Инновационные технологии в диагностике и хирургическом лечении очаговых образований печени (обзор)

Автор: Лебедев Михаил Сергеевич

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Хирургия

Статья в выпуске: 2 т.7, 2011 года.

Бесплатный доступ

Представлены современные методы диагностики и лечения, а также инновационные малоинвазивные технологии хирургического лечения очаговых образований печени

Инновационные хирургические технологии, очаговые образования печени, способы диагностики

Короткий адрес: https://sciup.org/14917352

IDR: 14917352

Текст научной статьи Инновационные технологии в диагностике и хирургическом лечении очаговых образований печени (обзор)

  • 1В    последние годы в связи с внедрением современных методов диагностики отмечается значительное увеличение количества и объема хирургических вмешательств у больных с очаговыми поражениями печени [1].

Очаговыми образованиями печени (ООП) называют группу различных по этиологии и течению заболеваний, объединяющим признаком которых является истинное замещение функционирующей печёночной паренхимы единичными или множественными патологическими образованиями [2]. Е. Г. Спиридоновым в 2007 г. [2] предложено выделять следующие основные группы ООП: непаразитарные кисты печени (одиночная киста печени, множественные кисты печени, поликистоз печени, послеоперационные и посттравматические кисты печени); паразитарные кисты печени (эхинококкоз, альвеококкоз); доброкачественные опухоли печени (аденома, гемангиома, узелковая гиперплазия печени); злокачественные опухоли печени (рак печени, гепатома, метастазы опухолей).

Клиническая картина кистозных и опухолевидных образований печени очень схожа и не отличается большим разнообразием симптомов [1, 3]. Лабора-

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.

Тел.: 679824.

торные методы дают весьма полезную информацию в первую очередь при выявлении паразитарных кист [4, 5]. Ведущее место в диагностике очаговых образований и остаточных полостей печени принадлежит инструментальным методам: рентгенодиагностике, УЗИ, КТ, МРТ [6].

Одним из самых доступных, неинвазивных и достоверных методов диагностики кист печени является ультразвуковое исследование [1, 7, 8]. Высокая информативность этого метода (93-95%) при непаразитарных кистах отмечается большинством авторов [9]. Минимальный размер визуализируемой кисты составляет 3–5 мм. По данным ультразвукового исследования определяется количество и локализация кист, а также, в зависимости от расположения жидкостного образования и капсулы печени, возможно проводить дифференциальную диагностику между подкапсульными и интрапаренхиматозными кистами [1, 10]. Дифференциальная диагностика больших непаразитарных кист и паразитарного поражения в последнее время редко вызывает сложности. Применение комплексного УЗИ (в режиме цветного допплеровского картирования, импульсная допплерография) существенно облегчает задачу [11].

Ведущее место в лучевой диагностике объемных образований и остаточных полостей печени, заняла компьютерная томография. Она позволяет определить точную топографическую локализацию пато- логического очага, близость его к крупным сосудам, желчным путям, состояние тканей паразита (нагноение полости кисты, наличие дочерних пузырей в ней и т.д.). Комплексное применение КТ и УЗИ повышает специфичность и чувствительность этих методов и в 92-98% наблюдений обеспечивает постановку достоверного диагноза [12–14]. Широкое распространение в диагностике очаговых образований печени имеет лапароскопия [1, 5, 15, 16].

Таким образом, в диагностике непаразитарных кист печени в настоящее время решены все необходимые вопросы. Ультразвуковое исследование, компьютерная томография в сочетании с исследованием крови на антитела к эхинококку и уровня аль-фа-фетопротеина в сыворотке позволяют установить размеры, локализацию кисты, отношение к капсуле печени, характер ее содержимого, в ряде случаев заподозрить или исключить паразитарное поражение или кистозную опухоль [17–19].

Способы лечения кист печени в целом зависят от их размера и локализации [1, 20, 21]. Традиционные оперативные вмешательства при солитарных кистах печени варьируют от простой пункции до резекции печени [22].

