН, 2006. -224 c.
Еще
Статья научная