Большое количество осложнений в послеоперационном периоде, до 20-25%, по данным разных авторов [1], обширная хирургическая травма, удаление части органа при доброкачественном поражении, высокая вероятность летального исхода в группе больных повышенного хирургического риска, длительный реабилитационный период — вот те недостатки, которые сдерживают хирургов от применения традиционной лапаротомии. На первое место выходят осложнения, связанные непосредственно с лапаротомией, хирургической травмой. Однако некоторые авторы выделяют осложнения, приводящие к рецидиву кист, вследствие неэффективности проведенного вмешательства на печени. Чаще всего это связано с неадекватной обработкой кистозной полости и скоплением жидкости в остаточной полости, приводящим к рецидиву кист [23, 24].

Интенсификация процесса лечения стала возможной при внедрении методик малоинвазивной хирургии под контролем ультразвуковой и компьютерной томографии. К малоинвазивным методам относятся: 1) лапароскопические операции; 2) операции из минидоступа; 3) чрескожные пункции кист под контролем УЗИ; 4) чрескожные дренирующие операции [25–27].

Уменьшение операционной травмы и облегчение послеоперационного периода дали возможность расширить показания к плановым оперативным вмешательствам у больных с тяжелой сопутствующей соматической патологией. Существенную роль играет также косметический эффект, обусловленный отсутствием грубых и обширных кожных рубцов [28].

Для успешного проведения операции немаловажное значение имеет выбор рационального операционного доступа, позволяющего проводить адекватное хирургическое вмешательство. Рациональный доступ, не ограничивая манипуляций хирурга, должен обеспечить технически свободное удаление кист и быть наименее травматичным для больного. Выбор операционного доступа определялся индивидуально, в зависимости от локализации кист на основе УЗИ и КТ печени [29].

Однако широкое применение малоинвазивных методик привело к появлению специфичных групп осложнений, основные из них: кровотечение и желчеи- стечение. Учащению послеоперационных гнойно-септических осложнений способствуют нерациональная антибиотикотерапия, послеоперационная иммунодепрессия, рост внутрибольничного инфицирования, резистентность современной микрофлоры к наиболее часто применяемым антибиотикам [30, 31].

Обработку гнойных ран и полостей предлагается проводить с использованием плазменного скальпеля [32], применяется и способ направленного транспорта антибиотиков в аутологичных эритроцитарных тенях [33]. Эффективным методом считают внутритканевой электрофорез [34], орошение полости 0,06-0,18% растворами гипохлорита натрия [35], выполнение озоновой санации [36], проводят и внутривенное введение озонированных растворов, что повышает антиоксидантную защиту организма, стимулирует регенеративные процессы и иммунитет, оказывает выраженный дезинтоксикационный эффект [37]. Имеются сообщения о возможности клинического применения низкочастотного ультразвука в лечении гнойно-деструктивных процессов [38]. В ряде сообщений показана более высокая эффективность комбинированной обработки гнойных процессов по сравнению с действием каждого из факторов в отдельности [39].

В отечественной и зарубежной медицине в течение последних десятилетий успешно используются лечебные технологии, базирующиеся на применении низкоинтенсивных лазеров, излучающих в красном и инфракрасном диапазоне волн [40]. В биологических эффектах низкоинтенсивного лазерного излучения в качестве первичного действующего фактора выступают локальные термодинамические нарушения, вызывающие цепь изменений кальцийзависимых физиологических реакций организма, причем направленность этих реакций может быть различна, что определяется дозой и локализацией воздействия, а также исходным состоянием самого организма [41]. Низкоинтенсивное лазерное излучение, воздействуя на рану, способствует активации пролиферативных процессов и быстрому восполнению тканевых дефектов за счет усиления обмена в тканях и регенерации, повышения потребления кислорода и окислительно-восстановительного потенциала, изменения проницаемости сосудов, усиления микроциркуляции и улучшения гемодинамики, стимуляции иммунной системы [42]. В настоящее время известны противовоспалительные, бактерицидные, регенеративные свойства лазерного излучения в лечении гнойных ран [43], однако в хирургии абсцессов печени и око-лопеченочных пространств они не нашли широкого применения.

Медицина становится перспективной областью применения нанотехнологий. Одним из приоритетных направлений национальных программ по нанотехнологиям в промышленно развитых странах являются нанобиотехнологии, в том числе создание новых лекарственных препаратов на основе наночастиц металлов [44].

Наноматериалы — это материалы, содержащие структурные элементы, геометрические размеры которых хотя бы в одном измерении не превышают 100 нанометров и обладают качественно новыми свойствами, функциональными и эксплуатационными характеристиками [45], а количество выделяемых ими ионов, даже в слабых электролитических средах, может быть достаточным для подавления микроорганизмов [46]. Известно, что ультрадисперсные нанопорошки ряда металлов и оксидов металлов (медь, магний, железо, цинк, серебро и др.) обладают выраженной биологической активностью и входят в состав прототипов лекарственных препаратов. [47].

Анализ данных литературы показал, что наночастицы обладают более высокой токсичностью по сравнению с обычными микрочастицами, способны проникать в неизмененном виде через клеточные барьеры. Токсичность наночастиц определяется их формой и размерами, при этом мельчайшие наночастицы веретенообразной формы вызывают более разрушительные эффекты в организме, чем подобные им частицы сферической формы [48], а при воздействии наночастиц на организм отчетливо прослеживается связь «доза — эффект» [48, 49].

Одним из путей улучшения результатов лечения практически любого заболевания является возможность экспериментальной разработки новых методик исследования и подходов к лечению данной патологии. В экспериментальной хирургии печени известны несколько способов моделирования кист и абсцессов печени [39]. Рядом экспериментальных и клинических исследований установлено, что наночастицы меди и лазерное излучение ближнего инфракрасного диапазона обладают выраженным антибактериальным действием [50]. Однако экспериментального обоснования сочетанного применения этих методов в лечении ООП в литературе нет.

Список литературы Инновационные технологии в диагностике и хирургическом лечении очаговых образований печени (обзор)

  • Альперович Б. И. Хирургия печени. М., 2010. 459 с.
  • Спиридонов Е.Г., Пироженко П. А. Очаговые образования печени: определение понятия. Непаразитарные кисты//Клиника ВолГМУ. 2007. № 1. С. 56-57.
  • Shankar S.R., Parelkar S.V., Das S.A. An antenatally-diagnosed solitary, non-parasitic hepatic cyst with duodenal obstruction//Pediatr. Surg. Int. 2001. Vol. 16 (3). P. 214-215.
  • Ганнота В.Л. Диагностика и хирургическое лечение опухолей печени: автореф. дис... канд. мед. наук. Томск, 1991. 122 с.
  • Catania G., Cardi F., PetraliaA. Simple cysts of the liver//Minerva Chir. 1997. Vol. 52 (6). P. 823-830.
  • Marzano L.A., Corcione F., d»Ajello M. Choledochal cysts in adults: a case report//Hepatogastroenterology. 1990. Vol. 37, suppl. 2. P. 95-96.
  • Ничитайло M.E., Фарзоллах М.Д. Современный диагностический и лечебный алгоритм при абсцессах печени различной этиологии//Клиническая хирургия. 2004. № 11. 75 с.
  • Henne-BrunsD., Klomp H.E., KremerB. Non-parasitic liver cysts and polycystic liver disease: results of surgical treatment//Hepatogastroenterology. 1993. Vol. 40 (1). P. 1-5.
  • Новые возможности диагностики и миниинвазивного лечения сосудистых опухолей печени/В. В. Хацко, А. Д. Шаталов, A.M. Дудин [и др.]//Клин, хирургия. 2007. № 2. 62 с.
  • Поташов Л.В., Васильев В. В., Малахова Т. В. Диагностика и лечение кист печени, почек и поджелудочной железы с применением ультразвука: пособие для врачей. СПб., 2000. 106 с.
  • Ultrasonography guided percutaneous radiofrequency ablation for hepatic cavernous hemangioma/Y. Cui, L.Y. Zhou, M. K. Dong [et al.]//World J. Gastroenterol. 2003. Vol. 9, № 9. P. 2132-2134.
  • Абдуллаев А. Г., Милонова В. И., Царенко И. А. Компьютерная томографическая диагностика объемных образований печени различного генеза//Хирургия. 2005. № 6. С. 61-65.
  • Бахмутова Е. Е. Возможна ли достоверная диагностика однородно накапливающих гиперваскулярных образований печени одним из томографических методов (КТ, МРТ)//Медицинская визуализация. 2010. № 3. С. 50-58.
  • Qayyum A. Diffusion-weighted Imaging in the abdomen and pelvis: Concepts and applications//RadioGraphics 2009. P. 1797-1810.
  • Матевосян В. P., Харнас С. С, Лотов А. Н. Диагностика и выбор метода хирургического лечения непаразитарных кист печени//Хирургия. 2002. № 7. С. 30-31.
  • Domene С.Е., Volpe P., Atui F.C. Videolaparoscopic treatment of hepatic single cysts//Rev. Hosp. Clin.Fac. Med. Sao Paulo. 1997. Vol. 52 (6). P. 302-305.
  • Благитко E.M., Бромбин А. И. Лечение больных с бактериальными абсцессами печени//Анналы хирургической гепатологии. 1999. Т. 4, № 2. С. 85-86.
  • Bruegel М. Diagnosis of hepatic metastasis: Comparison of respiration-triggered diffusion-weghted echo-planar MRI and five T2-weighted turbo spin-echo sequences//Amer. J. Roentgenol. 2008. 191 p.
  • Kandpal H. Respiratory-triggered versus breath-hold diffusion-weighted MRI of liver lesions" Comparison of image quality and apparent diffusion coefficient values//Amer.J. Roentgenol. 2009. P. 915-922. 1421-1429.
  • Optimizing surgical management of symptomatic solitary hepatic cysts/J. D. Edwards, F. E. Eckhauser, J.A. Knol [et al.]//Amer. Surg. 1987. Vol. 53. P. 510-514.
  • Roemer C.E., Ferrucci J.T., Mueller PR. Hepatic cysts: diagnosis and therapy by sonographic needle aspiration//Amer.J. Roentgenol. 1981. Vol. 136. P. 1065-1071.
  • Абдуллаев А. Г. Возможности современных методов диагностики и хирургического лечения кист печени//Хирургия. 1990. №3. С. 157-163.
  • Журавлев В. А., Бахтин В. А., Русинов В.М. Резекция печени как радикальный метод лечения больных с непаразитарными кистами печени//Анналы хирургической гепатологии. 1998. Т. 3.252 с.
  • Snarska J., Puchalski Z., Kokoszko M. Malignant and benign tumours of liver-problems of diagnostics, treatment and complications//Rocz. Akad.Med. Bialymst. 2001. Vol. 46. P. 158-69.
  • Эктов B.H., Мошуров И.П., Соколов А.Н. Использование малоинвазивных технологий при лечении больных с гнойно-некротическими осложнениями//Современные медицинские технологии в специализированной многопрофильной клинике: сб. науч. тр./под общ. ред. проф. В. Н. Эк-това. Воронеж, 2006.С. 179-180.
  • Эктов В.Н., Минаков О.Е. Применение малоинвазивных технологий в комплексном лечении больных панкреоне-крозом//Вестник экспериментальной и клинической хирургии. 2008. Т. 1, №1. С. 17-21.
  • Golleti О., Lippolis PV Percutaneous ultrasound-guided drainage of intra-abdominal abscesses//Br.J. Surg. 1993. Vol. 3, № 80. P. 336-124.
  • Chu K. M, Fan S.T., Lai E.C. Pyogenic liver abscess. An audit of experience over the past decade//Arch. Surg. 1996. Vol. 131, №2. P. 148-152.
  • Каримов Ш.И., Нишанов X.T., Боровский СП. Пунк-ционно-дренажный метод лечения абсцессов печени с применением электролизного водного раствора гипохлоритана-трия//Анналы хирургической гепатологии: материалы пятой конференции хирургов-гепатологов (25-27 сентября). Томск, 1997. 194 с.
  • Natsui М. Therapeutic management of problematic superficial wounds: a patient-centred approach//J. Wound Care. 2003. Vol. 12, №2. P. 63-66.
  • Thomson P. D., Immonology, microbiology and the recalcitrant wound//Ostomy Wound Manage. 2000. Vol. 46. P. 77-82.
  • Нигматзянов ОС. Клинико-экспериментальное обоснование применения плазменных технологий в гнойной хирургии: дис... канд. мед. наук. Уфа, 2004. 116 с.
  • Ахмедов И. Г., Алиев М. А., Ахмедов А. А. Новые подходы к лечению эхинококкоза печени//Анналы хирургической гепатологии: материалы IX конференции хирургов-гепатологов России и стран СНГ. 2002. Т. 7, № 1. 306 с.
  • Гарелик П.В., Жемойтяк P.P. Результаты лечения кист печени с использованием лапароскопических методик//Материалы IV конференции хирургов-гепатологов. Тула, 1996. 38 с.
  • Каримов Ш. И., Нишанов X.Т., Бадшахзар А.Н. Хирургическая тактика при эхинококкозе печени//Вести хирургии им. Грекова. 1992. Т. 149, № 7-8. С. 308-313.
  • Агаев P.M. Хирургическое лечение эхинококкоза печени и его осложнений//Хирургия. 2006. № 2. С. 32-36.
  • Thwaites М., Dean S. Chronicled ulcers ozone and factors affecting healing//Aust.Fam. Phisican. Vienna, 1995. P. 292-4.
  • Першин А. В. Комплексное лечение больных с одон-тогенными флегмонами челюстно-лицевой области с использованием озоно-ультразвуковых технологий: дис... канд. мед. наук. Омск, 2000. 178 с.
  • Способ моделирования абсцесса печени: пат. 2318248 РФ, МПК G09B23/28, 142428/14/М. А. Нартайлаков [и др.]. заявл. 22.11.2006. опубл. 27.02.2008. Бюл. №5. 11 с.
  • Elementary processes in cells after light absorption do not depend on the polarization degree: implication for the mechanisms of laser phototherapy/T. Karu, L. Pyatibrat, S. Moskvin [et al.]//Photomedicine and Laser Surgery. 2008. Vol. 26, № 3. P. 76-80.
  • Иванченко Л. П., Коздоба А. С., Москвин С.В. Лазерная терапия в урологии. М., 2009. 156 с.
  • Low-energy helium neon lazer irradiation does not human keratinocyte differentiation/PA. Rood, A. F. Haas, P. J. Graves [et al.]//J. Invest. Dermatol. 1992. Vol. 99, № 4. P. 445-448.
  • Corazza A.V, Jorge J., Kurachi С Photobiomodulation on the angiogenesis of skin wounds in rats using different light sources//Photomed. Laser Surg. 2007. P. 102-106.
  • Lai J., Lu Y, Yin Z. Pharmacokinetics and enhanced oral bioavailability in beagle dogs of cyclosporine: A encapsulated in glyceryl monooleate/poloxamer 407 cubic nanoparticles//Inter. J. of Nanomedicine. 2010. Vol. 5. P. 13-23.
  • Годымчук А. Ю. Лекции по курсу «Отрасли наноинду-стрии и области применения наноматериалов». 2007. URL: http://portal.tpu.rU/SHARED/g/GODYMCHUK/Education.
  • Исследование структуры и функциональной активности наночастиц железа/Н.Н. Глущенко, О.А. Богословская, Т.А. Байтукалов [и др.]//XVIII Менделеевский съезд по общей и прикладной химии: тез. докл. М., 2007. 28 с.
  • Ершов Б. Г. Наночастицы металлов в водных растворах: электронные, оптические и каталитические свойства//Ж. Рос. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева. 2001. Т. XLV, № 3. С.20-30
  • Володина Л. А., Ольховская И. П. К механизму токсического действия наночастиц меди на бактерии Escherichia coli//Биофизика. 2009. № 6. С. 1060-1065.
  • Lewinski N., Colvin V, Drezek R. Cytotoxicity of nanoparticles//Small-journal 2008. Vol. 4, № 1. P. 26-49.
  • Сарвилина И. В., Каркищенко В.Н., Горшкова Ю.В. Междисциплинарные исследования в медицине. М.: Техносфера, 2007. 368 с.
Еще
Статья научная